Антон Долин: Я верю, что цензура — это зло

Антон долин
Фото: www.newsko.ru

На  минувшей неделе в  Фестивальном доме Перми состоялась творческая встреча с  главным редактором журнала «Искусство кино» Антоном Долиным. Желающих пообщаться с  кинокритиком было много  — зал  был  переполнен, а  регистрация на  мероприятие была закрыта задолго до  его  начала. Те  же, кто  смог прорваться на  встречу с  Долиным, узнали о  том, как  он  оценивает дело Кирилла Серебренникова, нынешнее положение дел  киноиндустрии в  России, а  также о  том, где  проходит граница между искусством и  шоу-бизнесом.

Фото:  Константин Долгановский

В  начале встречи её модератор Ирина Колесникова предложила поговорить на  тему искусства на  службе у  народа. Это  и  стало главным предметом обсуждения первой половины вечера.

— Должен ли  художник, создавая произведения искусства, учитывать ожидания народа и  представителей власти?

— Во-первых, искусство принадлежит народу. Так  было всегда и  так  будет всегда. У  нас  есть тяжёлое советское наследие  — довольно странное искажённое представление о  смысле слова «народ». Народ  — это  только некий «простой народ». Почему простой? Чем  он  отличается от  «непростого»? Неизвестно.

У  каждого произведения искусства есть своя аудитория. И  эта  аудитория и  есть народ в  рамках этого произведения искусства. Если слово «народ» может заменить слово «зритель», то  пусть заменяет. Если нет, то  пусть не  заменяет. Это  вопрос выбора слова. Не  более.

Отношения с  властями  — это  сложный, хитроумный вопрос. Буквально сегодня утром читал по-английски огромную статью, в  которой пытались рассказать о  деле Кирилла Серебренникова. Я  просто видел по  этому тексту, как  автор теряется в  поиске понятных его  аудитории определений. Но  речь шла  о  России, где  одни и  те  же  люди могут обвинять Серебренникова, писать на  него доносы и, пока он  находится под  арестом, идти на  премьеру поставленного им  балета в  Большой театр и  вполне от  души аплодировать  ему. Но  я  к  тому, что  во  все  времена и  во  всех странах отношения художника и  власти были сложные. Потому что  искусство очень редко бывало и  очень редко бывает окупаемым.

Окупаемым бывает шоу-бизнес. Искусство бывает окупаемым, когда оно  становится шоу-бизнесом. Допустим, фильм «Аватар» или  «Звёздные войны»  — это, безусловно, произведение искусства. Поэтому это  хорошо продаётся, может окупаться, кому-то приносить деньги.

Дальше речь зашла о  системе поддержки искусства властью. На  предположение ведущей о  том, что  кто  платит, того и  музыка, Долин категорично заявил, что  это  ложный посыл. Он  добавил, что  искусство, по  сути, является сервисом, подобным религии, которому поступает заказ от  власти или  людей только в  моральном ключе: «Сделай мне  хорошо, научи меня жить, дай  мне  испытать красоту».

Во  время беседы Антон Долин не  раз  отмечал: неверно полагать, что  люди всегда стремятся к  эскапизму и  желанию видеть только красивую картинку в  искусстве.

Антон Долин:

— Как  вы  думаете, кого больше любит публика? Героинь Джоди Фостер или  Ганнибала Лектера, сыгранного Энтони Хопкинсом? Я  знаю ответ. Я  не  проводил никакого опроса, но  у  меня нет  никакого сомнения в  этом. Так  устроен человек. Он  любит говорить, что  его  привлекает добро и  красота, но  на  самом деле уродство и  зло  привлекают его  ничуть не  меньше.

Отвечая на  вопрос о  том, где  проходит граница между искусством и  шоу-бизнесом, Антон Долин отметил, что  этой границы не  существует. То, что  мы  считаем искусством, зависит лишь от  персонального уровня снобизма.

Антон Долин:

— Кто-то скажет, что  искусство  — это  только Шёнберг, а  Верди и  Пуччини  — это  не  искусство. Кто-то скажет, что  искусство  — это  опера, а  поп-, рок-музыка  — это  не  искусство. Кто-то скажет, что  The Beatles и  Deep Purple всё-таки искусство, но  вот  Faith No More уже  нет. И  дальше мы  будем спускаться сколько угодно по  этой шкале, пока не  дойдём до  каких-то самых низких уровней. Это  будут школьные рок-коллективы или  поп-коллективы, подражающие Стасу Михайлову. Будет это  искусством или  нет? Ну  кто  судья? Есть потребитель  — значит, есть искусство. Если чью-то машину желаний это  может запустить  — значит, искусство.

— Есть ли  какая-то идеальная схема взаимодействия в  уравнении «власть и  искусство»?

— Идеальная схема такая: культура и  образование и  вообще гуманитарная сфера получают финансирование от  государства, которое не  требует никогда и  ни  от  кого деньги взамен. Государство финансирует то  искусство, которое не  заявляет себя как  коммерческое. При  этом оно  разрабатывает схему для  равного финансирования всех, разрабатывает систему критериев и  создаёт экспертный комитет, который будет помогать этому распределению. Туда не  должны входить люди некомпетентные, то  есть, например, чиновники.

У  нас  же  смешная система поддержки кино. Она  так  устроена, что  люди заботятся только о  русском кино. Они  не  думают, что  есть ещё другие фильмы и  другие зрители. Они  не  заботятся о  прокатчиках, о  системе, о  кинообразовании, а  заботятся только о  том, чтобы помогать русским фильмам. А  они  не  в  вакууме существуют.

Когда мне  задают вопрос, отчего в  России так  не  любят русское кино, я  отвечаю: «Не потому, что  оно  плохое, а  потому, что  нас  пытаются заставить его  смотреть и  любить». Никому не  нравится, когда его  заставляют делать то, что, по  идее, человек должен делать в  своё удовольствие.

В  целом Долин положительно отзывался о  состоянии киноиндустрии России (речь идёт о  коммерческом кино, в  частности, этого года). Детский фильм «Последний богатырь», рассказал кинокритик, стал самым кассовым популярным русским фильмом за  всю  историю новейшей России. Фильм Фёдора Бондарчука «Притяжение», который многие сравнивают с  а-ля голливудским фильмом про  инопланетян, на  деле заслуживает большего уважения. Долин заметил, что  этот фильм стоил $5 млн, которые по  голливудским меркам имеют мизерный  вес. Отметил критик и  такие фильмы, как  «Большой», «Салют-7», «Матильда». На  замечание Долина о  том, что  Фонд кино, где  он  является членом экспертного совета, не  поддержал проект фильма «Крым», в  зале раздались редкие, но  бурные овации.

— Каково ваше искреннее отношение к  таким фильмам, как  «Сербский фильм», «Человеческая многоножка»? Они  имеют право на  существование?

— Право на  существование имеет любое кино. Я  верю в  то, что  цензура  — это  зло. Любые фильмы должны существовать и  показываться. Даже если это  фильмы порнографические. Ужасно было бы  запретить порно: оно  согревает такое количество людей. Просто каждый фильм должен иметь возрастное ограничение. И  перед просмотром какого-нибудь страшного фильма ужасов или  треша с  поеданием экскрементов должно быть предупреждение. И  всё. Даже возрастной маркировки хватает, на  мой  взгляд.

К  обсуждению дела режиссёра Кирилла Серебренникова, упомянутого Антоном Долиным в  начале встречи, вернулись в  завершение беседы со  слушателями.

Антон Долин:

— История Серебренникова прочитывается культурным сообществом как  послание власти. И  послание это  считывается тоже однозначно: получаешь деньги из  бюджета  — не  выпендривайся. Что  именно под  этим «не выпендривайся» имеется в  виду: не  будь чересчур авангардным, не  ходи на  митинги на  Болотную, не  используй голые тела и  нецензурную лексику в  своих спектаклях, фильмах, инсталляциях.

Я  считаю, что  путинский период характеризуется показательными процессами, инициированными или  поддержанными властью. Дело Серебренникова  — это  отчётливый месседж деятелям и  потребителям культуры. Пока что  это  не  сообщение о  том, что  любая культура, если она  протестна, независима, авангардна, является опасной для  власти и  будет ею  раздавлена. Речь не  об  этом. Не  случайно же  его  пытаются отхлестать деньгами, которые он  получал. Говорится так: если ты  от  нас  кормишься, будь на  коротком поводке.  Сам. Добровольно. Не  жди, пока мы  тебе пришлём директивы, какие спектакли ставить и  какие фильмы снимать. Просто будь умнее.

Я  думаю, что  каждый деятель культуры, получающий какие-то деньги, в  особенности в  России, сейчас живёт с  мыслью, что  он  идёт по  минному полю.


Рината Хайдарова корреспондент
 
По теме
МАСЛЕНИЦА | Музей Культурно-развлекательная программа «Масленичный разгуляй» от краеведческого музея.
КИНОМАРАФОН "ЗОЛОТОЙ ВОРОН" | 2024  Краеведческий музей участвует во Всероссийском киномарафоне Арктического международного кинофестиваля «Золотой ворон» .
Экскурсия в ГБУЗ ПК «ПССМП» - Базовый медколледж 25 марта наших первокурсников специальности «Лечебное дело» открытыми дверями встретила Пермская станция скорой медицинской помощи.
Базовый медколледж
Экскурсия в ГБУЗ ПК «ГКБ №1» - Базовый медколледж 14 марта студенты разных курсов Пермского базового медицинского колледжа посетили ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница № 1».
Базовый медколледж
Театр-Театр - Новый Компаньон Спектакли покажут театры из Новоуральского, Красноярска, Чебоксар и Санкт-Петербурга   Театр-Театр В Перми начались гастроли Новоуральского театра музыки.
Новый Компаньон
iTravel. Russia:Volunteers Across Regions and Cultures 2023–2024 - Библиотека им. А.М. Горького 20 марта завершился региональный этап Всероссийского конкурса видеороликов на английском языке «iTravel: Russia: Volunteers Across Regions and Cultures», реализуемого в 2023/2024 учебном году.
Библиотека им. А.М. Горького