«Время первых»: печальный гимн безымянным героям или фильм об очередной паре суперменов

Business Class выбирает самые резонансные фильмы и книги, выпущенные на минувшей неделе, и представляет два противоположных взгляда на них. Читателям остается определиться, на чьей они стороне

Кино: «Время первых»

Режиссер: Дмитрий Киселев

ЗА

60-е. Разгар холодной войны. Две супердержавы, СССР и США бьются за первенство в космической гонке. На повестке дня – выход человека в открытый космос. За две недели до старта взрывается тестовый корабль. Времени на выявление причин нет. И пусть риски огромны, мы не можем уступить лидерство. Так считает высшее руководство страны. Ответственную миссию (так обычно у нас называют различные самоубийственные мероприятия) возлагают на опытного летчика-испытателя Павла Беляева и его напарника Алексея Леонова. Их тяга к подвигу и показательный послужной список должны были компенсировать слишком спешную подготовку запуска. Но даже так – все, что только можно, пошло наперекосяк…

«Время первых» – кино в общем и целом о том, как мы любим создавать себе сложности, а затем их героически преодолевать. Это идеальный и, главное, – понятный всем нам сюжет. Сложности для Беляева и Леонова создали не они сами, а те высокопоставленные чиновники, которые посчитали, что СССР не имеет права уступить в космической гонке. Тем не менее повествование не сосредоточивается на том, что главных героев «втягивают» в чужую войну – напротив, Беляев и Леонов только и ждут возможности оправдать возложенные на них ожидания и являются могучими двигателями сюжета. Фактор личности в человеческой истории (и в истории развития космической отрасли в частности) понят создателями картины буквально – и эта чарующая наивность, нужно сказать, спасает весь фильм.

Герои Миронова и Хабенского действуют в нечеловеческих условиях (физических, политических, а затем, когда приземляются в заснеженной тайге, – и климатических). В Википедии читаем: «В полете произошло семь аварий. И три или четыре из них, по словам Леонова, – смертельные». Время первых – оно же бремя первых. Кто знает, что было бы известно о Леонове с Беляевым, если бы одна из упомянутых аварий была бы «по-настоящему» смертельной. Ведь разве можно признаться перед остальным миром в том, что тщательно подготавливаемая космическая миссия провалилась? Но все-таки, кроме Беляева и Леонова, были и остальные – те, о ком не рапортовали бравые советские хроники. Те, которые не успели сделать несколько последних шагов по дороге к звездам. И «Время первых» смотрится и воспринимается как печальный гимн безымянным героям, а не только лишь тем, кто обрел узнаваемое имя и попал в учебники.

Без ложного «ура-патриотизма», достойно выступив в «гонке космических спецэффектов» и расположив к себе зрителей лаконичной и честной игрой Миронова с Хабенским, фильм закладывает очень важный тренд в нынешнем российском кино – рассказывать не о жертвах и жертвенности, но о смелости и преданности делу. Как человек, который живет на улице космонавта Беляева, подтверждаю: узнать подробности полета космического корабля «Восход-2», экстренно приземлившегося в Пермской области, вам будет небесполезно.

ПРОТИВ

Все сложнее и сложнее серьезно относиться к российским байопикам: «Спасибо, что живой», «Легенда №17», «Гагарин. Первый в космосе». Все они сделаны, кажется, только для того, чтобы смахнуть пыль с пантеона советских демиургов и напомнить рядовым зрителям, что нам есть чем гордиться. Герои этих фильмов предстают перед нами во всей своей безгрешной красе и, по мысли сценаристов, являются натуральными заменителями забугорных супергероев. Если сверхспособность Человека-паука – карабкаться по отвесным поверхностям, то Высоцкий умеет давать концерты в состоянии гипертонического криза. У Железного Человека есть сверхреактивный костюм, а у Харламова – верная и надежная клюшка.

«Время первых» рассказывает об очередной паре суперменов – Павле Беляеве и Алексее Леонове. В условиях нулевой гравитации, разваливающегося космического корабля, а также начальства, которое требует выход в открытый космос до конца какой-то там пятилетки, им предстоит совершить невозможное – и речь не только о боевом задании, но и о том, чтобы выжить. И если исход фильма выглядит неправдоподобным, хоть и достоверным исторически, то его начало вызывает еще больше вопросов – как двое взрослых людей в здравом уме могли согласиться на смертельно опасное задание, шанс выжить в котором, судя по всему, был близок к нулю? Сценаристы пытаются объяснить прыть Беляева и Леонова их внутренними мотивами (а порой и просто неуравновешенностью), но для полноты картины этого недостаточно.

Тогда на сцену выходят партийные функционеры – можно сказать, они являются главными злодеями в картине, потому что своей настойчивостью и агрессивностью мешают адекватно подготовиться к полету. Этих персонажей мы встречали и в прочих высокобюджетных байопиках, их отталкивающий образ уже приелся своим рычащим напором.

Стилистика космических сцен напоминает «Гравитацию» Куарона: замените американский флаг на серп и молот – и некоторые кадры будут неотличимы от первоисточника. Впрочем, мы уже определились, что «Время первых» выглядит второсортно даже в рамках локальной кинематографической повестки, не говоря уже о мировых трендах.

Кроме того, «Время первых» продвигает устаревшую голливудскую мораль: если ты герой (или даже супергерой), то тебе позволено быть идиотом по жизни – рисковать собой, позабыв о своей семье, идти на поводу у банальной агитации и стремиться к пустопорожним «подвигам». Бытовой героизм (вымыть посуду вне очереди, подавать добрый пример детям и отвечать за свои слова) ныне не в ходу. Хабенский и Миронов подходят для роли скромных космонавтов так же, как Шварценеггер – для роли агента внешней разведки. Их участие в подобном проекте доказывает лишь то, что будущие поколения запомнят скорее их, чем имена Беляева и Леонова.

6+

 
По теме
     28 марта на базе «Центра детского творчества» п. Уральский состоялся зональный этап X краевой олимпиады по истории, теории и практике дополнительного образования.
В зале заседаний комитета Законодательного Собрания Пермского края по социальной политике открылась выставка «Тихая жизнь», на которой представлены работы студентов и преподавателей Пермского краевого колледжа «Оникс».
В библиотеке Коми-Пермяцкого краеведческого музея им. П. И. Субботина-Пермяка с 1 апреля 2024 г. начинает работу книжная выставка к 80-летию Георгия Николаевича Чагина ( 24 апреля   1944 – 11 ноября 2018),
Оперативная обстановка на территории Пермского края за сутки (28 марта 2024 года) - Министерство территориальной безопасности За истекшие сутки зарегистрированы следующие оперативные события: 1. По данным Главного управления МЧС России по Пермскому краю зарегистрировано 9 техногенных пожаров, на которых, к сожалению, травмирован 1 человек.
Министерство территориальной безопасности
«Кардиомаяк» собрал специалистов всего Верхнекамья - Министерство здравоохранения В рамках регулярной выездной работы, проводимой внештатными специалистами Министерства здравоохранения Пермского края, в Березниках проведен контроль качества оказания медицинской помощи пациентам с болезнями системы кровообращения.
Министерство здравоохранения
Частные медучреждения Прикамья готовы к организации доабортного консультирования - Министерство здравоохранения Вчера на базе Краевого перинатального центра Пермской краевой клинической больницы прошло совещание «Новые аспекты доабортного консультирования и репродуктивного здоровья населения Пермского края».
Министерство здравоохранения
Одна из улиц Мотовилихинского района будет носить имя Владимира Перепелицына - Министерство здравоохранения Общественный совет по топонимике г. Перми поддержал инициативу Городской клинической больницы №4 присвоить улице в одном из новых микрорайонов Мотовилихи имя хирурга Владимира Перепелицына (1946-2005).
Министерство здравоохранения
Выставка эскизов «Рерих и театр» - Библиотека им. А.М. Горького С 1 апреля Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить выставку репродукций эскизов Н. К. Рериха «Рерих и театр»,
Библиотека им. А.М. Горького
1 - Новый Компаньон Афиша уикенда 29-31 марта Выставка-продажа «Участие» — новый для Центра городской культуры формат мероприятия, способ под непривычным углом взглянуть на пермскую художественную сцену.
Новый Компаньон
Художник, идущий своим Путём - NePerm.Ru Давид Габаташвили Это сочинение (внизу на фото) опубликовано в одной из газет, которая бережно хранится в музее школы  №2 им.
NePerm.Ru