Анатолий Заболоцкий. Все формы искусства ему неподдельно интересны - от кино и фото до словесного. Советский кинооператор трудился на "Беларусьфильме", студиях имени Горького и "Мосфильме". Участвовал в создании легендарных картин, таких как "Альпийская баллада", "Калина красная", "Печки-лавочки". Но большая часть работ Заболоцкого так и не дошла до зрителя - забраковала советская цензура.
Он не любит современный кинематограф. Видимо, поэтому в преклонном возрасте решил заняться фотографией. В прошлом году привез тысячи кадров с Камчатки - снимал белых медведей. Выпустил 26 альбомов со своими фотографиями. Одну из коллекций Анатолий Заболоцкий подарил пермской художественной галерее.
О кино, искусстве и сегодняшнем дне с Анатолием Заболоцким побеседовала корреспондент "Урал-Информ" Ольга Юшкова.
Ольга Юшкова: Анатолий Дмитриевич, как вы относитесь к современному кино?
Анатолий Заболоцкий: Я просто его не смотрю. У нас при советской власти оно было цензурировано по идеям, но не цензурировано по нравственным качествам. Сейчас кино в основном продюсерское. А продюсер финансирует те фильмы, которые смотрят. Люди смотрят кино сейчас по животному инстинкту, где стреляют, пьют, убивают. Мне это неинтересно и я выключил кино из употребления.
О.Ю. : Рассказывали такую историю-эксперимент с "Калиной красной". Показали эту картину американским и российским школьникам. Реакция была совершенно разной. Американские школьники отреагировали равнодушно. А российских школьников фильм взволновал. Расскажите как снимать фильм, от которого слезы на глазах?
А.З. : Это потому что душа автора (Василия Шукшина - ред.) так выплеснута, и он зажигал всех собой. Лиду,свою жену, учил. Например, она "гутарит" текст по-написанному, а он на нее как взвизгнет: что ты молотишь, помни, о чем тут речь, и говори своими словами про это событие!
Самым любимым артистом Шукшина был, конечно, Иван Петрович Рыжов. Он эпизодическую роль сыграл отца Любы. Ходил на прогулки с Рыжовым, очень его любил.
О.Ю. : Как вы снимали эту картину как оператор-постановщик?
А.З. : Я в первую очередь находил подходящую обстановку, ведь почти все сплошь на натуре снимали. И вот для этого я нашел место на берегу, где порушенная церковь. Шукшин вообще сразу же исключал красоту эту, на которой мы все воспитаны. А в этом случае он сразу согласился и сказал, что на бугре на этом мы сцену сделаем, и она, церковь, вторым планом работает на нашу идею.
Шукшин торопился летом сдать картину. Это была хитрость генерального директора. Мы показали фильм редсовету, малому числу. Они посмотрели картину. Бондарчук говорит: "Есть правда жизни, есть правда искусства, у тебя здесь правды "Во!", а где здесь искусство?" Шукшин как вскочил, как заговорил, у него слезы из глаз вот так дождем! А Сизов говорит: "Мы покажем эту картину на дачах". И там ее посмотрели Косыгин, Брежнев. Брежнев заплакал, и это решило исход картины.
О.Ю .: Вы в Пермь привезли тоже запрещенный фильм?
А.З. : Да. Это "Последний хлеб", он в 1962 году снимался. И должен был выйти не аэкраны. Но тогда при Хрущеве подорожал хлеб. Фильм и закрыли. И он лежал, ему даже категории оценки не было, он просто был на полках. Теперь мне его цифровую копию на "Беларусьфильме" сделали. Я его показал в Большом Манеже на фотовыставке. Он на ваше поколение произвело большое впечатление.
О.Ю.: Но повод другой. Вы приехали подарить фотографии Пермской художественной галерее?
А.З.: Вот об этом я хочу рассказать. Когда я открывал выставку в Большом манеже, я написал, что подарю ее любому городу, который эту выставку сохранит хотя бы для 5 поколений. Ко мне подошел Олег Демченко, житель вашего города (тогда вице-премьер правительства Пермского края - ред.). Он сказал, что Пермь взяла бы эту выставку. Я аж подпрыгнул от радости, конечно, я сразу согласился.
Фото: pereplet.ru