Светлана Маковецкая: Город даёт человеку шанс на то, чтобы не проиграть свою жизнь

Маковецкая
Маковецкая
Фото: www.newsko.ru
Фото:  Сергей Федосеев

— Светлана Геннадьевна, урбанисты указывают на  то, что  города мира приобретают новые функции, которые позволяют им  конкурировать с  государствами. Российские города, по  вашему мнению, находятся в  тренде или  этому препятствует происходящее на  протяжении последних лет  сокращение полномочий органов МСУ, лишение их  самостоятельности?

— Самостоятельность городов очень важна. При  этом особое значение городов как  драйверов развития страны может выражаться и  не  через местное самоуправление, города являются инструментом для  реализации определённых функций, идей, грёз городских, региональных или  федеральных властей. Будучи губернатором, Олег Чиркунов воспринимал город Пермь как  особый ресурс, который можно использовать, и  фактически действовал в  повестке города будущего методами, противоречащими 131-му закону.

Даже в  условиях уплотняющихся политико-административных режимов города включены в  глобальную конкуренцию друг с  другом. Хотя бы  потому, что  люди, которые имеют наибольшее значение с  точки зрения качественного человеческого капитала, обладают высокой мобильностью. Их  рабочее место может находиться где  угодно. И  чтобы развивать, привлекать и  удерживать их, города, и  российские тоже, создают или  сохраняют элементы инаковости, возможности разнообразной самореализации, инициатив и  амбиций. Города предлагают свои приоритеты, которые могут серьёзно отличаться от  страновых. В  качестве особого примера можно привести Лондон, который выступает против Brexit, тогда как  Британия в  целом делает всё возможное, чтобы покинуть  ЕС. Может ли  такая повестка дня  быть в  Перми? Так  она  есть! Просто не  оценена как  автономная.

— Какие в  ней  ключевые вопросы?

— Одна из  основных идей заключается в  том, что  именно мы, горожане, считаем заслуживающим внимания и  защиты. Судьба художественной галереи, Театра оперы и  балета. Возможно, судьба всех театров и  музеев вообще, к  которым пермяки относятся как  к  само собой разумеющемуся атрибуту нормальной городской жизни. Порой этот ракурс городской повестки проявляется очень причудливо. Так, по  результатам небесспорно проведённой независимой оценки учреждений культуры Пермского края первым в  рейтинге оказался музей Соликамска. Пермские городские культурные институции, узнав об  этом, просто оскорбились, заявив, что  находятся совсем в  другой обойме. В  общем, их  можно понять: их  роль в  жизни городского сообщества много более плотная и  весомая.

Ещё один безусловный пункт пермской городской повестки  — городские пространства. Например, набережная. У  пермяков есть ощущение «пропадающей втуне» большой реки, к  которой город всегда был  повёрнут спиной, в  том  числе потому, что  решал общероссийские задачи обороноспособности страны. Но  города «большой реки» могут иметь особую привлекательность для  современного человека. В  восприятии горожанина ценность набережной как  пространства особых занятий и  впечатлений, встречи с  природной стихией, так  сказать, в  шаговой доступности вполне может быть сопоставима с  наличием железной дороги.

Городская повестка дня  — одна из  самых соразмерных человеку. Одна из  самых гуманитарно-центричных. В  ней  точно присутствует тема общественного транспорта. Разговор о  городских трамваях и  автобусах  — это  разговор об  особом качестве жизни. В  том  числе потому, что  город в  отличие от  села  — это  место не  домов, а  коммуникаций, это  место свободного выбора горожанина. Человек в  городе достаточно жёстко реагирует на  то  обстоятельство, когда у  него нет  возможности в  чём-то поучаствовать, куда-то попасть.

Фото:  Сергей Федосеев

— Город  — это  история про  то, как  из  точки А  переместиться в  точку  Б.

— Абсолютно с  вами согласна. Переместиться по  своему выбору. В  этом смысле город  — один из  последних оплотов свободосодержащих практик.

Городские легенды, городские символы тоже включены в  пермскую повестку  дня. Иногда они  замещают то  частное, что  присвоено государством, но  человек по  каким-то причинам не  может на  это  согласиться. Например, из-за державной охранительности темы мы  не  можем свободно рассуждать о  невоенном патриотизме, о  том, как  по-разному Великая Отечественная война сказалась на  городе и  жителях. Поэтому, с  одной стороны, горожане активно говорят о  судьбе малых рек, городских объектов и  так  далее как  о  ракурсе местного «гражданского» патриотизма. С  другой стороны, неслучайно такой отклик среди пермяков нашёл проект выставки «Молотов 41—45»  — публично размещённая и  ставшая на  время частью городского пространства галерея частных историй пермяков о  войне. Городская повестка дня  — это  больше возможностей для  обсуждения и  восстановления ориентации на  человека в  агрессивных условиях, когда он  находится в  «сумасшедшем» мире глобальных конфликтов, в  котором его  мнение, да  и  сама его  жизнь, обесценивается.

Город  — это  пространство, чтобы почувствовать себя вместе в  неноменклатурном виде. Отсюда все  эти  сообщества «мозгобоен», «интеллектуальных кухонь» и  прочих  игр. Пойти на  Курентзиса или  не  попасть на  Курентзиса. Кафе, в  которых мы  обмениваемся впечатлениями и  которые друг другу рекомендуем,  — ещё один элемент городской жизни, который удерживает нас  горожанами. Подчеркну: именно горожанами, не  гражданами страны, находящейся во  враждебном окружении, не  работниками определённого подразделения корпорации, не  лицами, участвующими в  распределении налогов, и  т.  д. Пожалуй, именно города в  современной России являются пространствами, стимулирующими человеческую идентичность и  гордость. Города предоставляют эмансипацию от  державного взгляда на  жизнь. Неслучайно в  фейсбуке мы  указываем не  страну, а  город и  пользуемся именно этим типом выделения себя в  пространстве, идентифицируем себя с  конкретной локацией.

Город может создавать возможности для  реализации человека. Соседские сообщества городские отличаются от  соседских сообществ сельских. С  соседями в  городе мы  обмениваемся почти экзистенциальными подвигами: например, уезжая куда-то, даём свои тщательно оберегаемые номера телефонов, просим присматривать за  квартирой и  в  случае чего вызвать пожарных или  полицию. Вместе с  соседями организуем праздники и  запускаем фейерверки. Дети, с  которыми вместе гуляем. Наши общие особые места во  дворе. Совместные выезды на  шашлыки и  т.  д. Возвращение соседских сообществ  — это  следствие тоски, ощущения себя всё более одинокими.

При  этом мы  плохие граждане. С  городской гражданской грамотностью дела обстоят очень нехорошо, в  том  числе и  потому, что  успешно мы  осваиваем город в  ролях семейных, соседских, потребительских.

— Как  вы  оцениваете способность городских сообществ самоорганизовываться, в  том  числе для  того, чтобы добиваться защиты своих прав, чтобы улучшать городскую среду?

— С  коллективной организацией у  нас  всё тяжело. И  потому, что  в  своё время наелись этого. И  потому, что  не  знаем, как  и  где  именно соучаствовать «по правилам». И  потому, что  самые распространённые картинки про  решение проблемы, в  том  числе массово предлагаемые СМИ,  — это  дойти до  самого главного начальника и  пожаловаться. Мы  чувствуем невероятную тоску оттого, что  строится дом, который не  должен находиться на  этой территории, но  не  можем защитить её. Всё время возникают сложности во  взаимодействии самоорганизованных групп и  сообществ с  лицами, принимающими решения, в  том  числе градопланировочные. Нет  устойчивых и  поощряющих инициативу публичных историй про  победы городских энтузиастов.

При  этом частные площадки, которые создаются, могут одновременно быть общегородскими. Мы  изучили большое количество новогородских практик. В  Перми, к  примеру, есть история про  то, как  горожане организовывали экскурсии для  мигрантов, которые только приехали сюда. Они  делали это  как  будто для  того, чтобы снять агрессию к  новому чужих людей, рассказывая им, что  они  любят в  городе, почему это  важно для  них. Частных партикулярных сервисов в  Перми много. Культурные институции выполняют функцию носителей городских традиций.

Возвращаясь к  началу нашего разговора и  вопросу о  131-м законе, конечно, хотелось бы, чтобы горожанин чётче понимал, как  он  участвует в  принятии решений.

— Складывается впечатление, что  в  городе одновременно существует несколько реальностей: люди выстраивают частную жизнь и  вовлекают в  активности других таким образом, чтобы убежать, укрыться от  действительности, от  общероссийской повестки.

— Это  и  является следствием концентрированного выражения государственного суверенитета, который теперь распространяется на  всё. Это  попытка создать что-то такое, на  что  он, этот суверенитет, не  будет распространяться. Город даёт человеку шанс не  проиграть свою жизнь, разорвать гипертрофированную плотность вменённого и  создавать пространство для  нормального, соразмерного человеку смысла.

Или  возьмите, например, практику побратимства городов. Это  ведь тоже попытка преодолеть границы, колею национальной вражды и  наладить отношения человека с  человеком и  города с  городом. На  мэрах, когда они  забывают, что  являются муниципальными служащими, отвечают за  городское хозяйство, и  вспоминают, что  они  представляют город и  горожан, начинает проглядывать из  старины продолжающаяся золотая цепь главы города. Их  риторика немного меняется.

— Пермь конкурентоспособна в  глобальном соревновании городов?

— В  том, что  касается культурной сферы, безусловно,  да. Здесь уже  никто Пермь с  Пензой не  путает. Если мы  работаем в  пространстве общественного активизма, гражданских сообществ или, к  примеру, рыночных механизмов в  городском хозяйстве, то  ещё очень долго представители иных регионов будут махать рукой и  говорить: «Только не  надо про  пермский опыт  — там  всё неповторяемое!» Если говорить об  особенности пермских людей, то  бывший губернатор Олег Чиркунов был  особый, пермский уполномоченный по  правам человека Татьяна Марголина была абсолютно особой. Эти  и  другие люди-бренды совершенно точно добавляют Перми выраженности, определённости. Что  не  добавляет определённости, так  это  отсутствие понимания, как  живут пермяки. Единственная картинка, отвечающая на  этот вопрос,  — «Реальные пацаны». Человек, который переезжает в  Москву, примерно представляет, сколько там  стоит жильё, есть ли  там  рабочие места, есть ли  возможность устроить ребёнка в  детский сад  и  т.  д. Человеку, который решил переехать в  Пермь, сложно найти информацию о  том, как  он  будет жить. Общего продвижения картинки «жизнь в  Перми» не  происходит. В  этом смысле город проигрывает. У  нас  в  городе есть три  научно-исследовательских университета, но  об  этом знают в  основном профессора.

Мне  кажется, за  2010-е годы мы  растеряли многие преимущества. Например, Пермский экономический форум, где  обсуждались общие смыслы «входа в  будущее» и  региональная власть могла экспертным языком говорить о  том, что  являлось по  сути чистой вольницей, создавал идею Перми как  особой творческой и  инновационной площадки. Мы  утратили  это. Но  и  время изменилось. Представить себе вольтерьянский форум на  территории России сейчас невозможно. Отсюда и  эта  мелкоячеистость, автономные и  разные значимые инициативы и  пространства, о  которых мы  говорили. Применительно к  городским событиям есть известные за  пределами региона музейный форум, Дягилевский фестиваль, общественный фестиваль «Мосты», Ассамблея молодых политологов, «Камва» и  т.  д. Этим разнообразием мы  теперь и  отличаемся от  других городов. И  я  думаю, что  не  надо это  всё объединять, универсализировать и  масштабировать, в  этом проявляется уникальность пермской жизни и  городской повестки.


Ольга Дерягина редактор журнала «Компаньон magazine»
 
По теме
Машину Айраса Кучукбаева подрезала иномарка лихачей, которые затем разбили в его новом авто стекло   Архив ИД «Компаньон» На трассе Пермь-Краснокамск неизвестные на Toyota Camry «подрезали» автомобиль бывшего замес
Согласно предъявленному обвинению старший госинспектор отдела выездных проверок налоговой инспекции, имея доступ к автоматизированной информационной системе налогообложения, где,
22 марта 2024 года  Лысьвенский городской суд провозгласил обвинительный приговор в отношении лысьвенца, признав его виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ и двух преступлений,
            Мотовилихинским районным судом города Перми рассмотрено уголовное дело в отношении ранее неоднократно судимого жителя Пермского края, совершившего два преступления,
28 марта, в рамках Года семьи в Музее любительского театра п. Ильинский состоялась торжественная церемония передачи символа 2024 года - огня семейного очага "Сердце России".
Одна из улиц Мотовилихинского района будет носить имя Владимира Перепелицына - Министерство здравоохранения Общественный совет по топонимике г. Перми поддержал инициативу Городской клинической больницы №4 присвоить улице в одном из новых микрорайонов Мотовилихи имя хирурга Владимира Перепелицына (1946-2005).
Министерство здравоохранения
Экскурсия в ГБУЗ ПК «ПССМП» - Базовый медколледж 25 марта наших первокурсников специальности «Лечебное дело» открытыми дверями встретила Пермская станция скорой медицинской помощи.
Базовый медколледж
Театр-Театр - Новый Компаньон Спектакли покажут театры из Новоуральского, Красноярска, Чебоксар и Санкт-Петербурга   Театр-Театр В Перми начались гастроли Новоуральского театра музыки.
Новый Компаньон