Внучка ученицы Стани¬славского Нины Ольшев¬ской и известного писателя и драматурга Виктора Ардова, племянница Алексея Баталова, дочка актёра, режиссёра и художника-постановщика-мультипликатора Бориса Ардова и актрисы МТЮЗа Мики Ардовой, падчерица Игоря Старыгина не думала – не гадала, что станет популярней всей своей богемной семьи вместе взятой. А ведь когда-то звезда скетчкома «Женская лига: парни, деньги и любовь» и скетч-шоу «Одна за всех» Анна Ардова только с пятой попытки смогла поступить в театральный институт!
Зато сегодня актриса нарасхват – играет в Маяковке, снимается в кино, поёт, воспитывает дочь Соню и сына Антона, обожает готовить и разводить цветы на подоконнике…
«ЕСЛИ НЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ, СОШЛА БЫ С УМА…»
–?Анна, как так получилось, что за столько лет работы в театре им. Маяковского вы ни разу не побывали в Перми?
–?Увы, театр бывал на гастролях в вашем замечательном городе, но не с моими спектаклями. Зато в этот раз я успела немножко посмотреть Пермь. Вчера, к примеру, мальчишки повели нас в пельменную напротив гостиницы – ту самую, легендарную, о которой рассказывают все наши актёры, побывавшие в вашем городе. Как же, будучи на Урале, не попробовать пельмени? Но больше не пойду, потому что иначе не влезу ни в какие платья, такая вкуснота! ( Смеётся. )
–?«Таланты и поклонники» по пьесе Николая Островского – первая режиссёрская работа Миндаугаса Карбаускиса, нового художественного руководителя Московского театра им. Маяковского. Как вам работается с новым худруком?
–?Лично мне работается прекрасно. Во-первых, мне действительно нравятся его спектакли, он очень талантливый человек. Во-вторых, мне искренне по¬нравилось с ним работать. Радуюсь, что возрождается театр, в котором начинает что-то происходить. Мы всё время что-то репетируем, все артисты заняты у новых молодых режиссёров, никто не сидит, все работают. Театр начал жить, а раньше это было болото. Я всех вижу на репетициях, я наконец-то стала появляться в театре, в котором меня практически не было. Почему? А у меня совсем не было ролей. Я не выпускала спектакли лет… ( Задумывается. ) девять. Слава богу, у меня было телевидение, иначе сошла бы с ума, если хоть так не реализовалась бы.
–?И ради чего стоило это всё терпеть?
–?У меня был любимый спектакль «Чума на оба ваших дома», который я тихо поигрывала. Там очень неплохая роль Розалины, племянницы Капулетти, и спектакль Татьяны Ахрамковой хороший, хоть и старый. Меня даже устраивал этот Арцыбашев, с которым я не особо хотела работать. Точнее, сначала хотела, но потом поняла, что нет. Мне не нравились его спектакли. Хотя опять говорю не совсем то. Наоборот, сначала мне его спектакли нравились, и он даже был моим педагогом – диплом я делала у него. И когда он пришёл в Маяковку, очень радовалась. Расстраивалась сильно, что он меня никуда не берёт. А потом поняла, что я и не хочу у него работать…
Тем не менее актёр всё-таки должен выходить на сцену. Был ещё один спектакль Арцыбашева, в котором я тоже до сих пор занята. Но пришёл Миндаугас, и я радуюсь, что без конца репетирую, что есть работа. Но главное – она есть у всех.
–?Зрителей снова ожидает премьера?
–?Да, с сентября мы начнём репетировать пьесу Трейси Леттс «Август. Графство Осэйдж». И снова с молодым режиссёром. Ой, кажется, я наболтала лишнего! Вдруг об этом ещё нельзя говорить?..
ОТ НОРОЧКИ МУЖ БЫЛ В ШОКЕ
–?Анна, вы девять лет сидели без работы в театре и так легко об этом говорите. Готовы простить всё-всё?
–?Нужно ко всему иметь сни¬схождение. Потому что всё в твоих силах. Если ты в этот момент сильнее – прощаешь легче, если слабее – труднее. Если случается некая история, первое время ты с этим человеком не общаешься, и это естественно. Но проходит время, ты пытаешься анализировать его поведение и своё собственное и начинаешь понимать, что нет ничего такого, что нельзя было бы простить. Но особенно я оправдываю трусов, хотя, конечно, не во всех ситуациях. Однако понимаю, что с этим пророком совладать невозможно. Можно справиться с пьянством, враньём, с гордыней, а с трусостью – страшно трудно…
–?Вы как-то сказали, что мечтали петь джаз и даже стать Эдит Пиаф. Но запели только весной этого года и даже решились собрать поклонников на творческий вечер.
–?Скажу честно, я очень мало слушаю музыки, очень необразованный по музыкальной части человек. Раньше, когда была за рулём (сейчас уже не вожу), всегда включала себе Моцарта. Под это я могу прекрасно жить. Да, и ещё, пожалуй, джаз, когда он играет не слишком громко. Но даже его я могу выключить, сказать – всё, хватит, надоело! А Моцарта – никогда.
А на своём вечере, который организовала ради спасения Дома актёра, я пела Вертинского, потому что папа, у которого не было ни слуха, ни голоса, пел мне его на ночь. Когда я услышала, как это звучит на самом деле, я очень удивилась.
–?Это правда, что с песни Вертинского «Пёс Дуглас» когда-то началось близкое знаком¬ство с актёром Александром Шавриным – вашим будущим мужем?
( Смеётся. ) – У нас были актёр¬ские посиделки, и Шаврин так отчаянно пел эту песню, как могут петь только романтики…
Саша впервые попал в квартиру на Ордынке бабушки Нины Антоновой-Ольшанской и дедушки – известного драматурга Виктора Ардова – в конце 80-х годов. Пришёл в гости к моему отцу – художнику Борису Ардову. Я тогда ещё была школьницей. Уютный стол, старинная обстановка. Его посадили за стол рядом с дамой преклонных лет, очень весёлой. К ней все обращались «Норочка». Это была Вероника Полонская – последняя любовь Владимира Маяковского. И эта женщина сидела возле Шаврина, пила водку, курила «Яву» и хохотала над дурацкими анекдотами…
–?Но он вас в то время не впечатлил и вы вышли замуж за своего однокурсника Даниила Спиваковского?
–?Бракосочетались мы под песни The Beatles, невеста была в лосинах и свитере, а жених – в клетчатой рубашке. Мы постоянно выясняли отношения: я била посуду, а однажды опрокинула на пол даже телевизор. Спиваков¬ский в ответ окатил меня ведром холодной воды. Увы, и свекровь подливала масла в огонь. После очередного конфликта я сбежала от мужа. Мы даже до годовщины свадьбы не дотянули. Но сегодня работаем с Данькой в одном театре и нормально общаемся.
ЕСЛИ УМИРАТЬ, ТО МГНОВЕННО
–?Героиня фильма «Я не знаю, как она делает это» с Сарой-Джессикой Паркер успевает всё и везде. Не задумывались, что это и про вас тоже?
–?Честно говоря, я не чувствую себя какой-то особенной женщиной. Мне кажется, что мы все сейчас так существуем. Все женщины, которые работают, живут в особенном ритме, и они успевают всё. Знаете такой анекдот: «Двое знакомых встречаются, один другому говорит: «Ты как?» – «У меня кошмар. В шесть утра ухожу на работу, в девять заканчиваю, бегу на халтуру, заканчиваю в десять, бегу на подработку, заканчиваю в час ночи, бегу домой в два. И я даже водки не могу выпить, чтобы расслабиться, потому что в шесть снова надо на работу». – «Подожди, Федь, так у тебя же была жена Ленка?» – «Ты чего, я и есть – Ленка. Ты что, не узнал? А Федьке моему вообще капец…» Когда я рассказала этот анекдот нашему гримёру Нателле, она чуть не упала в обморок от смеха и стала кричать: «Это про меня!» Потому что, когда мы бежим на работу, мы уже перестаём одеваться как женщины, а натягиваем для удоб¬ства штаны и ботинки. Все киноженщины так делают. Знаете, как они у нас называются? Кинобабы. Съёмки идут на улице, поэтому надо надеть тёплую обувь, штаны, куртки, шапки, обмотаться шарфом – и вперёд. И тогда уже дей¬ствительно не понятно: где мальчики, а где девочки? Где Федька, а где Ленка?
–?А как же отдых – атрибут звёздной жизни?
–?Безусловно. Нынче едем с мужем и детьми в отпуск в Италию. Честно говоря, у меня там живёт подруга, поэтому я туда частенько наведываюсь. Когда в стране есть проводник, это чрезвычайно важно – всё покажет, расскажет, и ты начинаешь понимать и любить чужую культуру.
–?Мне рассказали по секрету, что вы страшная матершинница…
–?Я вообще буйный и вспыльчивый человек. Легко радуюсь и легко гневаюсь.
Поэтому и мат у меня не задерживается. Есть и любимое ругательство. Нецензурное. Произнести вслух? Ё.. твою мать! (Смеётся.) И это я кричу своим детям, на что они мне говорят: «Мама, ну ты же себя…»
–?На долю ваших предков выпали суровые испытания: прадеда забили на допросе, прабабушка едва не умерла в зоне… А вы думаете о смерти?
–?Как все нормальные люди. Но я бы хотела умереть быстро, ночью и во сне. От остановки сердца, чтобы самой не мучиться и остальных вокруг не мучить. Прямо мечтаю! Хотя можно даже не во сне, но чтоб сердце остановилось – и всё. И чтобы мгновенно.