Андрей Климов и метла

Евгений Сапиро
Фото: www.newsko.ru

В  конце января сенатор от  Пермского края Андрей Климов заявил: «…Американцы… закупают у  нас  ракетную технику, и  примерно 40% «Боинга» состоит из  запчастей, изготовленных у  нас  на  Урале. Я  не  знаю, как  без  Swift американцы будут с  нами тогда рассчитываться. Или  они  согласны остановить всю  свою аэрокосмическую программу и  летать после этого на  метле?»

Наш  с  Андреем Климовым (мы  с  ним  работали на  одной кафедре  — учёта и  финансов) бывший студент процитировал эти  его  слова и  спрашивает меня: «Россия действительно способна пустить американскую аэрокосмическую отрасль по  миру? Как  вы  оцениваете компетентность этого заявления?»

Начнём с  ракетной техники. Двигатели РД-180 производятся НПО  «Энергомаш» для  США  с  1990-х годов. Сначала был  заключён миллиардный (в  долларах) контракт на  101  двигатель. В  2014 году, после заявления вице-премьера Дмитрия Рогозина о  том, что  Россия готова поставлять эти  двигатели только для  запусков космических аппаратов невоенного назначения, американцы интенсифицировали разработку собственных подобных двигателей. Но  когда стало ясно, что  качественная замена может произойти лишь в  середине  — конце двадцатых годов, американцы заказали дополнительно ещё 20  двигателей.

На  первый взгляд слова Андрея Климова соответствуют истине. Чего нельзя сказать об  их  тональности: мы, мол, накажем американцев. Да, в  случае прекращения поставок США  на  несколько лет  потеряют в  грузоподъёмности ракет, в  затратах на  их  запуски. Но  мы  тоже в  очень многом проиграем. Утратим очень выгодного заказчика. Навсегда.

Последнее. Не  мой  вывод, а  президента Владимира Путина, прозвучавший весной 2017 года на  форуме «Арктика  — территория диалога»: «Мы никогда не  предпримем никаких шагов, которые идут нам  во  вред. Американцы давно покупают наши ракетные двигатели  — это  выгодно Соединённым Штатам, потому что  экономит средства. Это  выгодно и  нам, потому что  это  загружает и  наши заводы. Мы  никогда не  предпринимаем шагов, которые идут во  вред бизнесу, во  вред межгосударственным связям».

О  40% «Боинга», которые «изготавливаются у  нас  на  Урале». Да, на  Урале  — в  Верхней Салде и  Березниках  — корпорация ВСМПО-АВИСМА производит и  экспортирует изделия из  титановых сплавов американскому «Боингу». Подчеркнём, не  запасные части, как  их  назвал сенатор, а  заготовки и  комплектующие для  фюзеляжей. Насчёт 40% информация противоречивая. По  одним источникам, фюзеляжи «Боингов» действительно состоят на  40% из  титана. Но  в  описании Boeing 787  указаны 15%.

Главное не  в  этом. Пафос заявления Андрея Климова: «Ну, «Боинг», погоди!» На  самом же  деле, если мы  прекратим ему  поставки (я  на  99,9% уверен, что  это  может произойти лишь в  ходе не  «холодной», не  «гибридной», а  «горячей» войны), «Боинг» на  время утратит надёжного поставщика с  уже  отработанными технологиями и, возможно, потеряет на  закупочных ценах. Но  не  остановит производство.

В  мире мы  не  первые и  не  единственные поставщики титана  — наша доля в  мировом производстве составляет всего 15%, и  на  смену нам  придут, скорее всего, китайцы или  японцы, находящиеся по  объёму производства выше  нас. Кроме того, в  последние годы в  самолётостроении титан всё больше заменяют композиционным материалом из  углеродного волокна.

А  вот  для  экономики России потеря такого выгодного и  проверенного «на вшивость» заказчика будет означать «бомбить Воронеж». Тем  более что  уже  в  2015 году по  отношению к  2014 году поставки ВСМПО-АВИСМА на  внутренний рынок уменьшились на  11,6%, а  на  экспорт увеличились на  5,9%.

Оценка компетентности заявления сенатора Климова. Путать запчасти с  комплектующими и  полуфабрикатами нежелательно, но  прямого ущерба от  этого  нет.

Но  в  его  заявлении присутствуют два  политических «дефекта».

Первый. Когда имеешь дело с  серьёзными партнёрами (а  США  и  Западная Европа относятся к  тем, кто  хорошо знает, «что и  почём»), лучше чуть прибедниться, чем  попусту растопыривать пальцы. Мы  по  отношению к  ним  в  авиационной и  космической сфере выгодные партнёры, но  не  монополисты. И  изображать из  себя тяжеловеса, а  их  мальчиками для  битья  — портить себе репутацию.

Второй. Бег  впереди паровоза  — неблагодарный вид  спорта. И  когда президент говорит одно, а  сенатор ради красного словца («метла») говорит противоположное, это  тот  самый случай, когда можно под  этот паровоз попасть.


Евгений Сапиро доктор экономических наук, профессор
 
По теме
Машину Айраса Кучукбаева подрезала иномарка лихачей, которые затем разбили в его новом авто стекло   Архив ИД «Компаньон» На трассе Пермь-Краснокамск неизвестные на Toyota Camry «подрезали» автомобиль бывшего замес
Одна из улиц Мотовилихинского района будет носить имя Владимира Перепелицына - Министерство здравоохранения Общественный совет по топонимике г. Перми поддержал инициативу Городской клинической больницы №4 присвоить улице в одном из новых микрорайонов Мотовилихи имя хирурга Владимира Перепелицына (1946-2005).
Министерство здравоохранения
Экскурсия в ГБУЗ ПК «ПССМП» - Базовый медколледж 25 марта наших первокурсников специальности «Лечебное дело» открытыми дверями встретила Пермская станция скорой медицинской помощи.
Базовый медколледж
Группа «Комсомольск» - Новый Компаньон Музыканты сообщили, что выступлений группы больше не планируется Фото: телеграм-канал группы «Комсомольск» Концерты группы «Комсомольск», ранее перенесённые с марта на осень, не состоятся.
Новый Компаньон