Автосалон обязан передать ПТС вместе с автомобилем
Участились случаи, когда автосалоны, продавая автомобиль клиенту, просят его заехать за ПТС через месяц-другой. При этом поясняются «уважительные» причины: отсутствие в городе бланков ПТС, задержка оформления авто на таможне, на границе, согласование бумажных вопросов с производителем и т.п.
На самом деле, самая распространенная причина: поставщик (изготовитель) отправляет машины продавцу бесплатно или в рассрочку, при этом, как правило, сам автосалон, выполняя функции дилера, не имеет в наличии денежных средств на полную оплату передаваемого товара.
Изготовитель же (поставщик) отправляют салону ПТС только после уплаты стоимости отданного на реализацию автомобиля. Таким образом, ПТС находится в залоге у продавца, предоставившего салону рассрочку, и будет находиться до тех пор, пока салон не погасит свой долг.
Результат: покупатель не может поставить автомобиль на учет, получить транзитные номера, оформить страховку ОСАГО, и, главное - не имеет возможности использовать автомобиль по его прямому назначению.
Статья 456 Гражданского Кодекса РФ определяет обязанности продавца по передаче товара: продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. Таким образом, непередачу документов на товар (в данном случае – автомобиль), закон приравнивает к неисполнению продавцом обязанности передать товар.
При этом необходимо подчеркнуть, что договорные отношения автосалонов с покупателями - физическими лицами регламентируются в первую очередь законодательством о защите прав потребителей.
Статья 23.1. закона «О защите прав потребителей» РФ от 07.02.1992 N 2300-1 устанавливает для продавца неустойку (пеню) за нарушение установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.
Интересно, что Закон о защите прав потребителей предусматривает неустойку за несвоевременную передачу именно товара. Однако Верховный Суд РФ пояснил, что к товару относятся и необходимые документы на него .
Например, если нет оригинала ПТС, это недостаток автомобиля как товара. А если недостаток по требованию потребителя не устранен, продавец обязан уплатить неустойку.
Период, за который может быть взыскана неустойка, определяется следующими моментами:
· со дня, когда товар нужно было передать;
· до передачи товара потребителю либо до удовлетворения его требования о возврате предварительно уплаченной суммы.
Важно помнить, что сумма неустойки не может быть больше предоплаты за товар.
К примеру, месячная задержка выдачи покупателю ПТС на предварительно оплаченный автомобиль ценой два миллиона рублей обойдется автосалону примерно 300 000 рублей. Законодательством о защите прав потребителей так же не исключается возможность взыскания с продавца возмещения морального вреда. Данные споры подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции. Подсудность определяется ценой иска, который может быть подан так же по месту нахождения (месту жительства) гражданина, что в какой то степени облегчает процесс судебного разбирательства, особенно, когда покупатель проживает вдалеке от автосалона.
Оказавшись в подобной ситуации, Вы можете обратиться в отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю или в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае». Специалисты проконсультируют Вас о Ваших правах и способах их защиты.
Консультационный центр находится по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, д. 50«а», оф. 110, 112, тел. 236-48-77.