Новости города БезФормата.Ru
Пермь
Главные новости
 
Задать вопрос?

Кларнет, велосипед и костюм

«Главное в музыкальном образовании – зажечь человека, зарядить его на профессию» - Пермский Обозреватель
Фото: www.permoboz.ru
Автор: Вадим ПАНДЖАРИДИ «Главное в музыкальном образовании – зажечь человека, зарядить его на профессию»

Герой нашей рубрики – заведующий отделением духовых инструментов Пермского музыкального колледжа Алексей ПРОСКУРНИН.

 

 

ПРОСКУРНИН Алексей Леонидович. Род. в 1939 г. в Иваново. Окончил Ивановское музыкальное училище по классу кларнета (1957), затем – Горьковскую консерваторию им. Глинки (1962).

С 1959 г. работал в оркестре Горьковского оперного театра им. Пушкина.

С 1964-го – педагог по классу кларнета в Пермском музыкальном училище, с 1970-го – зав. отделением духовых инструментов. 

Заслуженный работник культуры РФ.

Женат, есть дети и внуки.

 

– С чего начался ваш музыкальный путь, Алексей Леонидович?

– Отец мой был кларнетистом в городском духовом оркестре, мать – драматической актрисой. Когда отец ушел на фронт, осталось три предмета: кларнет, велосипед и отцовский костюм. В костюме я учился в консерватории, велосипед простоял у бабушки в сарае и благополучно сгнил, а на кларнете я и начал заниматься музыкой. Когда отец уходил, он сказал маме: «Лена, это не Финская война, это надолго. Чтобы ни случилось, сделай из Альки музыканта». 

Мать выполнила его просьбу, а я не противился. Я всю жизнь любил и люблю музыку. За военным оркестром мог бежать вслед не один квартал. Когда играл оркестр в парке или в доме культуры, я всегда, уши разинув, рот раскрыв, стоял рядом с музыкантами… Отец погиб на фронте 20 сентября 1941 года под Брянском. Ничего не поделаешь: война есть война. А я стал тем, кем стал. Другого пути у меня не было. 

Учился прилежно, – тогда все учились прилежно. Руки у меня заточены под музыку, ничего другого делать не могу и не умею. «Мурку» сыграть? – пожалуйста, а в компьютере полный ноль. 

Если начать жить сначала, то повторил бы пройденный путь. Мог бы, наверное, стать каким-то директором, но только творческого вуза или училища нашего. Но мне этого не надо, мне надо играть…

Дальше совмещал преподавательскую деятельность с музыкантской. Дирижировал в театре народной оперетты в ДК им. Свердлова. Играли всё: «Сильву», «Принцессу цирка», «Свадьбу в Малиновке». 

У меня был тогда малый симфонический оркестр, 19 инструментов.

 

– Что значит малый?

– Струнная группа, одна флейта, один гобой, два кларнета, один фагот, пара трубачей и литавры. Таким составом можно играть всё что угодно, но звучать это будет несколько «порнографически». (смеется) Но я собрал хороших музыкантов. 

У многих из них, правда, не было никакого музыкального образования, они, как Чапаев, «академиев» не оканчивали, но были очень хорошими практиками, работали на износ. Тогда, в 70-е годы, к искусству вообще отношение было другое, более серьезное, что ли…

 

– А сейчас относятся несерьезно? 

– Сейчас полный бардак. Искусство и культура никому не нужны. В музыканты никто не идет. А мы, педагоги, всегда хотели, чтобы наши выпускники шли дальше, поступали в консерватории, работали в больших оркестрах. Образование, я имею в виду музыкальное, – это как трехступенчатая ракета. Первая ступень – зажигание. Надо зажечь человека, правильно его поставить, чтоб не упал, то есть зарядить на профессию музыканта. Вторая ступень – это когда заработает двигатель, то есть мозги. В консерватории, например, человек не учится, он там совершенствуется. А третья – это свободный полет – как ты летишь, куда, с какой скоростью, когда упадешь, когда сопьешься… (смеется)

С наступлением «прихватизации» (возвращаясь к вашему вопросу) отношение к музыке стало никакое: раньше музыка служила народу, а теперь прислуживает. Приведу пример. Мой внук попросил сводить его на «Лебединое озеро». Раньше, когда я работал в оперном, дверь открывал левой ногой. Сейчас там власть поменялась – меня никто не знает, и я никого. Пришлось билеты покупать. Место в партере стоит 

5 тысяч. На троих – пятнадцать! Где простому человеку взять пятнадцать «тыщ», чтобы один раз посмотреть «Лебединое»? А толку от одного просмотра нет никакого. Чтобы этот балет понять по-настоящему, надо сходить на него несколько раз… Вот вам и всё искусство, которое принадлежит уже не народу, а каким-то отдельным членам общества. 

В оркестре Теодора КУРЕНТЗИСА пермяков ноль целых ноль десятых. Все музыканты приезжие – что хор, что оркестр, да еще и балет под себя поджимают… Словом, наш оперный стал недоступен для простого пролетария. Это одна сторона медали. Другая – репертуар стал таким умным-заумным, что непонятен простому слушателю. Не нужны стали «Риголетто», «Чио-Чио-Сан» или «Князь Игорь», они вдруг стали неинтересны! Теперь, почти как у Пушкина: «Ни слова русского, ни русского лица». Страна от этого беднеет. 

Я не осуждаю нынешнее руководство, по большому счету они молодцы, но для простого люда наш театр – в прошлом. При наличии денег и я вам соберу мировой оркестр! А ты попробуй создать его из ничего!

 

– Известна ваша любовь к джазу. Вы играли джаз?

– Нет, никогда. Эстраду играл: Цфасмана, Утесова, Дунаевского. Я ведь работал в кинотеатре, наш оркестр играл между сеансами. Чтобы играть хороший джаз, надо пуд соли съесть.

 

– Но ведь другие оркестры играют?

– Играют, но как? Любительски, если можно так сказать. Джаз – это целая наука. Среди музыкантов духовых оркестров есть, конечно, хорошие джазисты, но если в оркестре никто больше джаз не играет…  

 

– Несколько слов о ваших выпускниках.

– Большинство из них окончили консерватории в Петербурге, Москве, Горьком. Был период, когда в оркестре Пермского оперного вся кларнетная группа состояла из выпускников нашего училища, выпускников моего класса. То есть мои ребята в ларек не шли.

 

– В смысле – ларек?

– Торговать носками, на рынок. Грустный юмор в чем: сейчас выпускник оканчивает училище, а работать негде. Куда ему идти? Торговать. В ресторанах музыкантов нет, в кинотеатрах – тоже. А раньше и там, и там были постоянные оркестры. И даже хоронили под музыку.

 

– Но кто-то же в ресторанах играет…

– Приглашают на один-два вечера. А назавтра уже никому ничего не надо. И похороны сейчас всё больше с попами… И военные оркестры почти все сократили. 

 

– Но и в советское время многие оперные певцы пели в церквях, так сказать, подрабатывали…

– Было. Эта старая русская традиция, идет от Шаляпина и дальше. Дело в том, что настоящий оперный певец должен освоить церковное хоровое пение. Это высший пилотаж! В хоровых школах, кстати, мальчиков, потерявших после мутации голос, отправляли учиться на духовых инструментах. Потому что у нас, «духоперов», дыхание с вокалистами общее, ритм – общий, тон – общий, надо только постичь сам инструмент, и всё. 

 

Краевой минкульт представил программу нового летнего фестиваля «Пермский период. Новое время» - 59.RuФестиваль включает не только культурные, но и спортивные события По словам организаторов, это будет масштабный мультижанровый фестиваль для всех возрастных категорий.
27.05.2017 59.Ru
​Фильм «Прочь»: недорогой камерный проект или вялотекущий триллер - Business ClassПродукт: «Прочь» Режиссер: Джордан Пил ЗА На фоне пафосных премьер вроде очередного эпика Гая Ричи порой блекнут менее дорогостоящие, но крепкие проекты.
27.05.2017 Business Class
Десять фестивалей Перми: рассказываем о том, как интересно провести это лето в городе - 59.RuСовсем скоро наступит лето – сезон отпусков. В это время года многие пермяки стремятся уехать из города, а между тем и у нас есть чем заняться.
27.05.2017 59.Ru
Дягилевский фестиваль.jpg - Министерство культуры25 мая завершился Международный Дягилевский фестиваль-2017. Масштабный культурный проект в этом году стер границы между артистом и зрителем, традицией и авангардом, днем и ночью,
26.05.2017 Министерство культуры
С июня по сентябрь в Прикамье пройдет масштабный мультижанровый летний фестиваль, рассчитанный на разные возрастные категории.
26.05.2017 Министерство культуры
Талантливых детей соберут на фестивале «Дарования Прикамья» - 59.Ru29 делегаций из Пермского края приедут в Пермь на открытие фестиваля В Пермском академическом Театре-Театре 29 мая откроется фестиваль детского творческого конкурса «Дарования Прикамья» (6+).
26.05.2017 59.Ru
В представлениях не нуждается - Пермский ОбозревательАвтор: Екатерина ОБОРИНА В Перми и Полазне прошел VIII фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…».
26.05.2017 Пермский Обозреватель
На «Книжной площади» в «Горьковке» наградят лучших библиотекарей Прикамья - 59.RuДля гостей проведут экскурсии по фондам и книгохранилищам библиотеки Пермская краевая библиотека им.
26.05.2017 59.Ru
По информации Пермского ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС»: 26 мая ожидается переменная облачность, ночью  местами, днем повсеместно кратковременные дожди, в отдельных районах грозы.
28.05.2017 Администрация г.Лысьва
В Прикамье три человека погибли при столкновении иномарки и автобуса - 59.RuИнформация о пострадавших уточняется Сегодня в Прикамье легковой автомобиль врезался в автобус.
28.05.2017 59.Ru
Погода в Кунгуре и Кунгурском районе с 28 по 30 мая 2017 - Газета Новости Кунгурского краяПо информации Пермского ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС», в Пермском крае, в том числе в Кунгуре и Кунгурском районе, 28 мая ожидается облачная погода, днем с прояснениями, ночью небольшие и умеренные, местами сильные,
27.05.2017 Газета Новости Кунгурского края
Главное управление МЧС России  по  Пермскому  краю информирует: по данным Пермского гидрометцентра  (Пермского ЦГМС - филиал ФГБУ «Уральское УГМС»): 25-26 мая в Пермском крае ожидается переменная облачность,
28.05.2017 Администрация г.Лысьва
МЧС Пермского края сообщает об ухудшении погодных условий - Business ClassГлавное управление МЧС России по Пермскому краю предупреждает об ухудшении погодных условий в ближайшие часы и в субботу, 27 мая.
26.05.2017 Business Class