Девятый вал народной любви

Фото: www.newsko.ru

Выставка открылась в  день 200-летия Ивана Константиновича Айвазовского по  старому стилю. Юбилей Айвазовского охотно отмечают во  многих галереях и  музеях страны уже  с  прошлого года. Но  если Москва могла выставить в  Третьяковке экспозицию из  100  живописных произведений (100  лучших произведений, просим заметить), очереди к  которой затмили «великое стояние» к  картинам Серова, а  в  Петербурге очереди выстраивались к  собранию из  200  полотен, то  остальным пришлось собирать выставки из  того, что  есть. И  даже из  того, чего  нет. Например, в  Тюмени Айвазовского показывали, как  у  нас  Ван  Гога  — мультимедийно.

Пермская галерея не  может похвастаться большим собранием работ мариниста, но  всё-таки Айвазовский у  нас  есть, и  настоящий, в  очень показательных для  его  творчества работах. А  ещё в  Перми знают, как  сочетать традицию и  современность, и  пять полотен мастера (некоторые из  которых томились в  запасниках) вписаны в  очень необычное выставочное пространство. На  тёмно-сером фоне комнаты, в  которой прочерчена условная линия горизонта, картины смотрятся ярче, солируют и  не  теряются, как  в  общей экспозиции. Сначала была идея дополнить это  малое собрание картинами учеников мастера, подражателей и  последователей, других маринистов. Но  удачная концепция, работа дизайнеров и  толика современного искусства (наш  пермский конёк теперь) сделали маленькую выставку вполне самодостаточной и  интересной. Самые большие полотна  — «Скалистый остров» и  «Контрабандисты». Две  поздние и  маленькие взяты из  запасников галереи. Есть ещё сепия «Буря на  море»  — набросок к  картине, которая хранится в  Третьяковке.

В  оформлении выставки участвовали выпускники Пермской академии художеств Никита Гойнов и  Александра Бубнова. И  ещё одна художница, Елена Скопцева, сделала видеоинсталляцию, в  которой неживая природа, штампованный материал уподобляется живой стихии. Звуковое сопровождение к  инсталляции  — шум  волн. Вот  меняется положение одной скобы, и  вслед за  ней  волнами движутся другие. Это  математическая модель «искусственной волны», и  наблюдать за  ней  очень интересно.

Выставка расположилась в  трёх небольших залах, в  первом из  которых  — портретная галерея современников Айвазовского, графические портреты тех, с  кем  он  был  дружен, на  кого влиял и  чьё влияние ощущал  сам. Айвазовского ценил Белинский, любили Гоголь и  Крылов, отмечал Брюллов, охотно покупали император Николай I и  его  сын  Александр. Даже английский маринист Уильям Тёрнер узнал о  его  творчестве и  отметил его  стихотворением на  итальянском языке. Его  вы  и  прочтёте на  стене первого зала  — среди прочих отзывов, выдержек из  писем и  высказываний самого художника о  творчестве, природе и  смысле существования.

Круг общения художника, всегда жившего бурной общественной жизнью, был  весьма значителен. Тут  и  двух залов не  хватит. «Он прожил долгую творческую жизнь, был  знаком с  Пушкиным и  Брюлловым, а  умирал уже  в  расцвете Серебряного века,  — рассказывает искусствовед Нина Казаринова.  — Слагаемые его, в  общем-то, счастливой судьбы  — трудоспособность, талант, умение писать скорописью. Смысл феномена Айвазовского в  том, что  здесь счастливо соединились судьба, личность и  дарование».

Именно Нина Васильевна в  конце 1980-х годов везла одну из  больших работ Айвазовского из  Москвы в  Пермь: «Тогда делать такие покупки для  собрания галереи было не  так  трудно, как  сейчас. Хорошо упакованную картину я  везла в  купе, со  мной ехали ещё три  человека, и  я, конечно, очень волновалась. В  ту  пору она  стоила 8  тыс.  руб., цена автомобиля в  позднем СССР».

Картины на  пермской выставке хорошо отражают стиль, почерк мастера, уверена искусствовед: «Одна из  ранних, ещё романтического периода  — «Корабль в  бурю». Здесь художник размышляет о  мироздании, о  земном космосе, о  противоборстве человека с  природой и  о  том, как  человек в  этой природе мал».

Говоря о  мастерстве художника, Нина Васильевна обращает внимание на  то, что  Айвазовский  — «самый подделываемый художник, подделать которого, на  самом-то деле, никому так  и  не  удалось. Почерк его  неповторим».

Кажется, все  драмы в  творческой судьбе Айвазовского развернулись после его  смерти. Он  остался безусловно признанным, но  молодая шпана, конечно, не  могла устоять перед искушением свергнуть с  постамента этот подозрительно плодовитый авторитет. Работоспособность Айвазовского, невероятная плодовитость (творческое наследие  — более 6  тыс. картин), способность за  два  часа пустое полотно превратить в  бушующее море всегда удивляли и  даже вызывали подозрения. Как  же  так, уж  не  графомания ли?

На  рубеже XIX—XX столетий в  журнале «Мир искусства» опубликовали воззвание изъять картины Айвазовского из  музеев России «как малохудожественные». Тогда Репин возмутился и  порвал всякие отношения с  журналом. С  тех  пор  мало что  изменилось: критики и  скептики ничего не  могут поделать с  всенародной любовью к  мастеру большого и  бурного жанра. Стоит людям напомнить об  Айвазовском, как  они  с  удовольствием идут его  смотреть и  детишек с  собой прихватывают  — вот  кому Айвазовский всегда понятен и  мил. Легко вводить ребёнка в  мир  живописи, объясняя, что  людей на  плоту вот-вот захлестнёт девятый вал, а  паруса этого фрегата вздымаются так  гордо, потому что  он  победил в  сражении. И  море такое бездонное, с  белыми гребешками волн  — никто больше не  умел его  так  писать.

Господи, как  в  отпуск хочется! На  море, в  Феодосию. Там  до  сих  пор  чтят Айвазовского не  только как  великого мариниста, но  и  как  отца города, покровителя, преобразователя и  мецената.

Помня о  том, что  дети пойдут к  Айвазовскому, организаторы выставки придумали живые, необычные экскурсии. Будет объявлен конкурс детского  рисунка.

Ну  а  то, что  выставка живая, стало особенно ясно, когда в  зал  с  картинами Айвазовского вошёл молодой человек с  «головой лосося». Никаких атавизмов и  рудиментов  — просто милая картонная конструкция, маска на  голове.

По  окончании выставки, а  это  уже  в  октябре, непременно устроят финисаж, где  будут говорить о  «линии горизонта». За  чем  гнался Айвазовский, к  чему стремился, и  за  чем  готовы пойти мы  сегодня  — в  творчестве и  в  жизни?


Вероника Даль
 
По теме
 
В Прикамье прямо во время движения внезапно загорелся автомобиль. Как сообщает краевое управление МЧС, инцидент произошел сегодня утром около деревни Большая Шадейка в Кунгурском районе.
17.06.2018 Business Class
ТТранзит_Пермь – Сибирь.jpg - Министерство культуры С 17 июня по 3 июля в рамках федеральной программы «Большие гастроли» и при поддержке министерства культуры Пермского края Театр-Театр выступит в Красноярске, Новосибирске и Тюмени.
18.06.2018 Министерство культуры
30 июня в Березниках пройдет торжественное празднование Дня города. Для жителей города будут организованы мастер-классы, театральные представления, тематические выставки и танцевальные флэшмобы.
17.06.2018 Business Class
Угадай победителей ЧМ-2018 и выиграй приз! - ParmaNews.Ru В четверг, 14 июня на матче-открытии Чемпионата Мира по футболу сборная России одержала более чем убедительную победу над сборной Саудовской Аравии со счетом 5:0.
18.06.2018 ParmaNews.Ru
Пермяки рвутся смотреть Чемпионат мира по футболу в ресторанах и кафе. Особенной популярностью пользуются матчи с российской сборной — на эти игры столики бронируют за несколько дней вперед Автор:
16.06.2018 Business Class
Глава Перми Дмитрий Самойлов назначил начальника контрольно-аналитического департамента - Администрация города Перми Фото: Виталий Кокшаров Глава Перми Дмитрий Самойлов подписал распоряжение о назначении начальником контрольно-аналитического департамента администрации города Александра Ворончихина.
18.06.2018 Администрация города Перми