Артисты из ДНР представили на суд пермской публики оперетту «Ничего из ряда вон выходящего, или бал у графа Орловского пять лет спустя». Режиссер спектакля – приглашенный режиссер Мариинского театра из Санкт-Петербурга Ольга МАЛИКОВА.
Артисты «Донбасс-опера», так иначе называется этот театр, взялись помочь восстановлению родного города. Вырученные от продажи билетов средства пойдут на восстановление разрушенного детсада № 220 в Донецке, часть – направят на поддержание артистов. Впервые в истории этого культурного учреждения на билетах не указана их цена: зрители сами оценивают объем своих добровольных пожертвований.
Действие оперетты происходит в Вене в новом особняке графа Орловского в начале XX века. Пять лет прошло после известного бала у Орловского, на котором блистала дама в костюме «Летучей мыши». После стольких лет отсутствия граф снова появляется в Вене и по случаю покупки нового особняка желает попотчевать гостей. Ничего из ряда вон выходящего не предвидится. Хотя случиться может всякое…
Режиссер в спектакле использовала музыку Штрауса, Кальмана, Абрахама.
Вчера, 1 июля, состоялся первый показ. Сегодня - второй показ
Мы встретились с Ольгой Маликовой на следующий день после премьеры. Да, да - именно премьеры: Пермь – первый город, где зрителям был представлен этот спектакль.
- Как прошел вчерашний спектакль, Ольга Алексеевна?
- Был полный аншлаг! Зрители нас встречали и провожали стоя. До спектакля много людей звонили, спрашивали: можно ли прийти. Я отвечала, что если будут места. Но пустых мест не было. За билеты платили кто сколько мог. В фойе стояли урны для пожертвований. Сколько собрали денег, пока не подсчитывали. Большие суммы вносили чиновники, депутаты, бизнесмены. Очень большие суммы. Меня радует, что они с пониманием отнеслись к нашей проблеме.
- Почему была поставлена оперетта, хотя театр называется театром оперы и балета? Это ведь другой жанр.
- Во-первых, в городе-миллионнике, каковыми являются и Донецк, и Пермь, предусматривается наличие театра и оперного, и оперетты. Но так бывает не всегда. Это зависит от политики руководства города. Но никто не запрещает помимо оперы открыть жанр и оперетты. Оперетта, мюзикл – долее демократичный для публики жанр. Что касается Донецкого театра, то у них есть оперетта, но она находится в несколько стоячем состоянии, если так можно сказать. Идея создания оперетты «Ничего из ряда вон выходящего…» была моя.
- Как родилась идея?
- В Петербурге этой весной открылось Пермское землячество. В Москве оно существует много лет, а в Питере открылось вот недавно. Я вошла в состав его правления, так как сама бывшая пермячка, 26 лет назад я уехала в Петербург поступать в консерваторию. И на одно из заседаний правления приехал депутат Госдумы Валерий ТРАПЕЗНИКОВ. Речь зашла о том, что мы можем сделать для пермяков. А поскольку я, как режиссер Мариинки, общалась и до войны, и во время войны на Украине с некоторыми артистами «Донбасс-Оперы», с руководителями его, в частности, с заместителем директора Валентиной КОРНИЕНКО, то решила приехать в Донецк и предложить поставить на безвозмездной основе, без гонораров, просто так, какой-нибудь спектакль. Помощь Донецку сейчас очень нужна.
На заседании Землячества мы проговорили идею, я и предложила привезти в Пермь Донецкий театр. Через неделю мне позвонил Трапезников, пригласил меня в Пермь к Ирине ИВЕНСКИХ. Речь зашла о том, что привезти в Пермь, какой жанр? Понимая, что в Перми есть традиционный оперный театр с большими успехами, есть драматический театр, а нет оперетты, то пермскому зрителю будет интересен и востребован тот жанр, которого в Перми нет.
Труппа Донецкого театра переживала не лучшие времена. Уехал в Киев худрук театра Писарев, уехал главный дирижер Василенко, уехало много оркестрантов, некоторые артисты и хоровики тоже уехали. Умер, прямо в театре от разрыва сердца, директор Рябенький. Разбомбило склад с декорациями. Артисты полгода не получали зарплату.
- Почему все-таки оперетта?
- Я подумала, что в такой обстановке создавать оперный спектакль и вывозить его в Россию, не целесообразно. Нужен мобильный жанр. Нужен комедийный жанр. Зрители, я имею в виду дончан, должны отключаться от войны. Иными словами, нужен спектакль с позитивным концом, где есть шутки, где есть любовь и так далее. Как в года Великой Отечественной, когда артисты ездили на фронт и выступали перед солдатами, поддерживая дух солдат. И здесь - то же самое.
Поэтому жанр оперетты определился как бы в двойном направлении. Здесь сомкнулось все: и то, что неполная труппа театра, и то, что Пермь город, где нет оперетты.
Далее. Я стала думать: какую оперетту взять? Есть «Летучая мышь», есть «Принцесса цирка», есть другие известные. Поскольку я – пишущий режиссер, то решила, что пусть это будет совершенно новый спектакль, но с самыми популярными номерами из известных оперетт. Есть шлягеры, которые зрители знают и помнят. И мне захотелось их объединить.
Занять 26 оставшихся в театре артистов, придумать каждому линию поведения, линию развития - это большая и трудная работа. Я должна была всех увидеть, посмотреть, кто, что может, кому какую роль дать. Я и сочинила эту оперетту, где главная интрига разворачивается вокруг главного героя – графа Орловского. В конце спектакля все обретают свое счастье.
- А почему Вы выбрали нейтральную оперетту, а не чисто украинскую, например, «Свадьба в Малиновке» или «Запорожец за Дунаем»?
- А зачем? Сейчас в Донбассе идет война с Украиной, а я зрителям покажу украинскую оперетту? Разве правильно это было бы? В моем спектакле акцент сделан на Россию, поскольку граф Орловский – русский. Это раз. Второе. Дело в том, что делегацию донецких гостей возглавляет министр культуры ДНР Александр Парецкий. Он молодой министр, ему всего 30 лет, бывший артист Донецкой филармонии. И я посчитала, что было бы правильно, если бы в спектакле будет участвовать и он. Мы думали, как закончить наш спектакль? Какой будет финал? Каким из ряда вон выходящим событием? И решили так: по окончании спектакля из зрительного зала поднимается министр культуры и исполняет, вместе с залом, конечно, нашу любимую «Марусю»!
- А как Вам, россиянке, обстановка в ДНР?
- Я дважды приезжала в Донецк, у меня огромное уважение и преклонение вызвали жители Донецка, которых убивают каждый день. В буквальном смысле. Стоит в пять-шесть вечера уехать представителям ОБСЕ, как начинается обстрел.
- Даже сейчас?
- Всегда! Иногда днем бахают. Но сильно бахают только после шести вечера и всю ночь. Разрывы - в разных районах. Постоянно гибнут люди. Постоянно рушатся здания. Очень много в городе инвалидов: без рук, без ног, причем, молодых парней.
И вот представьте себе: их убивают, у них комендантский час, и тут проезжает машина, которая поливает улицы. Донецк – настолько чистый город, что по нему можно ходить босиком. Ни одного окурка, ни одной бумажки. Так вот, их убивают, а они поливают улицы. Знаменитая песня Аллы Пугачевой «Миллион алых роз» - это про Донецк. Весь город в цветах. На всех газонных - розы. Белые и красные. Большие и маленькие. Кустовые и вытянутые. Еще раз скажу: их убивают, а они высаживают розы. Никакой агрессии к Украине у дончан нет. Они просто защищают свою жизнь. Они просто хотят жить. У нас – русских и украинцев - неделимая культура. А в Донбассе происходит все как в Апокалипсисе: брат идет на брата. Непонятно, зачем эта война.
- Почему все вырученные средства пойдут на восстановление именно детского сада № 220, а не какого-нибудь другого?
- Я могу сказать так: в городе разрушены в основном объекты социальной значимости. А происходит это очень просто: идут дедулечка с бабулечкой, допустим, или проезжают велосипедисты с Украины, а потом они у моста, у больницы, у садика, у гимназии кладут маячки, и снаряды летят не просто так, а конкретно по этим объектам. В фойе ДК Солдатова представлена выставка, которую как раз привезли наши гости из Донецка: разрушен вокзал, разрушен аэропорт, разрушены больницы, разрушены школы, дворцы культуры, знаменитый стадион «Донбасс Арена». Прежде всего, в этой войне страдают дети и старики. Впечатления ужасные. Я научилась различать, какой снаряд летит: из пушки ли, из миномета, из гаубицы... Я знаю, что это такое. Я различаю, в какую и с чьей стороны летит снаряд, то есть, ополченцы бьют или украинцы.
Это не то, что недоразумение, это блокада, как в Ленинграде во время Великой Отечественной. Когда ты проезжаешь границу и видишь разрушенные дома, и сложенные курганчиком обломки от этих домов, которые мирные жители, как муравьи сложили, а вывезти не могут и не на чем, потому, что нет бензина, становится жутко. Донецк - это шахтерский город, жители которого привыкли всегда рисковать, а шахты – это очень опасно, и живут они сейчас на грани смерти. Я не понимаю, я не вижу для них никакого выхода. Я не политик. И жители Донбасса не видят выхода. Я глубоко уважаю позицию нашего президента Владимира ПУТИНА и то направление, по которому он ведет нашу страну. Я рада, что Крым – наш, и хотела бы видеть, что и Донбасс – наш. Смотрите, что происходит: ополченцы сдали Славянск, его не удержали. Он теперь украинский. По рассказам моих друзей из Донецка, там идут карательные операции: тех, кто был на стороне ДНР, выслеживают, без суда и следствия пытают и публично линчуют. Так как это делали фашисты.
Мое мнение, что жители Донбасса будут стоять до конца, как Брестская крепость. И я искренне желаю им победы. Это трудолюбивый мирный край.
- А кроме Перми Вы планируете где-нибудь показать этот спектакль?
- Я чувствую ответственность за артистов. И, конечно же, я их никогда не брошу. Зарабатывать в своем регионе они не могут. Зрители ходят в театр за копейки, а артисты живут без зарплаты. И моя задача – не просто попытаться дать им заработать. Моя задача шире – дать зарабатывать артистам не только для себя, но и для своей республики, а это: и восстановление театра, и детских садов, и школ. Поэтому я постараюсь подготовить им еще какие-нибудь гастроли пот России.
- С этой опереттой?
- Да, она очень мобильная. Всего 26 человек. Кроме того, ее можно исполнять под «минусовку». С оперой под «минус» не споешь, а оркестр с инструментами через границу везти очень сложно.
Были сложности репетиционного процесса. Постановка была осуществлена за 17 дней: с 6 по 22 июня. Причем, она была выучена на ногах: отдельно ноты, отдельно все остальное. Никто не вперил, что получится. Вторая трудность: в пять часов вечера в Донецке заканчивает ходить транспорт. Большинство актеров живет в Макеевке, а это далеко от центра. Когда-то руководство театра заказывало автобус, а теперь проблемы с бензином и так далее. Репетиции мы прекращали в семь вечера. После девяти на улицах уже никого нет. В одиннадцать – комендантский час. Но актеры выстояли. У них в Донецке все есть, но все продукты стоят дорого, а у артистов нет денег. В первый свой приезд я привезла им целый воз колбасы, тушенки, чаю, сахара, макарон.
- Пермь артистам понравилась?
- Я не ожидала, что Пермский край примет нас настолько благожелательно. Министерство культуры подготовила просто шикарную программу с выездом в Хохловку, в Чердынь, Соликамск, Усолье. Это не просто гастроли с целью заработать. Это, скажем так, гостевой визит, это отдых. И актеры буквально со слезами на глазах благодарят за это. Они говорят: здесь тихо, здесь никто не стреляет, здесь нам не снятся кошмарные сны. Артистам предоставили и транспорт, и гостиницу. Анатолий ПИЧКАЛЕВ, директор Театра-Театра, предоставил декорации и часть костюмов. Оперный театр – гримера. Для меня все это очень важно.
Оперетта «Ничего из ряда вон выходящего » в сентябре выйдет в театре. Поэтому вчера была премьера. Что интересно: премьера была не в Донецке, а - в Перми.
Донецкая премьера на пермской сцене
Источник: NeSekretno.Ru
02.07.2015 20:11