«Я бы вставил в свой фильм песни Янки Дягилевой»

Пётр Зелёнка о том, какие фильмы он ещё не снял и почему до сих пор не доехал до Голливуда

Центральная фигура отшумевшего фестиваля «Текстура» – Пётр Зелёнка. Лауреат «Текстура: имя» – единственной номинации, обладатель которой становится известен заранее и приезжает на фестиваль в качестве почётного гостя. По замыслу, награда вручается героям современного искусства, работающим с актуальными темами и сюжетами на стыке театра и кино, – одним из ключевых предметов интереса фестиваля.

Предыдущие номинанты: венгерский режиссёр Корнель Мундруцо, швед Лукас Мудиссон. Для широкой публики эти имена зачастую мало что скажут. Перефразируя слова Ингеборги Дапкунайте, которая наравне с Эдуардом Бояковым считается основателем и идейным вдохновителем фестиваля, можно сказать, что, выйдя на улицу, вы не услышите от первого встречного, что Пётр Зелёнка – великий чешский писатель, драматург и режиссёр. Поэтому для организаторов, по их соб¬ственному признанию, важно рассказать о человеке.

В случае Зелёнки – попадание действительно 100%-е. К тому же личность пермякам, на удачу, – знакомая, если вспомнить спектакль «Термен», поставленный в театре «У Моста» по пьесе чеха.

Высокого роста, больше похожий на скромного врача, Пётр Зелёнка и в дей¬ствительности смешивает многие творческие ипостаси. Писатель, сценарист и режиссёр. Универсальный автор, более чем успешно работающий в театре и в кино. Участник и лауреат международных кинофестивалей в Салониках, Вальядолиде, Роттердаме, Карловых Варах, Москве. Лауреат престижной театральной премии Альфреда Радока. Его картина «Хроники обыкновенного безумия» была отмечена главным призом гильдии кинокритиков XXVII ММКФ. У Зелёнки – отчётливо «европейский» почерк, как сам он это признаёт.

Корреспондент «ПН» поговорил с Петром на предмет того, что же это значит.

–?Вы рассказывали о противостоянии голливудского и европейского способов построения историй. Себя вы достаточно чётко относите к «европейцам». Как вы формулируете разницу?

–?Ну, если коротко, то, посмотрев голливудскую историю, вам хочется, вы мечтаете вживую познакомиться с актёром, исполнителем главной роли. А в случае «европейского» – с режиссёром, с теми, кто создал это кино. Американские истории основаны на повествовании о главном герое. И зритель следит за судьбой этого главного героя. Он ему сопереживает, сочувствует, она является якорем, на котором держится история. В то время как европейское сюжетосложение в своих лучших проявлениях следит не за конкретным героем, а за историей как таковой. За перипетиями того, как складываются обстоятельства. И удовольствие, которое зритель получает, – в первую очередь от того, как изящно, изобретательно рассказана эта история.

Стоит признать, что и в Америке есть люди, которые снимают кино по-европейски. Яркий пример – Тарантино. После просмотра его картин – например «Криминальное чтиво» – вам хочется познакомиться не с Траволтой, а именно с Квентином Тарантино. Опасность Голливуда заключается не в том, что истории, основанные на присутствии главного героя, обязательно плохи. Опасность в том, что провозглашается, что только такой способ эффективен, только такой метод сюжетопостроения может работать, а все другие способы объявляются вне закона.

Кстати, вот вы – журналист. А ведь этот голливудский пример чрезвычайно заразителен. Я замечаю, как европейские журналисты перенимают этот способ мышления. И рассказывая нам, предположим, о политической ситуации, о каком-нибудь кризисе, они начинают нам рассказывать это, как голливудский фильм. То есть они выводят на первый план главного героя – политика. Исходя из этого мы можем понять, в лучшем случае, что один политик – хороший, а другой политик – плохой. Но что же на самом деле кроется за всем этим, мы понять не можем. Хотя политику нужно рассказывать как раз по-европейски – чтобы следить, что на самом деле происходит, а не за яркими личностями на авансцене.

–?А если вы вдруг окажетесь в Голливуде и вам предоставят голливудский бюджет, то что вы снимете?

–?У меня есть два сценария, от которых я уже мысленно отказался, потому что они рассчитаны на большой бюджет. Если бы мне кто-нибудь дал 10 миллионов долларов, то могло бы выйти хорошее кино про одного большого чешского режиссёра, который был, кроме всего прочего, шпионом. За ним стоит реально существовавший человек, он умер два года назад в возрасте 101 года. Вообще точно неизвестно, был ли он шпионом, я кое-что всё-таки выдумал сам.

–?Это прямо как «Термен-2», только чешский… Он ваш национальный герой?

–?Ну да, но это ещё большой вопрос, был ли он героем.

–?Вы как-то говорили, что пишете сценарий для сериала на HBO, только чешского. Расскажете, о чём он?

–?Есть такой израильский сериал «BeTipul». В Америке есть ремейк этого сериала – «In treatment», он идёт у них на HBO. А я тоже пишу сценарий для нашего чешского ремейка, нам его заказал наш чешский HBO. Вообще это очень хороший сериал, там про психолога, у которого каждый день приёмы. В понедельник – один пациент, во вторник – другой, а по пятницам он консультируется со своим другом, который тоже психолог. И каждый день недели у него один и тот же пациент, и зритель понимает, например, что раз сегодня вторник, значит, сегодня будет эта самая женщина, а по четвергам к нему ходит семейная пара. Это что-то такое среднее между home-video, театром и телевидением.

–?Есть ли чешские имена, которые вы могли бы посоветовать для русских зрителей?

–?Есть такой режиссёр Богдан Слама, он снял пять фильмов («Дикие пчёлы» (2001), «Радость» (2002), «Счастье» (2005), «Сельский учитель» (2008), «Четыре солнца» (2012), и во всех прослеживается очень мощное, серьёзное высказывание. Он хорошо известен на фестивале в Локарно, его фильмы идут в Германии и Чехии, но, скорее всего, не в России. На мой взгляд, этого режиссёра нельзя упускать из виду.

–?Вы как-то говорили, что снимаете кино лишь затем, чтобы вставить туда свою любимую музыку. Это действительно очень забавно. Вокруг чьих композиций вы бы выстроили новый сюжет?

–?Я бы вставил в свой фильм песни Янки Дягилевой. Вообще мне кажется, что Янка Дягилева заслужила хороший биографический фильм. С её песнями. С актрисой, которая бы сыграла её. С кем-то в роли Егора Летова. Мне кажется, кто-то из русских режиссёров обязан снять эту историю, она ведь настоящий символ, русская Дженис Джоплин в своём роде. Странная, удивительная музыка и очень свежие мысли. Ведь Pussy Riot – это же отражение Янки Дягилевой, в этом уже нет никакой новизны. Просто какие-то девочки, которых не любит власть.

–?Какие у вас вообще ощущения от «Текстуры», как вам Пермь?

–?Конечно, чувствуется, что всё это организовано москвичами, а в Москве меня всё же немного знают. Но я был рад встретить здесь знакомых, потому что часто нужно поехать куда-то очень далеко, чтобы встретиться с людьми, с которым ты познакомился вообще в другом контексте. Это такой казус со¬временности.

–?Вы бы могли назвать несколько каких-нибудь интересных имён, которые вы могли бы, например, предложить «Текстуре» на следующий год на своё место?

–?Да, это очень интересный вопрос. Может, Тодд Солондз, американский режиссёр еврейского происхождения. У него самый известный фильм «Счастье» (1995). Мне ещё кажется, что братья Пресняковы писали удивительные пьесы, хотя насчёт фильмов я не уверен.

Ретроспективный психоанализ
В честь лауреата премии «Текстура: имя» Петра Зелёнки прошла ретроспектива фильмов режиссёра. Программа «Имя» открылась показом фильма «Карамазовы». Зрители также увидели картины «Год дьявола» и «Пуговичники», читку пьесы Зелёнки «Очищение», которую поставила Ингеборга Дапкунайте. В проекте приняли участие Эдуард Бояков, Вера Полозкова и другие актёры. Специально для программы «Имя» пермский театр «У Моста» представил единственный показ спектакля «Термен» по тексту лауреата. Пётр Зелёнка принял также участие в публичном интервью «Storytelling в игровом кино».
Сам лауреат во время своего награждения пошутил следующим образом: «Мне кажется, что люди всегда должны знать заранее, кто получит приз. Меня позвали на этот фестиваль, я ничего о нём не знал, но они сказали: «Вы там получите приз», я сказал: «Конечно». Я скажу, что это немного похоже на психоаналитический курс. Они тебя сюда приводят и показывают всё, что ты сделал, – фильмы, пьесы, представьте, как я сейчас себя чувствую.
Я очень самокритичный человек, я всегда вижу все ошибки, повторяющиеся вещи, и я переживаю, вижу свой потолок, но всё равно большое спасибо, что вы меня позвали».

Ещё новости о событии:

Центральная фигура отшумевшего фестиваля «Текстура» – Пётр Зелёнка. Лауреат «Текстура: имя» – единственной номинации,
17:14 09.10.2012 Иная газета - Город Березники - Березники
  «Я бы вставил в свой фильм песни Янки Дягилевой» - Газета Пермские новости
Пётр Зелёнка о том, какие фильмы он ещё не снял и почему до сих пор не доехал до Голливуда Центральная фигура отшумевшего фестиваля «Текстура» – Пётр Зелёнка.
16:34 05.10.2012 Газета Пермские новости - Пермь
 
По теме
Его приговорили к 5 годам 6 месяцам колонии общего режима Источник: kp.ru Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО Вступил в силу обвинительный приговор Пермского районного суда Пермского края организатору преступной группы,
  В июне 2023 года житель Екатеринбурга посредством сети «Интернет» заказал у неустановленного лица рецептурный бланк на лекарственный препарат «Прегабалин», включенный в перечень лекарственных средств для медицинского применения,
На городском кладбище г.Березники и Южном кладбище г.Перми прошли траурные мероприятия, посвященные 21-й годовщине гибели в Чеченской Республике бойцов ОМОНа Управления Росгвардии по Пермскому краю.
Оперативная обстановка на территории Пермского края за сутки (28 марта 2024 года) - Министерство территориальной безопасности За истекшие сутки зарегистрированы следующие оперативные события: 1. По данным Главного управления МЧС России по Пермскому краю зарегистрировано 9 техногенных пожаров, на которых, к сожалению, травмирован 1 человек.
Министерство территориальной безопасности
«Кардиомаяк» собрал специалистов всего Верхнекамья - Министерство здравоохранения В рамках регулярной выездной работы, проводимой внештатными специалистами Министерства здравоохранения Пермского края, в Березниках проведен контроль качества оказания медицинской помощи пациентам с болезнями системы кровообращения.
Министерство здравоохранения
Частные медучреждения Прикамья готовы к организации доабортного консультирования - Министерство здравоохранения Вчера на базе Краевого перинатального центра Пермской краевой клинической больницы прошло совещание «Новые аспекты доабортного консультирования и репродуктивного здоровья населения Пермского края».
Министерство здравоохранения
Одна из улиц Мотовилихинского района будет носить имя Владимира Перепелицына - Министерство здравоохранения Общественный совет по топонимике г. Перми поддержал инициативу Городской клинической больницы №4 присвоить улице в одном из новых микрорайонов Мотовилихи имя хирурга Владимира Перепелицына (1946-2005).
Министерство здравоохранения
Выставка эскизов «Рерих и театр» - Библиотека им. А.М. Горького С 1 апреля Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить выставку репродукций эскизов Н. К. Рериха «Рерих и театр»,
Библиотека им. А.М. Горького
1 - Новый Компаньон Афиша уикенда 29-31 марта Выставка-продажа «Участие» — новый для Центра городской культуры формат мероприятия, способ под непривычным углом взглянуть на пермскую художественную сцену.
Новый Компаньон
Художник, идущий своим Путём - NePerm.Ru Давид Габаташвили Это сочинение (внизу на фото) опубликовано в одной из газет, которая бережно хранится в музее школы  №2 им.
NePerm.Ru