Две стороны праздника

революция
революция
революция
революция
революция
революция
революция
революция
революция
Фото: www.newsko.ru

В  Пермском академическом Театре-Театре в  начале ноября совпало несколько событий: в  праздничные дни  здесь вовсю развернулась программа «Процесс», знаменующая новое направление в  деятельности театра, связанное с  внесценической деятельностью, и  одновременно состоялась всероссийская «Ночь искусств», а  ночной формат, как  известно, в  театрах любимый. Программа была насыщенной: кроме праздничного показа «революционного» и  очень пермского мюзикла «Доктор Живаго» здесь прошли встречи с  его  автором Александром Журбиным, лекции о  воплощении в  театре произведений Бориса Пастернака, вообще о  революционной тематике в  современном театре; огромным успехом пользовался моноспектакль Альберта Макарова «Последняя ночь последнего царя».

Фото:  Константин Долгановский

В  симпатичном фойе «Сцены-Молот» открылась выставка советских открыток из  коллекции Нытвенского краеведческого музея «Две стороны одного праздника», а  сразу после краткого вернисажа начался круглый стол «Революция в  стране  — революция в  искусстве».

Выставка открыток, посвящённых 7  ноября, была примечательна по  многим причинам. Прежде всего, впечатляла сама коллекция: судя по  всему, собрание открыток в  Нытвенском музее  — не  менее значительное, чем  знаменитое собрание ложек. Этим сокровищем музей обязан своему первому директору Павлу Сонину: тот  коллекционировал открытки как  частное лицо, а  потом передал их  в  подведомственный музей, сотрудники которого продолжили собрание пополнять. По  словам нынешнего директора Ларисы Губиной, эти  открытки, посвящённые различным праздникам, очень пригождаются в  наши дни  для  оформления самых разных выставок.

Фото:  Константин Долгановский

Во-вторых, срабатывала неистребимая ностальгия по  прошедшим временам: все  посетители вернисажа дружно вспоминали детство и  юность, походы на  демонстрацию, праздничные застолья… Для  советского человека 7  ноября было чем-то вроде традиционного осеннего праздника урожая, а  может, и  правда годовщина Октябрьской революции наложилась на  этот архетип: в  этот день было принято впервые открывать заготовки, от  которых ломилась каждая советская кладовка, все  эти  компоты, маринованные помидоры, варенья и  салаты,  — и  гордо выставлять их  на  стол рядом с  давно запасёнными шпротами и  сайрой. И, разумеется, положено было написать родным поздравительную открытку.

О  чём писали? О, это  не  менее примечательно, чем  сам  факт поздравления. Выставка не  зря  называется «Две стороны одного праздника»: демонстрируются не  только лицевые, но  и  оборотные стороны открыток. Их  незамысловатые тексты, благодаря музейной коллекции неожиданно для  их  авторов вошедшие в  историю, посетители вернисажа немедленно принимались читать вслух: «Галка, извини меня за  всё. Теперь я  живу в  Перми, работаю, живу на  квартире. На  праздники едем домой, вообще все  девчонки собираемся». Или, к  примеру, такие стихи: «Желаю счастья много, много / Хочу чтоб в  жизни молодой / Тобою взятая дорога / Была не  узкою тропой» (пунктуация оригинала  — ред.).

Фото:  Константин Долгановский

На  лицевой стороне открытки  — «Аврора», красные гвоздики, салюты, чеканный профиль Ленина, а  на  изнанке  — пожелания счастья, здоровья и  долгих лет, сообщения о  том, что  корова отелилась и  сессия сдана. Ни  слова о  победе мировой революции: 7  ноября было лишь поводом вспомнить о  близких и  напомнить им  о  себе, а  открытки  — способом это  сделать.

С  рассказа главного режиссёра Театра-Театра Владимира Гурфинкеля о  том, как  поздравительные открытки, печатавшиеся многомиллионными тиражами, исправно кормили советских художников, начался круглый стол, посвящённый искусству и  революции. Точнее, не  круглый стол, а  круглый диван: диваны в  фойе «Сцены-Молот» выстроились в  круг, спикеры и  слушатели сели лицом друг к  другу, и  атмосфера создалась такая располагающая, что  сразу начали говорить много и  откровенно и, если бы  не  модератор  — главный редактор портала «Звезда» Степан Хлопов, могли бы  говорить бесконечно.

Фото:  Константин Долгановский

Хлопов повёл разговор в  следующей логике: на  протяжении последних 100  лет  у  России были три  возможности, три  исторических развилки, которые позволяли выбрать курс: консерватизм или  либерализм, тоталитаризм или  демократия? Все  три  раза  — в  1917 году, во  времена «оттепели» и  в  годы перестройки  — Россия выбрала консервативное направление. Как  это  сказалось на  искусстве, на  культуре  — об  этом, по  идее, должны были рассуждать спикеры, и  они  пытались… Но, как  в  любом «кухонном» разговоре, речь рано или  поздно заходила о  политике и  о  жизни вообще. Слушатели активно подключались  — формат «круглого дивана» к  этому располагал.

Разумеется, два  примера из  недавней истории отечественной культуры задавали тон: скандал с  фильмом «Матильда» и  репрессии против режиссёра Кирилла Серебренникова и  его  коллег. С  «Матильды» начал Владимир Гурфинкель: «Царь  — святой. Ленин  — святой. Один другого убил  — оба  почитаемы. Уже  100  лет  прошло, почему мы  до  сих  пор  этой темы боимся?» По  словам режиссёра, первые 10  лет  после революции были «золотым веком» русского театра, множество интересных творцов получили возможность высказаться, возникали десятки ярких новых театральных команд.

Но, по  мнению Гурфинкеля, ужас любой революции в  том, что  светлые идеи заканчиваются, а  революционеры не  желают уходить. Начинается эпоха глухой реакции, когда всё самое прогрессивное, важное и  нужное запрещается и  подавляется  — и  это  закон природы: задавить более ярких, чтобы они  тебя не  сместили с  трона.

Фото:  Константин Долгановский

Поэтому режиссёр честно признался, что  у  него нет  однозначного отношения к  1917 году. С  одной стороны, великое событие, с  другой  — начало эпохи тотальной идеологии, при  которой искусство выполняет служебную роль и  все  личностные высказывания подавляются. Великая и  страшная революция утверждает, что  «мы»  — больше, чем  «я», и  это  ведёт к  лагерям, массовым убийствам и  «философским пароходам».

Искусствовед Анна Суворова напомнила собравшимся, что  революция 1917 года была левой  — и  в  политике, и  в  искусстве, и  благодаря ей  смог реализоваться Большой Авангардный Проект в  культуре. Один из  главных романтиков революции Александр Богданов ещё в  1911 году рассуждал в  своей книге «Культурные задачи нашего времени» о  том, что  если рабочий человек сможет создавать произведения искусства, то  для  человечества это  будет благо. Подобные идеи Анна Суворова ценит как  глубоко гуманистические. Однако подобные идеи и  авангардный проект в  целом были утопическими, в  проекте было мало прагматики, и  это  его  погубило.

Обоим предыдущим спикерам основательно, последовательно, доказательно и  по-ораторски красиво возразил профессор-филолог Владимир Абашев. У  него, в  отличие от  Владимира Гурфинкеля, отношение к  Октябрьскому перевороту вполне однозначное: судя по  всему, Абашев вовсе не  считает его  прогрессивным событием. По  его  словам, связывать расцвет русского авангарда с  революцией  — большая ошибка. Всё ровно наоборот: основные события русского авангарда связаны с  первым десятилетием ХХ  века, а  после революции что-то ещё создавалось по  инерции, но  очень быстро было задушено.

Фото:  Константин Долгановский

Так, главные сборники футуристов «Садок судей» и  «Пощёчина общественному вкусу» были опубликованы в  1905 и  в  1912 годах соответственно, «Весна священная» Стравинского написана в  1913 году; «Петербург» Андрея Белого, опубликованный в  1913—1914 годах, Абашев считает «броском в  ХХ  век  до  Джойса», где  были уже  все  главные черты литературы ХХ  столетия  — поток сознания, глобальная цитатность, опора на  миф; в  1907 году появился «Балаганчик» Мейерхольда… По  словам Абашева, это  и  есть настоящая революция в  искусстве, а  1920-е годы  — это  «догорание».

В  работе Ленина «Партийная организация и  партийная литература» безапелляционно сформулировано, что, уничтожая буржуазию, революция должна уничтожить и  буржуазное искусство. Это  было сделано. Вера в  революционное искусство будущего, которой тешили себя Блок и  футуристы, была самообманом. Правда, обмануть себя позволили не  все: Бунин, Мережковский, Гиппиус поняли, что  наступает время хаоса и  разрушения, поспешили эмигрировать, и  вовремя: уже  в  1922 году был  основан Главлит  — инструмент тотального контроля над  всеми информационными потоками, и  царская цензура показалась литераторам детским лепетом. Да, собственно, стало понятно, что  не  было как  таковой этой «царской цензуры»: всё, что  было написано до  революции, было опубликовано, а  сколько книг легло «на полку» или  попросту было потеряно при  советской власти?

Фото:  Константин Долгановский

Судьба самих творцов ещё более печальна, чем  судьба их  наследия. В  августе 1921 года умер Александр Блок. Умер загадочно, непонятно от  чего, но  как  будто задохнулся. Через две  недели был  расстрелян Николай Гумилёв, расстрелян ни  за  что. Через год  лучших представителей интеллигенции, сознательно, из  симпатии к  революции, оставшихся в  России, выслали на  «философском пароходе».

В  1930-е годы произошло окончательное огосударствление литературы и  искусства, осуществившееся путём создания творческих союзов. Последние неформальные группировки, такие как  обэриуты, например, были уже  полуподпольем.

«Октябрьская революция была культурной контрреволюцией»,  — чётко сформулировал своё мнение Владимир Абашев. Последствия этой контрреволюции  — то, что  в  наши дни  Россия в  культурном отношении ничего не  даёт миру, тогда как  на  рубеже XIX и  XX веков она  была законодателем мод  в  этой области, создавала настоящие гуманистические, цивилизационные перевороты мирового масштаба, каким был  тот  же  русский авангард.

Фото:  Константин Долгановский

Среди спикеров «круглого дивана» был  настоящий политтехнолог  — близкий к  властным структурам Алексей Чусовитин, высказывания которого были удивительно созвучны мыслям других участников дискуссии  — деятелей искусства. По  его  словам, для  власти культура, искусство  — всегда раздражители, всегда непредсказуемые, а  потому опасные внесистемные элементы: они  говорят о  личности, а  это  по  определению вызов системе.

ХХ  век  же  был  особенно неблагоприятным в  этом смысле: структура российского общества была перемолота революцией и  последовавшими за  ней  коллективизацией, индустриализацией… Обществу перебили хребет, разрушили систему ценностей и  не  создали новую. Эта  травма усугубилась во  время войны.

Фото:  Константин Долгановский

Как  и  положено политтехнологу, Чусовитин быстро перешёл от  истории к  современности и  сказал, что  в  наши дни  формируется новый «философский пароход»: власть отторгает и  вынуждает покидать Россию наиболее радикальных деятелей культуры. Именно Чусовитин впервые упомянул на  дискуссии «дело Серебренникова».

По  его  мнению, современность  — это  эпоха постоянных революций, ибо  действительность меняется стремительно, происходят ежеминутные социальные и  политические взрывы. Власть же  осознаёт потребность общества в  стабильности и  отвечает на  этот запрос.

Его  мысль подхватил писатель Владимир Киршин, который напомнил, что  всё это  делается с  попустительства обычных людей. Молчаливое соглашательство устраивает всех.

«Круглый диван» завершился блиц-опросом. Степан Хлопов попросил спикеров кратко сформулировать выводы из  разговора. «Руки прочь от  культуры»,  — бескомпромиссно заявил Владимир Абашев. Алексей Чусовитин призвал россиян учиться терпению и  прекратить мечтать попусту: по  щучьему велению в  жизни ничего не  бывает. Анна Суворова напомнила, что  история много раз  подтверждала: маятник всегда качнётся слева направо, это  закон, это  неизбежность, за  революцией неизбежно последует реакция. Стало быть, лучше не  раскачивать маятник.

Владимир Гурфинкель, как  и  в  начале дискуссии, признался, что  у  него нет  однозначного ответа: «Без взрывов не  рождаются новые звёзды. Без  революций нет  прогресса. Поэтому обойтись без  революций невозможно, но  хотелось бы, чтобы они  не  проходились по  судьбам так, как  революция, которой в  эти  дни  исполняется 100  лет. Слишком много непрожитых жизней, ненаписанных стихов. Это  кошмар».


Юлия Баталина редактор отдела культуры ИД «Компаньон»
 
По теме
6 марта в библиотеке №27 в рамках краевой акции состоялось мероприятие, посвящённое 145-летию со дня рождения уральского писателя Павла Петровича Бажова Юные читатели библиотеки - третьеклассники из лицея №8 совершили
Клуб читающих семей "Друзья книги" приглашает семьи Очерского городского округа присоединиться к нашей дружной компании.
17 марта в Центральной детской модельной библиотеке им. В. И. Воробьёва состоялась творческая встреча с корреспондентом телеканала «Ветта» Анастасией Петуховой Участники программы узнали,
18 марта в Российской Федерации отмечается День воссоединения Крыма с Россией.
1 - Новый Компаньон Афиша на неделю 18-24 марта Спектакль, созданный к 300-летию Перми по мотивам одноимённого романа писателя Алексея Иванова, представляет собой уникальный образец синтетического искусства: вокал, пластика,
Новый Компаньон
С блинами и весельем! - Газета Огни Камы «Все на блинную перезагрузку !» — под таким девизом в прошедшие выходные совершал свои гастрольные поездки по сёлам Чайковского городского округа,
Газета Огни Камы