История семейной катастрофы

Вашек и Иванка. 1980
Вашек и Иванка. 2015
Фото: www.newsko.ru

На  Международном кинофестивале «Флаэртиана» готовится к  показу фильм чешского кинорежиссёра Гелены Тржештиковой «История супружеской жизни»

Вашек и  Иванка. 1980  г.

Красивая пара, милые люди Иванка и  Вашек рассказывают о  себе. Мы  видим их  на  свадьбе, на  учёбе, дома. Вот  им  вручают университетские дипломы  — старинный ритуал в  подлинном интерьере средневековой Праги. Вот  комические эпизоды частной жизни. Вот  пеленают первого ребёнка, вот  второго… Всё просто, семейная хроника без  затей. Вашек и  Иванка комментируют происходящее или  прямо на  камеру, или  за  кадром, а  Гелена Тржештикова снимает и  записывает их  рассказы. И  так  год  за  годом  — 35  лет  подряд! Флаэртианское кинонаблюдение Тржештиковой если и  используется, то  случайно, в  этом фильме методом является открытый репортаж вроде телевизионного. Погружения нет  и  не  надо, вместо него происходит привыкание к  улыбкам героев, к  неугасимому оптимизму молодой, а  вот  уже  и  немолодой семьи. До  середины фильма зрителя баюкают кадры счастливой жизни, которая, как  известно, выглядит везде одинаково  — и  в  Перми, и  в  Праге  — только обстановка разная; зритель развлекается сравнением деталей быта. И, естественно, завидует  — нормальное обывательское состояние.

Тем  сильнее шок  семейной катастрофы.

Завидовать есть чему. У  людей всё хорошо. Муж  — высокий, красивый, талантливый, трудолюбивый, успешный, любит жену, предан семье: семья  — центр вращения всех его  мыслей, жена  — его  солнце. Жена  — маленькая, хрупкая, талантливая художница (декоративно-прикладное творчество), вся  такая домашняя, вся  в  детях, мужа любит. Родила пятерых! И  всё успевает. У  них  хороший дом, и  их  бизнес  — мебель, стильные домашние аксессуары  — также связан с  благоустройством жизни, с  комфортом. Шестиэтажный магазин в  Праге, склад в  пригороде, иностранные поставщики. И  всё ради семьи, и  всё руками Вашека, простого парня, без  понтов, как  говорят у  нас. Жизнь гармонична, текущие житейские неурядицы только усиливают её сладкий вкус.

И  вот  бабахнуло. Вашек оказался выселенным из  его  собственного дома и  оторванным от  семьи. Нет, он  не  разорился  — выселен по  суду. Жил  бомжом в  недостроенном складе,  — он  показывает нам  сиротскую койку в  углу, в  тупике, без  вины виноватый. Луч  жизни внезапно преломился и  пропал. Мрак.

Очень русская история. Интересно, как  с  нею  справляется  чех. Без  водки.

И  в  чём причина катастрофы? Автор фильма не  даёт зрителю ответа, предоставляет искать самому. Конечно, каждый из  участников и  очевидцев имеет что  сказать, и  что-то говорит Гелене на  камеру. Но  автор, верный своему методу, не  заглубляет вспашку  — рассказ идёт по  верхам событий, всё в  той  же  интонации, с  теми же  улыбками. Ну, да, роняет слезу мужчина, каждые пять минут, отныне и  до  конца фильма… Ерунда по  сравнению с  русскими истериками.

Иванка тоже, наверное, плакала. Нам  не  показали. Простая деликатность режиссёра? Думается  — в  этом метод. Чем  принципиально отличается семейная история Гелены Тржештиковой от  телевизионных сериалов, так  это  недосказанностью. Никаких сцен, бурных объяснений  — всё это  за  кадром. Сдержанное повествование о  кошмарных событиях будит воображение, заставляет зрителя напряжённо вникать в  происходящее. И, вникнув, ужасаться.

Вашек и  Иванка. 2015  г.

История жуткая. Как, возможно, история любой супружеской жизни. Мы  просто ничего не  знаем про  наших друзей, а  тем  более, про  знакомых, не  говоря уже  о  незнакомых парах. Нам, посторонним, супруги ничего не  показывают, кое-что рассказывают, но  не  всё. Вообще, отношения двоих непознаваемы. Нам, посторонним, кажется, что  они  просты, прозрачны, известны нам  от  и  до, и  вообще мы  не  посторонние, мы  активно участвуем в  жизни двоих, мы  (к  примеру) их  дети!.. Это  нормально. Мы  должны так  думать. Нам  нужны понятные родители, понятные соседи  — понятный мир, ибо  в  непонятном мире жизнь невозможна. Но  как  только мы  расставим всё по  полочкам и  расклеим ярлычки, приходит невидимый слон и  нечаянно рушит наш  порядок. Побить бы  слона, так  он  невидимый. Мы  ему  вдогонку, куда попало, лепим ярлык «ЗЛАЯ СУДЬБА»  — и  всё сначала. Без  ярлычков никак. Хотя некоторым удаётся.

Фильм чешского режиссёра Гелены Тржештиковой  — хороший пособие для  начинающих и  кончающих жизненные университеты. Он  как  бы  не  про  нас  — другая страна, другой язык и  мимика  — а  проблемы… По  нашей версии, проблемы те  же.

Кризис института семьи рождает необъяснимые с  прежних позиций конфликты. Вот  Иванка и  Вашек. Всё было так  хорошо задумано, и  так  бодро и  весело, артистично даже исполнено. Вся  жизнь молодой пары была выстроена по  вековым традициям, с  учётом, как  говорится, текущих социалистических условий. Семейная жизнь как  архитектурное сооружение. Молодые архитекторы знали толк в  пропорциях и  красоте отношений. Они  были защищены своей любовью от  всех мыслимых бедствий  — пожара, наводнения, войны, реставрации капитализма и  прочего. Произошло немыслимое  — семья перестала быть ценностью в  глобальном масштабе. «Люди не  женятся, они  не  обставляют свои квартиры»,  — недоумевает Вашек, хозяин Дома мебели. Старики нищают без  поддержки, они  никому не  нужны. Клиентов нет, бизнес надо перенаправлять. Конечно, это  само по  себе не  трагедия, а  будничные управленческие заботы. Хуже другое: «люди не  женятся», шатаются устои, и  собственные дети, на  которых уверенно держалось будущее Вашека и  Иванки, не  поддерживают традиций, отказываются от  роли продолжателей рода. Заявляют родителям: «Вы неправильно жили»  — страшнее удара трудно придумать, особенно на  излёте дней. Отнестись к  этому серьёзно  — значит поверить, что  детей рожали зря, отдавали им  силы, время, душу, жизнь свою,  — всё  зря. А  как  не  поверишь, когда лежишь без  сна  на  чужой койке, в  одиночестве, без  дома, без  будущего?

Нет, нет, дети папу не  выселяли! Там  всё обернулось гораздо хуже,  — по  нашему мнению. А  кто-то скажет: наоборот… У  пермяков будет возможность обменяться мнениями в  уютном зальчике киноцентра «Премьер».

Киноцентр «Премьер», 21  сентября, 12:30 и  в  20:10. Фильм представит автор  — Гелена Тржештикова (Чехия).


Владимир Киршин
 
По теме
6 марта в библиотеке №27 в рамках краевой акции состоялось мероприятие, посвящённое 145-летию со дня рождения уральского писателя Павла Петровича Бажова Юные читатели библиотеки - третьеклассники из лицея №8 совершили
Клуб читающих семей "Друзья книги" приглашает семьи Очерского городского округа присоединиться к нашей дружной компании.
Оперативная обстановка на территории Пермского края за сутки (18 марта 2024 года) - Министерство территориальной безопасности За истекшие сутки зарегистрированы следующие оперативные события: 1. По данным Главного управления МЧС России по Пермскому краю зарегистрировано 10 техногенных пожаров, на которых, к сожалению, 1 человек погиб,
Министерство территориальной безопасности
«Комплексная безопасность – 2024» - ГУ МЧС России по Пермскому краю С 29 мая по 01 июня 2024 года пройдет XV Международный салон средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность – 2024».
ГУ МЧС России по Пермскому краю