Немного истории. Пермяки еще помнят то время, когда маршрутки работали на улицах города наряду с автобусами и электротранспортом. Можно было проехать, предъявив проездной — как обычный, так и социальный, каким пользовались федеральные, региональные и муниципальные льготники. Со временем исчезло федеральное и региональное субсидирование проездных и, как следствие, было принято решение, что в маршрутках проездные не действуют, поездки оплачиваются только наличными. Причина прозаична — средств в местном бюджете на покрытие поездок льготников не хватало. Затем федеральные власти стали говорить о том, что «Газели», которые в основном и работали как маршрутки, опасны. Следовательно, они не имеют права перевозить пассажиров. Но пермские власти закрыли глаза на то, что маршрутки работали на улицах города. Тут «отцам города» не откажешь в здравомыслии. Давайте представим, как разбросана Пермь.
Поселок Новобродовский. Запускать туда обычный автобус, значит заведомо открыть убыточный маршрут — слишком мал пассажиропоток.
Микрорайон Висим. Из–за крутого подъема горы по условиям безопасности туда не могут ездить автобусы. Маршрутка, которая появилась в последние годы, стала спасением для висимцев.
Палочкой–выручалочкой стали и «тэшки», которые связывают центр Перми с Закамском и Гайвой. Это одни из самых длинных маршрутов в городе. Жители Кировского и Орджоникидзевского районов могут без пересадок доехать до дома. Иными словами, городские власти, понимая некоторые особенности рельефа, пассажиропотока, удаленности микрорайонов, оставили в покое перевозчиков, работающих по принципу маршрутного такси.
Хотя висимцы помнят историю, когда Игорь Шубин, бывший в то время главой города, дал команду: не выпускать «тэшки» на линию. Инспекторы ГИБДД выполнили приказ.
— Ранним утром на конечной остановке скопилось около тысячи человек, — вспоминает Марат Рахимов, председатель ТОС «Висим». — Взрослые, дети — все нервничали, так как опаздывали кто на работу, кто в школу, кто в детский сад, кто в поликлинику. Естественно, стали звонить во все инстанции. Был большой скандал. В итоге маршрутки вернули.
Сегодня вновь где–то щелкнуло, и «тэшки» опять оказались под угрозой закрытия. Почему? Поделимся нашими догадками. Камнем преткновения стали маршрутки, которые, как говорят депутаты гордумы, «оказывают услуги по 25 рублей». Это они о длинных — гайвинских и закамских, которые дублируют автобусные маршруты, а следовательно, забирают часть пассажиров, которые платят наличные деньги. Автобусам достаются владельцы проездных. Сказать, что это приносит убытки перевозчикам, работающим на автобусах, — нельзя, но то, что «тэшки» забирают у них какую–то долю дохода, — можно. Вот и решили «автобусники» использовать в борьбе с конкурентами все способы. В данном случае — попытаться решением Пермской городской Думы запретить работу «тэшек».
— На последнем заседании рабочей группы высказывались мнения о необходимости сокращения дублирующих и ликвидации нелегальных маршрутов, — отмечает Павел Ширев, председатель рабочей группы по оптимизации расходов бюджета города Перми на функционирование городского пассажирского транспорта общего пользования. — Пассажиру не важно, на каком автобусе он добирается до места назначения. Главное, чтобы это было комфортно, минимально по времени и цене.
— Как перевозчик я скажу, что мне не нужен лишний конкурент в лице маршруток, — отмечает Игорь Сасунов, экс–руководитель департамента дорог и транспорта. — Но у горожан должно быть право выбора. Кто–то пользуется такси, кто–то общественным транспортом, а кому–то удобно ездить на маршрутке. И я считаю, что депутаты преследуют свои интересы, говоря о запрете «тэшек».
Поддерживает Игоря Сасунова и Михаил Ухватов, лидер Единого союза перевозчиков:
— Маршрутные такси, связывающие отдаленные районы города с центром, необходимы и востребованы пассажирами. Но при увеличенной провозной плате они должны ездить с меньшим количеством остановок или остановок по требованию — по принципу экспресса.
— Наша первоочередная задача — учесть интересы пермяков, — провозглашает Павел Ширев. — Безусловно, что там, где возможна работа только маршрутного такси, необходимо использовать его. Но при этом у маршруток должны быть четкие интервалы работы, точное время отправления с начальной остановки и точное время прибытия на конечную. Важно, чтобы пассажиров они высаживали в специально отведенных местах и, конечно, перевозили льготников в соответствии с законом.
Понимаю негодование депутата. Тариф на длинных линиях маршруток почти в два раза превышает существующий городской тариф (хотя при этом внутри Закамска пассажиры платят меньше общегородского тарифа). Но люди пользуются. Почему? Потому что удобно и комфортно. Предложить такие же условия автобусники, по крайней мере на закамских линиях, далеко не всегда могут. А значит, им выгоднее избавиться от конкурента.
Но уничтожить локально взятый маршрут нельзя, слишком уж это будет выглядеть некрасиво и предвзято. А вот если закрыть все маршрутки, ссылаясь на заботу о горожанах, — тут никто не подкопается, о благе всех печемся.
Висимцы, я знаю, не в восторге от этой заботы. Только на раздолбанной порой «Газельке» (такие уж авто и дороги) можно добраться с маленьким ребенком до поликлиники, которая находится «на другом холме». Попробуйте пешком спуститься с горы, а потом подняться. Физкультура, доступная немногим.
— Сейчас в микрорайоне проживает порядка 18 тысяч человек, — говорит Марат Рахимов. — Мы подсчитали, что у жителей есть около 5 тысяч личных автомобилей. А остальные, «безлошадные», пользуются маршрутками, для большинства — это единственный выход. И если «тэшки» отменят... О скандале, который произошел несколько лет назад, я уже рассказывал. А ведь тогда у нас людей в микрорайоне жило меньше.
Правда, у висимцев есть козырь: в свое время ТОС «Висим» заключил договор на оказание услуг по перевозке граждан микрорайона. По закону, кстати, такой договор может заключить любой гражданин. И запретить висимские маршрутки городские власти не вправе.
Но давайте предположим, что маршруткам все же запретили выезжать на линии. Каковы будут последствия для горожан? Например, закамский маршрут 5«т» — «Южная — Ушакова». По словам перевозчика, ежедневно одной «тэшкой» пользуются порядка 800 человек. Умножим это на четыре машины–графика. Получается, что услугами этой маршрутки пользуется более трех тысяч человек в день. На маршруте 10«т» — «Центральный рынок — микрорайон Железнодорожный» каждая машина ежедневно перевозит около 400 человек. На линии работают двенадцать машин. В день получается около пяти тысяч пассажиров. И такое перечисление можно дальше продолжать. Набирается серьезный пассажиропоток.
Господа некоторые народные избранники, так о ком вы заботитесь в данной ситуации? Или, как говорили древние римляне: «Qui prodest» — «Ищи, кому выгодно»?
Ищи, кому выгодно
Источник: Местное время
04.02.2014 20:44