Хорошо забытое новое

Фото: www.newsko.ru

Начиная пресс-показ новой выставки, арт-директор музея PERMM Наиля Аллахвердиева сказала, что  хотела бы, чтобы журналисты написали что-то вроде: «Объяснять, толковать ничего не  надо  — здесь и  так  всё понятно!»

Арт-директор музея современного искусства Наиля Аллахвердиева
Фото:  Сергей Федосеев

Действительно, редко когда в  PERMM, да  и  в  целом в  музеях современного искусства, бывают такие выставки, которые приятно и  интересно просто смотреть  — без  объяснений, а  здесь  — как  раз  такой случай. Все  три  этажа музея отданы знаменитым экспонатам из  постоянной коллекции музея, большинство из  них, во  всяком случае, самые известные, появились ещё на  выставке «Русское бедное» в  сентябре 2008 года. Нынче будет отмечаться 10-летие этого события, и  первая в  этом году выставка  — шаг  в  этом направлении, маркер того, что  год  юбилейный.

Самый примечательный в  этом отношении  — первый этаж, где  практически все  экспонаты знакомы чуть ли  не  каждому пермяку. Даже те, кто  в  своё время воевал с  «гельмановщиной», вспомнят их, как  родных.

«Открытая коллекция»: всё самое знаменитое
Фото:  Сергей Федосеев

Наиля Аллахвердиева выстроила экспозицию первого этажа как  диалог и  взаимопроникновение властного и  бытового. Два  этих начала существуют здесь в  причудливых сочетаниях. Наиболее наглядно кураторскую идею иллюстрирует уголок, где  царственные кители Дмитрия Цветкова висят над  государственными флагами, выполненными в  виде стёганых ковриков Саидом Атабековым. Мало того, что  они  отлично вписались в  единую цветовую гамму, так  ещё и  дополняют друг друга по  смыслу: подчёркивают декоративность, сосредоточенность на  внешнем у  представителей власти; показывают, как  властное сращивается с  бытовым, перетекает в  него.

Столь же  многозначительное соседство  — два  экспоната с  надписями: I am Ornamental Баби Бадалова и  «Правда» Владимира Козина, так  занятно соревнующиеся фактурами  — лапидарный шрифт официального газетного заголовка и  практически рукописная вязь вышивки  — и  смыслами: два  манифеста, два  программных заявления.

Фото:  Сергей Федосеев

Центр зала не  столько визуальный, сколько звуковой: «Музыкальная шкатулка» Юрия Шабельникова  — один из  самых знаменитых и  популярных экспонатов в  коллекции PERMM. Макет деревенского сортира томно напевает русские романсы, как  это  порой бывает у  людей в  момент уединения и  задумчивости.

Здесь же  — знаменитые работы, которые, как  мечтает Наиля Аллахвердиева, можно смотреть без  всяких объяснений, а  можно, напротив, о  каждой написать искусствоведческие тома. «Библиотека Пиноккио» Петра Белого  — стеллажи с  деревянными «книгами». Фрагменты «Скелетов разных» Ольги и  Александра Флоренских  — «Слон» и  «Лев», остроумно составленные из  хлама, найденного на  пермских развалах, в  том  числе в  подвале Речного вокзала, где  располагалось «Русское бедное». «Маяк» Владимира Кошлякова, который за  прошедшие годы стал не  просто экспонатом, а  символом мечты музея о  собственном здании, рядом с  которым можно было бы  установить большой световой объект, макетом которого является коллекционная работа. Прелестнейшая, трогательнейшая работа Александра Бродского  — тоже в  технике ассамбляжа  — «ЦПКиО» из  серии «Футурофобия»: возведённый в  статус памятника (загипсованный) ботиночек с  коньком, из  пяточки которого торчит заржавевшая связка ключей. Многослойный образ, говорящий о  тех  годах, когда в  парке молодёжь массово каталась на  коньках, о  старом советском кино, о  лучших днях… В  сочетании с  заголовком серии  — «Футурофобия», «Боязнь будущего»  — создаётся мощнейшее ностальгическое чувство.

Фото:  Сергей Федосеев

Здесь же, среди самых именитых «соратников»-экспонатов,  — «Красный человечек» Андрея Люблинского.

Работа Бродского плавно готовит посетителей к  переходу на  второй этаж, где  экспозиция начинается с  большой инсталляции этого художника «Дорога», не  менее, а  может, и  более многослойной по  смыслу, чем  «ЦПКиО». Это  спальный вагон  — двухэтажные полки, мягкие тапочки, развевающиеся занавески на  окнах, стаканы с  чаем в  подстаканниках, с  брякающими ложечками (они, конечно, в  инсталляции не  брякают, но  кажется, что  да). Пространство временного, дорожного уюта, где  чай  в  подстаканниках  — непременный атрибут процесса коммуникации… И  в  то  же  время двухъярусные полки ощутимо, осознанно напоминают нары. Эта  инсталляция  — остроумная, трогательная и  смелая метафора России, которая вечно в  дороге и  вечно на  нарах.

Фото:  Сергей Федосеев

Вообще же  второй этаж  — это  разговор о  насущном, буквально о  хлебе. Центральный экспонат здесь  — «Хлеба» Анатолия Осмоловского, тоже показанные на  «Русском бедном». Экспонаты так  или  иначе говорят о  еде, о  её символической роли в  культуре и  цивилизации, о  её связи с  ритуалом, с  жертвенностью: чтобы съесть курицу, её надо сначала убить. Эта  подача приводит к  «Тайной вечере» группы Recycle, висящей в  отдельном небольшом зале, как  апофеозу этой темы.

Вообще, экспозиция второго этажа рассказывает не  только о  жизни, но  и  об  искусстве как  духовной пище. Это  тоже метафора, которая создаётся не  одним экспонатом, а  всей их  совокупностью.

Фото:  Сергей Федосеев

Наконец, последний, третий этаж посвящён живописи и  графике  — доказательство того, что  традиционные техники в  современном искусстве не  забыты. Хотя «традиционность» порой весьма условна. В  разделе портретов есть, например, текстильная серия Ольги Субботиной и  Михаила Павлюкевича «Спаситель»  — изображение одного из  «Спасителей» пермской деревянной скульптуры подано как  «Спас Нерукотворный». Многослойный текстиль можно посмотреть на  просвет: с  изнанки лик  выглядит как  древняя потемневшая икона.

Здесь же, в  портретах,  — работа Сергея Каменного «Доска почёта»: портреты реальных людей  — чернорабочих-гастарбайтеров  — запечатлены на  затирочных досках, которыми ровняют штукатурку, с  помощью строительного гипса. Очень публицистическая работа, напоминание о  том, что  труд, ставший сейчас крайне непрестижным, вообще-то почётен, а  люди, которые делают эту  работу, должны вызывать уважение.

Фото:  Сергей Федосеев

Среди живописной экспозиции нет  работ, пришедших в  музей из  «Русского бедного», и  это  важно, потому что  выставка «Открытая коллекция» говорит не  только об  отправной точке создания музея, но  и  о  его  почти 10-летней истории. PERMM готовится к  юбилейным событиям, которые пройдут с  сентября 2018 по  сентябрь 2019 года, и  эта  выставка  — попытка нового взгляда на  известные экспонаты, напоминание о  том, что  когда-то они  были подарены музею щедрыми меценатами (сейчас работы дарят в  основном их  авторы  — художники), а  также акт  вполне законной и  оправданной похвальбы: ведь коллекция PERMM действительно очень и  очень хороша.


Юлия Баталина редактор отдела культуры ИД «Компаньон»
 
По теме
 
Русское бедное - Новый Компаньон Фото: bednoe.ru В Музее современного искусства PERMM открывается первая в новом году выставка «Открытая коллекция».
06.02.2018
 
В следственном отделе по Дзержинскому району г. Пермь следственного управления Следственного комитета РФ по Пермскому краю завершено расследование уголовного дела по обвинению 29-летнего жителя города Перми в совершении преступления,
20.08.2018 Следственный комитет
В Губахинском межрайонном следственном отделе следственного управления Следственного комитета РФ по Пермскому краю завершено расследование уголовного дела в отношении 2 жительниц города Кизела.
20.08.2018 Следственный комитет
SsS0fYyN1Y4 (1).jpg - Администрация г. Соликамск В День города в центральном сквере вы увидите показательные выступления от екатеринбургских экстремалов: ЭКСТРИМ-ШОУ «VITRUVIAN» - коллектива, который на протяжении 10 лет удивляет своими трюками на ходулях XXI века – джамперах,
20.08.2018 Администрация г. Соликамск
C1bj_3RJtlQ.jpg - Администрация г. Соликамск Когда же, как не в День города, принимать в Соликамске знаменитостей? Издатель журнала «Вещь», организатор российского литературного фестиваля «Компрос»,
20.08.2018 Администрация г. Соликамск
Оператор телекомпании «Кунгур-ТВ» Вячеслав Алексеев завоевал международное признание: он стал лауреатом 22-го международного экологического фестиваля «Спасти и сохранить».
20.08.2018 Газета Новости Кунгурского края
100 тысяч рублей самым спортивным - Газета Новости Кунгурского края «Тренер нашего двора» - так называется краевой проект, в котором принимают участие около 200 спортсменов со всего Прикамья со своими командами.
20.08.2018 Газета Новости Кунгурского края
Обладателем кубка Кунгура по футболу сезона 2018 года стала команда «Лесстрой» «Лесстрой» уже много лет является одним из лидеров футбольной жизни Кунгура, и почти во всех турнирах претендует на самые высокие места.
20.08.2018 Газета Новости Кунгурского края
Сотрудника следственного отдела подозревают в обещании посредничества во взяточничестве - Business Class Автор: Кирилл Перов Первого заместителя руководителя Пермского межрайонного следственного отдела СКР Эдгара Саркисяна подозревают в обещании или предложении посредничества во взяточничестве (часть 5 статьи 291.1 УК РФ).
20.08.2018 Business Class
За прошедшие выходные дни, с 17 августа по 20 августа 2018 на территории Пермского края произошло 14 пожаров, на которых личным составом пожарно-спасательных частей спасены 3 подростка.
20.08.2018 МЧС России по Пермскому краю
За период с 13 по 19 августа 2018 г. на территории Соликамского городского округа чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не зарегистрировано.
20.08.2018 Администрация г. Соликамск