Таким образом, был начат серийный выпуск автомобилей Волжского автомобильного завода ВАЗ-2101 «Жигули». ВАЗ-2101 — один из символов автопрома СССР. Первый автомобиль ВАЗ-2101 («копейка») сошел с конвейера Волжского автомобильного завода (построенного незадолго до этого события) 19 апреля 1970 года, а 9 сентября того же года начался уже серийный выпуск автомобилей ВАЗ-2101.
«Жигули» — легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа «седан». Эта модель оказалась маленьким шедевром: ни до, ни после «копейки»таких долговечных автомобилей наши сборщики создать не смогли…
Будучи изначально лицензионной копией иностранной модели FIAT-124, прототип был доработан и адаптирован так, что обрел статус народного автомобиля. «Копейка» быстро стала одним из наиболее распространенных легковых автомобилей в СССР и одним из символов советского автопрома, сыграв важную роль в автомобилизации Советского Союза.
Не случайно заводская статистика знает за «копейкой» достижения достойные книги рекордов. Капитальный ремонт, согласно испытаниям, требовался лишь после того, как автомобиль проходил расстояние, равное 10-ти путешествиям из Москвы до Владивостока. Есть случаи, когда автомобили ВАЗ-2101 обходились без капитального ремонта и более 20 лет при постоянной эксплуатации. На спидометрах таких машин — от 300 тысяч км и больше. Они не раз «обогнули земной шар». За выпуск данной модели в мае 1972 года Волжскому автомобильному заводу была вручена Международная премия «Золотой Меркурий» — своеобразный «Оскар» европейской торговли.
За все время производства (с 1970 по 1983 годы) Волжский автомобильный завод дал жизнь 2 702 657 малолитражкам ВАЗ-2101.
Немного истории. 5 августа 1966 года Министерство внешней торговли СССР и акционерное общество FIAT заключили соглашение сроком на восемь лет о разработке автомобиля и строительстве автозавода в СССР. Этому проекту придавали такое большое значение, что первым генеральным директором будущего автопроизводства назначили замминистра автомобильной промышленности СССР Виктора Полякова.
После подробного изучения почти полусотни возможных площадок для строительства советское руководство решило возвести завод в городе Тольятти. Интересно, что до 1964 года этот город назывался Ставрополем-на-Волге, но был переименован в честь генерального секретаря Итальянской компартии Пальмиро Тольятти, который скончался в том же году на территории СССР в Крыму.
В январе 1967 года началось строительство ВАЗа, которое было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Согласно первоначальным планам срок строительства составлял шесть лет, но фактически завод пустили в эксплуатацию на три года раньше.
Автомобиль получил фирменное наименование «Жигули», по названию расположенных рядом с Тольятти Жигулевских гор. Экспортный вариант стал называться Lada, так как «Жигули» на многих европейских языках созвучно слову «жиголо», что означает «наемный любовник». Кстати, в бытовой речи название «копейка» для ВАЗ-2101 возникло примерно с середины-конца 1980-х годов, ранее эту машину называли «единичкой»и «жигой».
В 1974 году Волжский автозавод вышел на проектную мощность и начал выпускать 660 тысяч автомобилей первого семейства ВАЗ в год.
Автомобиль ВАЗ-2101, который с различными модификациями выпускался до 1983 года, дал начало целому семейству вазовской «классики»и более чем на десятилетие стал по-настоящему народным транспортным средством на российских дорогах.
Автор: Екатерина Оборина Фотограф: Екатерина Оборина