«Без фанатизма!»

Фото: www.newsko.ru

«Вы только без  фанатизма: концерты — это  для  удовольствия, а  не  для  количественных рекордов», — уговаривали зрителей организаторы фестиваля «Безумные дни  в  Екатеринбурге». За  три  дня  в  уик-энд 1—3 сентября здесь состоялось 100  концертов на  восьми площадках, и  публика массово перемещалась от  музыкального училища в  филармонию, Камерный театр, ТЮЗ  и  так  далее. Концерты шли  одновременно, что-то повторялось, что-то — нет, но  не  было ни  одного проходного события — все  заслуживали внимания, и  в  боязни пропустить что-то важное и  уникальное в  самом деле легко было впасть в  фанатизм, забыть о  еде  и  сне  и  заполучить нервное истощение.

Впрочем, не  всё так  безжалостно: концерты недлинные, 45—60  минут, все  залы были расположены в  пределах двух кварталов, да  и  с  погодой повезло. В  программе — красивая, эмоциональная музыка, ничего «грузового», но  при  этом и  никакой «попсы», всё серьёзно: отборные исполнители, изысканный репертуар. В  один день можно было услышать анонимную музыку Средневековья, фортепианные сонаты Хиндемита, этническую музыку, безусловную и  бесспорную классику вроде Тройного концерта Бетховена, музыку барокко и  шедевры XXI века, такие как, например, инструментальные концерты Филипа Гласса, — и  всё это  в  исполнении профессионалов из  стран Европы, среди которых вполне конкурентно смотрелись коллективы из  Екатеринбурга.

Интенсивное действие, единство места и  времени... Эти  принципы фестиваля-марафона словно взяты из  театра французского классицизма. На  самом деле — не  «словно», а  буквально оттуда: на  это  указывает и  название события, перекликающееся с  заглавием одного из  шедевров этого театра — «Безумный день, или  Женитьба Фигаро» Бомарше. Идея фестиваля принадлежит знаменитому французскому импресарио Рене Мартену, автору многих важных европейских фестивалей.

«Безумные дни» стартовали в  Нанте в  1995 году — в  этом городе Мартен возглавляет Центр искусств, и  именно этот центр стал «крышей фестиваля». Там, на  родине, фестиваль проходит буквально под  одной крышей: в  Центре искусств — 12  залов разной вместимости, и  публика перемещается из  одного пространства в  другое, не  выходя на  улицу. В  Екатеринбурге такого помещения, конечно, нет, но  Свердловская филармония, которая отважно взялась за  проведение фестиваля три  года назад, максимально приблизила условия к  идеальным.

Екатеринбург — не  первый город, который перенял опыт Нанта; «Безумные дни» уже  называют фестивалем-путешественником. Это  настоящая франшиза: Рене Мартен лично занимается формированием программы во  всех городах, где  проходит фестиваль, и  обязательно присутствует на  событии. Благодаря его  авторитету в  Екатеринбург прибыло множество коллективов из  Франции и  Великобритании, а  также российские звёзды. Безусловным хедлайнером стал пианист Борис Березовский, постоянный участник проектов Мартена, в  первую очередь фортепианного фестиваля в  Ля-Рок-д’Антероне. Его  сольный концерт и  концерт закрытия фестиваля с  его  участием были, пожалуй, единственными событиями, на  которые попасть было абсолютно невозможно.

Березовский не  случайно популярен в  Европе: он  умудряется показать эмоциональную и  интеллектуальную игру без  внешних эффектов — не  закатывает глаза, не  колотит по  клавишам, но  известные фортепианные произведения звучат так, будто слышишь их  впервые. Как  часто бывает в  проектах Мартена, в  программе фестиваля присутствовал элемент музыкального исследования: так, один и  тот  же  вальс Равеля прозвучал сначала в  оригинальной версии — в  симфоническом исполнении Уральского филармонического оркестра, а  затем Березовский сыграл его  в  переложении для  фортепиано, и  это  была совсем другая музыка. Примерно так  же  ансамбль La Reveuse (Франция) поступил со  знаменитой сонатой Арканджело Корелли «Фолия»: сыграл и  её саму, и  граунд английского композитора Микеля Фаринела, основанный на  мелодии этой сонаты. В  общем, было ещё и  познавательно.

Другим хедлайнером «Безумных дней» была скрипачка Александра Конунова, лауреат конкурса  им. Чайковского, у  которой был  сольный концерт, концерт с  симфоническим оркестром и  выступление на  закрытии, где  она  играла, пожалуй, несколько более холодно, чем  в  Перми на  фестивале Дениса Мацуева, но  её феноменальная техника не  могла не  впечатлить.

Впрочем, и  прочие концерты от  отсутствия публики не  страдали, и  справедливо. Где  ещё услышишь произведения из  Манускрипта Байё (XV век), да  ещё в  исполнении французских виртуозов — ансамбля Obsidienne, или  Концерт-фантазию для  двух литавристов и  оркестра Филипа Гласса в  исполнении Уральского молодёжного симфонического оркестра с  двумя приглашёнными солистами — Петром Костшева и  Петром Домански из  Польши, или  певцов-виртуозов из  Великобритании Voces 8, на  восемь голосов поющих всё — от  Баха до  «Аббы»?

Каждый участник фестиваля по-своему придавал концертам неформальность и  поднимал боевой дух  меломанов, которым, конечно, непросто было переварить все  эти  объёмы новой информации. Французы демонстрировали публике диковинные старинные инструменты и  приглашали хором спеть Ave Maria; англичане звали сделать совместное селфи  и  подружиться в  фейсбуке; поляки же  в  каденциях — их было две, по  числу солистов — выдали стопроцентно узнаваемые мелодии: один выстучал на  своих шести литаврах, как  на  гигантском ксилофоне, популярный рингтон, а  другой — марш Империи из  «Звёздных войн». Публика недоумевала: это  Филип Гласс так  пошутил или  музыканты сымпровизировали? Каденция допускает и  то, и  другое...

В  целом же  концерт Гласса стал сильнейшим открытием для  меломанов и  безусловным доказательством того, что  в  XXI веке существует настоящая великая музыка, которая надолго переживёт своё время.

«Безумный день» — это  не  просто идея, это  технология. Все  концерты пронумерованы от  одного до  100, зрителям выдаётся очень удобный буклет, в  котором указаны концерты-двойники (некоторые программы повторяются по  пять-шесть раз) и  благодаря которому можно составить индивидуальный маршрут. Думается, следующим шагом должно стать создание специального приложения для  смартфонов или  на  сайте Свердловской филармонии. Высчитать маршрут будет нетрудно: все  концерты начинаются строго вовремя, без  опозданий и  длятся ровно столько, сколько идёт музыкальная программа. Никакого конферанса не  предусмотрено, лишние слова исключены, всем зрителям выдаются бесплатные программки, по  которым можно следить за  ходом концерта.

Ещё одна особенность «Безумных дней» — цены на  билеты. И  в  Нанте, и  в  Екатеринбурге, и  в  любой другой точке мира, охваченной этой франшизой, они  феноменально низкие. Билет на  Березовского за  200  рублей — как  вам  такое? Проект зарабатывает за  счёт количества проданных билетов: Свердловская филармония получила за  уик-энд 32  тысячи посещений! И  это  несмотря на  то, что  в  Екатеринбурге в  эти  дни  происходил какой-то шквал событий: открывался Уральский кинофестиваль с  конкурсом российских художественных фильмов, с  громкими премьерами и  звёздами на  красной дорожке; в  Ельцин-центре показывали премьеру спектакля-«бродилки», созданного по  технологии Remote; спортивные екатеринбуржцы приняли участие в  «вертикальном марафоне» — бегом взбирались на  небоскрёб «Высоцкий», а  екатеринбуржцы социально ответственные приняли участие в  протестном флешмобе — «обнимали» городской пруд, где  планируется строительство в  акватории. Всё это  привлекло тысячи горожан, «движуха» в  центре Екатеринбурга была мощная, видная невооружённым глазом.

Не  пустовала и  открытая сцена «Безумных дней» на  площади у  ТЮЗа: здесь работало караоке и  на  большом экране показывали фильмы-балеты, поскольку официальной темой «Безумных дней» этого года были танцы народов мира. С  этой площадки открывается прекрасная панорама любимого екатеринбуржцами пруда, и  в  солнечный тёплый день было совершенно очевидно, что  надо сделать перерыв в  музыкальном безумии и  обнять этот пруд, поддержать соседей.


Юлия Баталина редактор отдела культуры ИД «Компаньон»
 
По теме
Коллектив Пермской филармонии выступил с концертами в Казахстане - InfoMir59.Ru Три дня, три города, три триумфальных выступления, которые восторженно принимала публика братской республики  Коллектив Пермской филармонии под управлением лауреата всероссийских конкурсов и Международного конкурса-фе
26.09.2017
фото Воскресный вечер.jpg - Министерство культуры Пермский губернский оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера Евгения Тверетинова приглашает всех поклонников духовой музыки на «Воскресные вечера с Губернским оркестром» 3 и 10 сентября на
01.09.2017
 
Зов Пармы.JPG - Министерство культуры   На протяжении вот уже девяти лет Парма призывает тех, кто хочет на несколько дней уйти от городского шума, познакомиться с бытом и жизнью наших предков, стать частью живой истории и насладиться чарующими звуками этно-музыки.
23.07.2018
Фестиваль варганной музыки в Кунгуре - Газета Новости Кунгурского края Быстрый темп жизни современных россиян диктует свои правила. Гаджеты заменили радости человеческого общения, отдых человека сегодня без современных технологий представляется сложно.
23.07.2018
21 июля 2018 года агродеревня «Степаново городище» в с.Ленск Кунгурского муниципального района открыла свои двери для настоящих ценителей молочных продуктов и гостей, приехавших угоститься натуральным молоком,
23.07.2018
 
Носителям музыкального гена - InfoMir59.Ru Второй этап традиционной продажи абонементов Пермской краевой филармонии стартует 15 августа и продлится до 15 сентября  Слушатели смогут приобрести их не только в кассе, но и отправив заявку на сайт филармонии.
23.07.2018
Как недопустить пожар на балконе - МЧС России по Пермскому краю За 6 месяцев 2018 года на балконах жилых домов произошло 13 пожаров. 18 июля произошёл пожар на балконе квартиры 5-го этажа по ул.
23.07.2018 МЧС России по Пермскому краю
Фестиваль варганной музыки в Кунгуре - Газета Новости Кунгурского края Быстрый темп жизни современных россиян диктует свои правила. Гаджеты заменили радости человеческого общения, отдых человека сегодня без современных технологий представляется сложно.
23.07.2018 Газета Новости Кунгурского края
Зов Пармы.JPG - Министерство культуры   На протяжении вот уже девяти лет Парма призывает тех, кто хочет на несколько дней уйти от городского шума, познакомиться с бытом и жизнью наших предков, стать частью живой истории и насладиться чарующими звуками этно-музыки.
23.07.2018 Министерство культуры
​«Пермглавснаб» закончил обследование здания бывшего пивзавода на улице Сибирской.
19.07.2018 Business Class
Полевой сезон раскопок трогонтериевого слона достиг своей кульминации – был найден крупный бивень трогонтериевого слона, также палеонтологи продолжают находить останки других древних животных.
17.07.2018 Газета Новости Кунгурского края
White Trail на Белой Горе! - Агентство по спорту и физкультуре Министр физической культуры и спорта Пермского края Владимир Епанов вместе с 350 участниками преодолели White Trail на Белой Горе!
23.07.2018 Агентство по спорту и физкультуре
Судьба краснокамского детского спорта решается без участия депутатов, спортсменов и общественности Президент Владимир Путин проводит олимпиады и чемпионаты мира,
23.07.2018 Газета Вечерний Краснокамск
Избивший DJ Smash экс-депутат Александр Телепнев намерен обжаловать приговор суда - Business Class Автор: Кирилл Перов Бывший депутат Александр Телепнев и промоутер Сергей Ванкевич, приговоренные к двум годам колонии-поселения за избиение музыканта Андрея Ширмана (известного публике как DJ Smash),
23.07.2018 Business Class
Фото: Артем Овчинников - Администрация города Перми Фото: Артем Овчинников В рамках реконструкции улицы Героев Хасана на участке от улицы Василия Васильева до съезда на Липовую гору запущено движение автотранспорта по трем новым полосам.
23.07.2018 Администрация города Перми
За период с 16 по 22 июля 2018 г. на территории Соликамского городского округа чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не зарегистрировано.
23.07.2018 Администрация г. Соликамск