Хорошее время года

филармония
филармония
Александр Сладковский
филармония
филармония
Концерт Тихая ночь
Фото: www.newsko.ru

Сегодня трудно в  это  поверить, но  ещё несколько лет  назад в  новогодние каникулы культурная жизнь в  Перми замирала: творческие силы театров и  музыкальных коллективов сосредоточивались на  детских утренниках, а  вечерами в  городе было темно и  пусто. Сейчас же  это, пожалуй, самый напряжённый концертный сезон в  году: от  католического Рождества до  православного Крещения проходит множество концертов и  мини-фестивалей, звучит классическая, джазовая, народная, старинная музыка. Выбор огромен! Рождественский фестиваль Пермской филармонии задаёт тон  этому процессу, заставляет публику взбодриться и  не  ограничивать праздничные занятия застольями и  катанием с  горок, а  коллег — стараться соответствовать заявленной планке и  пытаться создать не  менее красивые события.

Рождественский фестиваль открывает (слева направо) директор Хоровой капеллы мальчиков и юношей Лариса Носкова, исполнительный директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов и министр культуры Пермского края Галина Кокоулина

Идеология фестиваля проста: череда лёгких концертов, выдержанных в  приподнятом настроении, соединяет европейские и  русские рождественско-новогодние праздники; возникает некая единая гуманитарная среда, общее музыкальное пространство, которое лучше слов говорит о  том, что  культурные и  в  целом общечеловеческие ценности едины для  разных народов и  стран. Это  очень добрый фестиваль, и  все  участвующие в  нём коллективы стараются создавать для  него особые праздничные программы.

Фестиваль показывает, что  музыка Рождества весьма многообразна. Это  и  мелодии знаменитого Венского бала, и  весёлые колядки ясной морозной ночью, и  любимые с  детства песенки, и  духовные стихи, и  церковные хоры.

На  открытии фестиваля 23  декабря зрители филармонии оказались в  музыкальной Вене. В  Большом концертном зале звучали вальсы и  польки Иоганна Штрауса, арии и  дуэты из  оперетт Кальмана, Легара  — и  того же  Штрауса. Всё главное, всё самое любимое было спето и  сыграно  — и  «На прекрасном голубом Дунае», и  полька «На охоте», и  арии и  дуэты Эдвина и  Сильвы. Что  ж, в  традиционности  — сила классического Рождества, и  исполнители  — Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан и  солисты Московского музыкального театра имени Станиславского и  Немировича-Данченко Мария Пахарь и  Артём Сафронов  — допустили лишь незначительные отступления от  канона: в  финале прозвучало «Я танцевать хочу» из  «Моей прекрасной леди» Фредерика Лоу  и  неаполитанские песни, имеющие к  Вене несколько отдалённое отношение. В  целом же, как  заметили насмотренные гости, не  хватало лишь цветов из  Сан-Ремо, которыми по  традиции украшают Золотой зал  Музикферайн, когда оркестр Венской филармонии даёт там  новогодний концерт.

В  полном соответствии с  австрийским музыкально-праздничным каноном концерт и  завершился: последним номером, как  это  всегда бывает в  Вене, прозвучал «Марш Радецкого», и  публика исправно отхлопала его  такт под  дирижирование Александра Сладковского, которому пришлось стать почти двуликим, управляя одновременно и  залом, и  оркестром.

Ведущий концерта Юлиан Макаров позабавил публику, назвав полное имя  маршала Радецкого: Йоганн Йозеф Венцель Антон Франц Карл граф Радецки фон  Радец. «Это имя  уже  само почти марш»,  — прокомментировал остроумный ведущий. Он  же  напомнил собравшимся, что  жена Имре Кальмана Вера была родом из  Перми. Она  была намного младше композитора и  надолго его  пережила. Макаров поведал публике курьёзную историю, когда Вера Кальман позвонила Михаилу Швыдкому в  бытность того министром культуры России и  на  чистом русском языке начала утрясать с  ним  какие-то вопросы, связанные с  авторскими правами. Швыдкой поверить не  мог, что  это  не  розыгрыш!

Ну  чем  не  рождественский сюжет? Подобными сюжетами и  коллизиями изобиловали концерты Рождественского фестиваля.

На концерте открытия Рождественского фестиваля дирижёр Александр Сладковский управлял и оркестром, и залом

Большинство камерных концертов, прошедших в  эти  дни  в  Органном концертном зале, радовали необычным составом инструментов: орган плюс арфа, орган плюс флейта, орган плюс гобой и  сопрано... Кстати, в  день открытия фестиваля, 23  декабря, состоялось целых два  концерта: ещё до  того, как  Государственный оркестр Республики Татарстан вышел на  сцену Большого зала, в  Органном зале прошёл камерный концерт «Тихая ночь...», созданный силами солистов Пермской филармонии, Пермского театра оперы и  балета, Пермского института культуры и  Хоровой капеллы мальчиков и  юношей. И  здесь — творческое единство!

Фестиваль вызывал умиление и  тем  самым способствовал смягчению сердец, и  не  только музыкально. Самые разнообразные коллизии, связанные с  его  концертами, казались словно специально придуманными к  Рождеству. Так, 4  января на  концерте для  органа и  флейты выступал не  просто дуэт, но  дуэт отца и  дочери: заслуженный артист России, хорошо знакомый пермякам органист Александр Фисейский и  юная флейтистка Вера Фисейская.

Ещё один совершенно сказочный сюжет связан с  детским концертом, когда под  органную импровизацию на  большом экране шёл знаменитый мультфильм Льва Атаманова «Снежная королева». Органист, который готовился к  этому выступлению, повредил руку, концерт был  под  угрозой срыва, и  тут  на  помощь пришла Лада Лабзина из  Казани — большой друг Пермской филармонии и  блестящий органный импровизатор. Это  было настоящее рождественское чудо!

Казалось бы, Рождество — не  та  тема, которая настраивает на  восприятие нового, скорее, здесь речь идёт о  привычном и  традиционном, тем  не  менее пермская публика совершила несколько замечательных открытий.

Органист и  пианист Игорь Оловников, народный артист Беларуси и  профессор Белорусской академии музыки, который играл в  дуэте с  пермской арфисткой Лилией Ахметовой, оказался по-настоящему блестящим исполнителем. Он  выступал в  Перми впервые, и  его  фантастическое владение инструментами, его  мощная, энергичная игра оказались для  пермяков настоящими сюрпризами. Прибежав домой, меломаны бросились в  интернет и  выяснили, что  у  Оловникова — прекрасное международное реноме, и  то, что  он  пополнил обойму любимых пермяками пианистов, — настоящий рождественский подарок.

Не  меньшим подарком стала и  музыка Станислава Монюшко, чьи  хоральные прелюдии исполнял Оловников на  органе. Произведения этого композитора — одного из  главных классиков польской музыки, творца польской национальной оперы — в  Перми исполняются несправедливо редко.

Оркестр имени Олега Лундстрема и певица Мари Карне выступили в Большом зале филармонии на фоне звёздного неба

На всех концертах, проходивших в  Органном зале, звучала музыка Иоганна Себастьяна Баха, а  также его  сына Карла Филиппа Эммануила Баха. Пермь просто купалась в  этой музыке, так  соответствующей настроению европейского Рождества! Те, кто  исправно посещал концерты, смог составить полное представление о  творчестве семьи Бахов и  убедиться, что  новая мода, согласно которой Карл Филипп Эммануил  не  хуже своего прославленного отца, основана не  на  пустом месте.

В  серии камерных концертов выделялся концерт Русского саксофонного квартета (Москва), который тоже стал открытием и  настоящим рождественским подарком. Четверо блестящих молодых исполнителей обладают харизмой и  блестящим сценическим имиджем, но  главное — они  настоящие виртуозы. Хотите знать, что  такое музыкант-виртуоз, — побывайте на  концерте Русского саксофонного квартета!

Программа этого концерта была составлена таким образом, чтобы публика и  порадовалась хорошо знакомым мелодиям, вроде «Розовой пантеры» Генри Манчини, и  узнала что-то новое, вроде замечательной сюиты «Города» современного композитора Гильермо Лаго, написанной специально для  квартета саксофонов. Конечно, музыки, написанной для  такого состава инструментов, существует немного, но, к  счастью, в  квартете есть собственный аранжировщик. Каждое музыкальное переложение, которое он  создаёт, не  только  идеально «совмещает» музыку и  инструментальный состав, но  и  открывает новые краски в  знакомых произведениях.

Среди прочего на  концерте прозвучала композиция Carol of the Bells — одна из  самых популярных в  мире рождественских мелодий, которая звучит в  паре десятков знаменитых рождественских фильмов, в  том  числе «Один дома» и  «Крепкий орешек». Мелодию знают  все... Но  не  всем знакома её история, которую рассказал на  концерте Владимир Кознов — исполнитель на  сопрано-саксофоне, который по  совместительству очень обаятельно осуществлял конферанс.

А  история такова. Основа этого знаменитого произведения — украинская народная колядка «Щедрик», которую обработал для  классического хора композитор Николай Леонтович ещё в  начале ХХ  века. В  1921 году «Щедрик» был  представлен в  Карнеги-холле и  так  понравился американцам, что  был  сочинён текст на  английском языке... Так  появилась популярнейшая англо-американская рождественская мелодия!

Ну  чем  не  рождественский сюжет?

«Щедрик» звучал и  на концерте Уральского государственного камерного хора Пермской филармонии — постоянного участника фестиваля. Два  очень разных исполнения одной мелодии (у  саксофонистов она  звучала в  версии популярной вокальной группы Pentatonix, у  хора — в  классическом варианте Леонтовича) ещё раз  настроили слушателей на  мысли о  единстве и  разнообразии рождественских традиций, о  живительной силе искусства, объединяющего народы, культуры и  времена.

Обаятельный квартет саксофонистов из  Москвы так  понравился и  зрителям, и  руководству филармонии, что  был  приглашён принять участие в  следующем Международном органном фестивале. У  ребят как  раз  есть программа с  участием органиста.

Звуки саксофонов украсили и  заключительный вечер фестиваля, когда на  сцене Большого зала филармонии играл Государственный джазовый оркестр имени Олега Лундстрема. Большой оркестровый концерт, на  котором виртуозно исполнялась лёгкая популярная музыка, «закольцевал» фестивальную программу, напомнив о  вечере открытия и  создав столь же  праздничное настроение, как  то, что  царило 23  декабря, накануне Рождества.

Сколько можно слушать «В лесу родилась ёлочка» или  Jingle Bells? Вопрос, который поставит в  тупик любого знатока: эти  песенки ведь вообще не  слушают, они  присутствуют на  праздниках как  звуковой  фон... Но  только не  тогда, когда биг-бэнд под  управлением дирижёра и  джазового пианиста Бориса Фрумкина превращает их  в  многоступенчатую джазовую импровизацию! Все  группы духовых, контрабас и  сногсшибательно драйвовый барабанщик умудрились выдать импровизационные соло на  эти, казалось бы, запиленные до  невозможности темы. Публика аплодировала после каждого соло — аплодисменты практически не  замолкали.

Элегантный Фрумкин в  классическом джазовом белом пиджаке с  вальяжным изяществом перемещался от  дирижёрского пульта к  «Стейнвею» и  обратно, умудряясь управлять оркестром и  одновременно солировать. Настоящей звездой вечера стала Мари Карне — молодая певица с  необычным тембром голоса, будто специально созданным для  джаза. Несмотря на  экзотическое имя  и  не  менее экзотическую знойную внешность, молодая мулатка — коренная москвичка.. Она  родилась и  воспитывалась в  обычной инженерно-технической семье, но  музыка стала её призванием аж  с  пяти лет, а  с  оркестром Лундстрема она  выступает с  15. В  репертуаре — и  советская эстрада, и  латиноамериканские хиты, и, само собой, джаз. Мари поёт на  пяти языках, и  безупречное произношение выдаёт в  ней  круглую отличницу... Каковой она  и  является, поскольку музыкальная школа, училище и  Академия имени Гнесиных были ею  окончены на  одни пятёрки.

Выступление столь прославленного коллектива, как  биг-бэнд Лундстрема, который весной 2015 года, когда мир  отмечал юбилей окончания Второй мировой войны, участвовал в  праздничных мероприятиях, посвящённых освобождению Вены, а  после того в  торжественном вечере в  ООН, — само по  себе большое событие для  Перми, но  Борис Фрумкин и  его  коллектив подготовили ещё и  программу уникальную.

Кроме популярных рождественских мелодий и  джазовых хитов в  ней  прозвучали сочинения руководителя оркестра. Совсем недавно Фрумкин записал диск с  собственной версией «Времён года» — сюитой «12 месяцев», и  в  Перми оркестр исполнил её зимние фрагменты — «Москва январская» и  «Февральские метели». Представляя первый из  них, Фрумкин сказал: «Праздничная суета, подарки, мы  в  гости — к  нам  гости... Прекрасное время года!»

Пожалуй, все  зрители Рождественского фестиваля Пермской филармонии согласятся с  этим мнением.

Ни  одного концерта в  эти  дни  не  пропустила министр культуры Пермского края Галина Кокоулина. Именно она  в  бытность директором филармонии стала инициатором проведения Рождественского фестиваля.

Галина Кокоулина, министр культуры Пермского края:

— Сейчас уже  очевидно, что  фестиваль полюбился пермякам, занял особую нишу в  концертно-театральной повестке, но, когда четыре года назад мы  его  задумывали, было много сомнений: пойдёт ли  публика? Будет ли  наше начинание востребованным? Мы  исходили из  того, что  в  концертной жизни в  эти  дни  затишье, театральных премьер тоже нет, все  заняты на  новогодних ёлках... Но  надо же  предложить что-то и  взрослой публике! Некоторое время думали, считали, узнавали, много ли  людей уезжает из  Перми на  каникулы, много ли  приезжает из  территорий края... И  решили попробовать. С  тех  пор  фестиваль становится всё ярче, всё мощнее, обретает новые масштабы, выходит на  новый уровень. И  главное — он  достигает своей цели: объединяя европейское и  русское Рождество, он  в  то  же  время объединяет людей.

Хочется добавить: объединяет ещё и  территории Пермского края, ведь по  замечательной филармонической традиции концерты открытия и  закрытия транслировались в  несколько городов и  посёлков, где  любители музыки могли их  увидеть на  больших экранах. Впервые трансляция шла  не  только в  малые города и  посёлок Ильинский, но  и  в  деревню Скобелевка, любимую многими благодаря вкусному фермерскому молоку и  удобному расположению на  подъездах к  Хохловке, а  также в  посёлок Звёздный. Они  присоединились к  системе виртуальных концертных залов буквально за  неделю до  открытия фестиваля.

Всего в  рамках фестиваля состоялось 12  концертов, из  них  три  детских. Все  — с  аншлагами. И  в  дни  каникул, и  в  начале рабочего года любители музыки охотно отправляются на  концерты, которые не  только  дарят музыку, но  и  помогают продлить атмосферу Рождества.


Юлия Баталина редактор отдела культуры ИД «Компаньон»
 
По теме
6 марта в библиотеке №27 в рамках краевой акции состоялось мероприятие, посвящённое 145-летию со дня рождения уральского писателя Павла Петровича Бажова Юные читатели библиотеки - третьеклассники из лицея №8 совершили
Клуб читающих семей "Друзья книги" приглашает семьи Очерского городского округа присоединиться к нашей дружной компании.
Оперативная обстановка на территории Пермского края за сутки (18 марта 2024 года) - Министерство территориальной безопасности За истекшие сутки зарегистрированы следующие оперативные события: 1. По данным Главного управления МЧС России по Пермскому краю зарегистрировано 10 техногенных пожаров, на которых, к сожалению, 1 человек погиб,
Министерство территориальной безопасности
Музей современного искусства - Новый Компаньон Кроме меню завтраков и ланчей, в заведении есть меню картин фото: тг-канал Пермь 300 В здании Музея современного искусства PERMM с 19 марта начинает работу арт-кафе «Улитка-музей», которое, как уже  сообщал «Новый компаньон»,
Новый Компаньон
1 - Новый Компаньон Афиша на неделю 18-24 марта Спектакль, созданный к 300-летию Перми по мотивам одноимённого романа писателя Алексея Иванова, представляет собой уникальный образец синтетического искусства: вокал, пластика,
Новый Компаньон