Два Рождества

Рождественский концерт в филармонии
Александр Сладковский
Юлиан Макаров
Рождественский концерт в филармонии
Рождественский концерт в галерее
Рождественский концерт в галерее
Рождественский концерт в галерее
Рождественский концерт в галерее
Рождественский концерт в галерее
Рождественский концерт в галерее
Фото: www.newsko.ru

Открывая очередной, третий по  счёту Рождественский фестиваль, Пермская краевая филармония решила устроить своим зрителям небольшую прогулку в  музыкальную Вену. В  Большом концертном зале звучали вальсы и  польки Иоганна Штрауса, а  также арии и  дуэты из  оперетт Кальмана, Легара  — и  того же  Штрауса.

Фото:  Любовь Изгагина

Всё главное было спето и  сыграно  — и  «На прекрасном голубом Дунае», и  полька «На охоте», и  арии и  дуэты Эдвина и  Сильвы. Что  ж, в  традиционности  — сила классического Рождества, и  исполнители  — Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан и  солисты Московского музыкального театра имени Станиславского и  Немировича-Данченко Мария Пахарь и  Артём Сафронов  — допустили лишь незначительные отступления от  канона: в  финале прозвучало «Я танцевать хочу» из  «Моей прекрасной леди» Фредерика Лоу  и  неаполитанские песни, имеющие к  Вене, ну, очень отдалённое отношение. В  целом же, как  заметили насмотренные гости, не  хватали лишь цветов из  Сан-Ремо, которыми по  традиции украшают Золотой зал  Музикферайн, когда оркестр Веской филармонии даёт там  новогодний концерт.

Фото:  Любовь Изгагина

В  полном соответствии с  австрийским музыкально-праздничным каноном концерт и  завершился: последним номером, как  это  всегда бывает в  Вене, прозвучал «Марш Радецкого», и  публика исправно отхлопала его  такт под  дирижирование Александра Сладковского, которому пришлось стать почти двуликим, управляя одновременно и  залом, и  оркестром.

Фото:  Любовь Изгагина

Ведущий концерта Юлиан Макаров позабавил публику, назвав полное имя  маршала Радецкого: Йоганн Йозеф Венцель Антон Франц Карл граф Радецки фон  Радец. «Это имя  уже  само почти марш»,  — прокомментировал остроумный ведущий.

Фото:  Любовь Изгагина

Словом, всё было почти прекрасно. Почти  — потому что  вокал был  несколько испорчен работой звукооператора: громкость динамиков была как  на  рок-концерте, что  совершенно не  требуется, когда речь идёт о  таких голосистых солистах, как  Мария Пахарь и  Артём Сафронов. Остаётся надеяться, что  в  малых городах Пермского края, для  которых работал в  тот  вечер Виртуальный концертный зал, звук отрегулировали лучше.

Кстати, трансляция шла  не  только в  малые города и  посёлок Ильинский, но  и  в  деревню Скобелевка, любимую многими благодаря вкусному фермерскому молоку и  удобному расположению на  подъездах к  Хохловке. Скобелевка присоединилась к  системе буквально за  неделю до  концерта.

Фото:  Никита Чунтомов

Завсегдатаи музыкальных событий в  минувший уик-энд получили возможность мгновенно перенестись из  парадной классической Европы в  старинную российскую глубинку, из  атмосферы светского бала в  атмосферу духовного праздника: на  следующий вечер после открытия Рождественского фестиваля, 24  декабря, хор  Пермского театра оперы и  балета MusicAeterna и  Пермская художественная галерея устроили для  небольшой компании преданных поклонников...

Фото:  Никита Чунтомов

Что  именно устроили, надо ещё обсуждать: это  было нечто среднее между экскурсией, концертом и  хэппенингом. Короче, полная энигма! Формат концертов-загадок, столь любимый Теодором Курентзисом и  его  соратниками, получил решительное продолжение: если на  обычный «концерт-энигму» зрители идут, не  зная, какие произведения будут исполняться, но  на  сей  раз  шли, вообще не  зная, на  что! Впрочем, при  этом совсем не  рисковали: когда за  дело берутся такие выдумщики, как  заведующий отделом западноевропейского искусства художественной галереи Игорь Мартынов и  главный хормейстер Пермского театра оперы и  балета Виталий Полонский, плохо быть не  может.

Фото:  Никита Чунтомов

Мартынов предложил зрителям пройти вместе с  ним  по  двум выставкам, посвящённым наследию рода Строгановых. Один из  самых блестящих рассказчиков Перми, он  мастерски поведал не  столько о  содержании строгановских коллекций, сколько о  принципах их  создания, а  также об  образе жизни Строгановых нескольких поколений. В  основу первой выставки  — «Строгановы-коллекционеры»  — положены произведения искусства из  коллекций Александра Сергеевича Строганова и  его  правнука Павла Сергеевича, а  вторая выставка посвящена церкви Похвалы Богородице из  древнего Орла-городка и, соответственно, деятельности последнего из  именитых людей  — ещё не  баронов и  не  графов  — Строгановых, Григория Дмитриевича. Попутно Мартынов упомянул ещё нескольких известных представителей династии, в  том  числе Павла Александровича, известного под  прозвищем Поль Очёр, и  его  жену Софью Владимировну  — с  их  именами связан самый драматичных из  строгановских сюжетов.

Фото:  Никита Чунтомов

Все  эти  рассказы строились на  знакомстве с  произведениями искусства, и  Игорь Мартынов очень уместно обращал внимание на  значащие, «говорящие» их  детали. Даже если гости события уже  были знакомы с  экспозициями, они  словно заново их  увидели. Всё это  происходило в  атмосфере, близкой к  церковной: в  полутьме, с  вовремя вспыхивающими и  гаснущими светильниками над  теми картинами и  скульптурами, о  которых шла  речь, а  перед тем, как  пройти в  зал  Пермской деревянной скульптуры, где  концерт завершился, гости получили электрические свечи, которые держали в  руках, поднимаясь по  лестнице.

Фото:  Никита Чунтомов

Хор  MusicAeterna звучал чуть вдалеке, но  где-то рядом. Начали с  хорового концерта Дмитрия Бортнянского «Да воскреснет Бог», затем исполнили Свиридова, канты Петровской эпохи, Танеева, стихиры Ивана Грозного и, разумеется, музыку Николая Дилецкого, имеющего прямое отношение к  меценатской деятельности Строгановых. В  середине прогулки по  залам галереи, когда среди экспонатов преобладали западноевропейские произведения очень светского стиля и  назначения, прозвучала старинная европейская музыка для  лютни и  вокального квартета.

Фото:  Никита Чунтомов

Всё это  было так  безупречно исполнено, что  публика не  раз  и  не  два  порадовалась, что  даже в  отсутствие оркестра MusicAeterna, покоряющего в  эти  дни  города Сибири, в  Перми остаётся одноимённый хор, с  которым можно прекрасно отметить европейское Рождество.

Событие (концерт? экскурсия? хэппенинг?) называлось «За музыкою только дело...» Игорь Мартынов объяснил выбор пастернаковской строчки тем, что  обычно на  выставке можно познакомиться с  живописью, декоративно-прикладным искусством, архитектурой строгановских времён, а  вот  музыки недостаёт. В  этот же  вечер всё сложилось, всего доставало.

Поскольку рождественские дни  только начинаются, можно ждать ещё множества прекрасных событий. В  рамках Рождественского фестиваля филармонии запланирована целая серия интересных камерных концертов, а  театр оперы и  балета готовится предъявить публике главную новогоднюю премьеру  — балет «Щелкунчик».


Юлия Баталина редактор отдела культуры ИД «Компаньон»
 
По теме
23 декабря в 17.00 в Органном зале Пермской краевой филармонии в день открытия IV Рождественского фестиваля при участии Министерства культуры Пермского края состоится концерт хоровой музыки «Тихая ночь».
     28 марта на базе «Центра детского творчества» п. Уральский состоялся зональный этап X краевой олимпиады по истории, теории и практике дополнительного образования.
В зале заседаний комитета Законодательного Собрания Пермского края по социальной политике открылась выставка «Тихая жизнь», на которой представлены работы студентов и преподавателей Пермского краевого колледжа «Оникс».
Оперативная обстановка на территории Пермского края за сутки (28 марта 2024 года) - Министерство территориальной безопасности За истекшие сутки зарегистрированы следующие оперативные события: 1. По данным Главного управления МЧС России по Пермскому краю зарегистрировано 9 техногенных пожаров, на которых, к сожалению, травмирован 1 человек.
Министерство территориальной безопасности
«Кардиомаяк» собрал специалистов всего Верхнекамья - Министерство здравоохранения В рамках регулярной выездной работы, проводимой внештатными специалистами Министерства здравоохранения Пермского края, в Березниках проведен контроль качества оказания медицинской помощи пациентам с болезнями системы кровообращения.
Министерство здравоохранения
Частные медучреждения Прикамья готовы к организации доабортного консультирования - Министерство здравоохранения Вчера на базе Краевого перинатального центра Пермской краевой клинической больницы прошло совещание «Новые аспекты доабортного консультирования и репродуктивного здоровья населения Пермского края».
Министерство здравоохранения
Одна из улиц Мотовилихинского района будет носить имя Владимира Перепелицына - Министерство здравоохранения Общественный совет по топонимике г. Перми поддержал инициативу Городской клинической больницы №4 присвоить улице в одном из новых микрорайонов Мотовилихи имя хирурга Владимира Перепелицына (1946-2005).
Министерство здравоохранения
Выставка эскизов «Рерих и театр» - Библиотека им. А.М. Горького С 1 апреля Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить выставку репродукций эскизов Н. К. Рериха «Рерих и театр»,
Библиотека им. А.М. Горького
1 - Новый Компаньон Афиша уикенда 29-31 марта Выставка-продажа «Участие» — новый для Центра городской культуры формат мероприятия, способ под непривычным углом взглянуть на пермскую художественную сцену.
Новый Компаньон
Художник, идущий своим Путём - NePerm.Ru Давид Габаташвили Это сочинение (внизу на фото) опубликовано в одной из газет, которая бережно хранится в музее школы  №2 им.
NePerm.Ru