2 июня, «под занавес» фестиваля, оркестр, собранный из музыкантов с уже состоявшейся сольной карьерой, под руководством Теодора Курентзиса исполнил Концерт для оркестра Белы Бартока и «Весну священную» Игоря Стравинского, написанную по заказу Сергея Дягилева.
Сто лет назад последнюю освистали парижане, в Перми же она была принята безоговорочно. «30 минут экспериментальной музыки» все же смогли покорить мир и, как считают критики, определить развитие музыкального искусства в XX веке. Однако, чтобы аплодисменты перешли в овации, пермской публике оказалось услышанного недостаточно. Фестивальный оркестр сыграл еще и песню Рихарда Штрауса «Дон Жуан». Её премьера в Веймаре, как известно, наоборот, имела неслыханно грандиозный успех. Отметили его и вчера – криками «браво» из зала и брызгами шампанского на сцене.
Подводя итоги фестиваля, генеральный менеджер театра оперы и балета Марк де Мони поверил алгеброй гармонию, выдав сухие, но о многом говорящие цифры: 400 артистов на 14 тысяч зрителей, 27 мероприятий, 70 журналистов и критиков из разных стран, 40 часов музыки и 2 пропавшие фуры с декорациями спектакля «Ресторан «Времена года».
Его показ в Театре-Театре 30 мая стал одним из заметных событий фестиваля, но, как отметили многие, ожидаемого чуда от его режиссера и сценографа, итальянского провокатора Ромео Кастеллуччи не произошло. По признанию Марка де Мони, этот спектакль он и Теодор Курентзис «подглядели» в прошлом году в Авиньоне и были впечатлены. Но что европейцев приводит в восторг, русские встречают скептически. Реализуя принцип синтеза искусств в перформативном действии, центром которого оказывается тело актёра, Кастеллуччи воплощает идеи, уже набившие оскомину искушенному постмодернизмом и постапокалиптикой зрителю. Например, мысль о том, что не смерть является трагедией, а рождение, потому что человек безмерно одинок. И в этом трагедия, описать которую не хватает слов, отчего вся первая часть спектакля, как сказал сам Кастеллуччи, - это демонстрация того, что языком драматического театра ничего рассказать нельзя. Отрезать язык, чем и занимались артистки в первой сцене, - и бросить собаке. Трагедия - искусство молчания. Но когда Герой в конце своего пути подходит к Бездне, разве он не слишком речист в обращении к Богу? Или его «заклинания» - это безуспешная попытка преодолеть одиночество? Это, пожалуй, был единственный в рамках фестиваля апофеоз бессилия человека.
26 мая свершилось еще одно знаменательное событие - церемония вручения Премии Дягилева - первой в современной России награды за лучший продюсерский проект в сфере культуры и искусства. Лучшими в этом году стали двое номинантов: мадридский Teatro Real был награжден за оперный диптих «Иоланта» Чайковского/«Персефона» Стравинского (премьера прошла в январе 2012 года) и Oper Stuttgart – за оперу «Пена дней» Эдисона Денисова (декабрь 2012-го). Любопытно, что отечественная премьера «Пены дней» состоялась в Перми в 1989 году и, по оценкам критиков, сегодня это лучшая версия спектакля. Кстати, Курентзис признался в желании сделать собственную. Между прочим, маэстро вместе с режиссером Питером Селларсом, создатели мадридского диптиха, в начале следующего сезона планируют представить на пермской сцене оперу Генри Пёрселла «Королева индейцев». А пока пермяки увидели отрывки из постановок лауреатов Премии Дягилева-2013, как и фрагменты спектаклей семи номинантов. После антракта был замечательный концерт немецкого оркестра Ensemble Modern, который сотрудничает с ведущими композиторами и делает около 20 мировых премьер в год.
Если 26 мая стало на фестивале воплощением актуальной академической музыки, то 27-е вошло в программу под «знаменем» рока. Оркестр MusicAeterna исполнил «симфо-рок» Владимира Николаева «Сквозь разбитые стекла», в основу которого, как рассказал автор, легло раннее творчество легендарной английской группы Pink Floyd. Композитор попытался соединить узнаваемые мотивы и сложные аллюзивные комплексы. Завершился день акустическим концертом питерской панк-рок-группы «АукцЫон», сумевшей удовлетворить музыкальные потребности тех, кто разменял второй десяток.
29 мая на сцене театра оперы и балета в очередной раз сыграли «Свадебку» Стравинского. 90 лет назад в Париже прошла премьера «Свадебки» Брониславы Нижинской. Но самого большого успеха с ней добился Иржи Килиан, показавший свой хореографический шедевр в 1982-м в Нидерландском театре танца. Он решил передать пермякам право постановки из-за высокого профессионализма труппы, живого исполнения партитуры, тогда как сам он использовал запись, и необычной истории развития балета в Перми. Вслед за «Свадебкой» публика смогла увидеть одноактный балет The Second Detail хореографа Уильяма Форсайта и композитора Тома Виллемса, которых называют «деконструктивистами» традиционного танцевального словаря. Зритель погружается в урбанистический звуковой мир, окна в который то распахнуты, то закрыты, но забыть о мегаполисе невозможно: сегодня нет абсолютной тишины и уединения.
Не было их и для всех проживших вместе с фестивалем 8 дней. Трудно охватить мысленным взором то разнообразие музыки, которое фестиваль подарил своим слушателям, да, наверное, и не стоит пытаться. У каждого сложилась своя музыкальная версия произошедшего…