Сергей Кущенко дал интервью Владимиру Плотникову
Сергей КущенкоЖурнал «Стольник» опубликовал интервью с основателем Пермского баскетбольного клуба «Урал-Грейт». Вопросы успешному спортивному менеджеру задавал самый авторитетный депутат Пермской городской думы.
— Ты помнишь, как всё начиналось?
— Я помню, что двигало нами в то время, когда начинался «Урал-Грейт». В 1995 году мы вместе с партнёрами поверили в несбыточные мечты, которые потом осуществились. Мы собрались для победы, и это было прежде, чем мы чего-то добились. Ведь вспомни — все песни, «грейтовские» кричалки были созданы до того, как команда стала чемпионом.
Я чётко помню момент, когда принесли песню, наш гимн. Я ответил, что «Урал-Грейт», конечно, чемпион. Результата не было тогда, мы были 26-ми в турнирной таблице, а песни пели, что «Урал-грейт» — чемпион». Откуда это было у пермского болельщика? Сейчас редко кто вспоминает Харитонова, а как раз он первый и сказал как-то на соревнованиях в Чайковском: «Ваша областная команда лучше организована, чем команда высшей лиги. Вы возьмите и попробуйте». Оттуда начинался «Урал-Грейт». Тогда команда называлась «Грейт», по имени нашей компании. И только когда мы чуть-чуть подросли, добавили слово «Урал».
Будущие победы стали складываться из маленьких кубиков. Энергия многотысячного дворца «Молот» жажда побед, преданные болельщики — всё это слагаемые нашего успеха. В то время, в том месте и как это необходимо — у нас все сложилось.
— Болельщики оказывали огромную поддержку.
— Болельщики — это отдельная история. 7 апреля 2013 года мы организовывали здесь матч с мадридским «Реалом». «Молот» был полный. У меня всё разрывалось внутри, когда я заходил в зал. Дыхание этого зала, это же не забыть. Повзрослевшие на 10 лет люди сидели на тех же местах! Они приветствовали, махали руками. Я смотрю, вроде бы знаю этого человека, помню его юным, а он уже с ребёнком сидит. Это необычное ощущение.
— Что нужно сделать для возрождения баскетбола в Перми, чтобы в семитысячном зале «Молота» вновь был аншлаг?
— Сегодняшнюю ситуацию можно отразить фразой — в Перми баскетбол не умирал никогда. Большая часть того, что нужно, чтобы баскетбол в город вернулся, сделано, это никуда не делось и до сих пор живёт сердцах у пермских болельщиков. Просто нужно помочь, найти правильных людей. Сейчас «Парма» — новая генерация баскетбола. Очень важно, что там Саша Башминов, Слава Шушаков, Леша Пегушин, Андрей Шейко — они все помогают, все душой там.
Складывается новая команда, которая адаптируется к современной жизни. Если такими темпами и дальше пойдёт, то на первом же матче с высокоуровневой командой в «Молоте» будет аншлаг. Главная составляющая, она, к счастью, никуда не ушла. И когда мы открывали памятную доску Сергею Александровичу Белову, люди приходили, плакали, вспоминали. Это всё от души. Пермский баскетбол был от души. Это не та история, когда трибуны заполнялись в приказном порядке. Баскетбол здесь был настоящим, и только таким его можно возродить.
— Ты любишь музыку, особенно рок-н-ролл. Тебя можно назвать сумасшедшим в хорошем смысле этого слова.
— Ты знаешь больше меня. Все вдохновения, которые ко мне приходят — «Урал-Грейт» прежде всего — я черпал из рок-н-ролла. Именно музыка! Раньше мы привозили «Алису», Цоя, другие группы — рок-н-рольный драйв был у нас внутри, по-настоящему. Ты говоришь, я люблю рок-н-ролл, а я понимаю, что это моя философия жизни.
Все идеи приходят ко мне во время прослушивания музыки. Помнишь, на первом матче Евролиги мы с Наталией Шостиной (основатель фестиваля «Камва» — ред.) выдали пермских шаманов? Иностранцы были в шоке! Помнишь, когда погибли наши парни в Чечне? Мы нашли их видео, сделали клип. 8 тыс. людей в зале плакали, все встали. Мы выиграли тяжелейший матч потому, что была мотивация именно такого уровня. Они не могли в этот день проиграть! Pink Floyd, Dire Straits, Queen с их The Show Must Go On — остались навечно в «Молоте». Мы могли выражать свои мысли, нести свою культуру. Вот вам рок-н-ролл.
— Вы были тогда настоящими новаторами.
— В конце 1990-х — начале 2000-х вся спортивная индустрия смотрела на Пермь. Нас называли первыми спортивными менеджерами. Многие вещи делались впервые у нас. Самое важное, чего в Перми удалось добиться: можно было смотреть баскетбол по телевизору. Одни наши рекламы чего стоят. Знаменитый баннер на площади Карла Маркса, где мы вывесили «Пошли все на...» Все обалдели. А потом написали: «Пошли все на баскетбол».
Мы делали нестандартные вещи. Почему получился такой микс, откуда эти шоу, знаменитые потом на всю Европу? То, что мы делали в «Молоте», стало модным. Пермь быстро заразилась баскетболом, город «дышал» им. Когда я пришёл в ЦСКА, там был век динозавров — по 300 болельщиков на матчах, и большинство из них — родственники спортсменов. Но и Москву нам удалось поднять.
— Я помню: приехал на матч ЦСКА. Кажется, полуфинал был. Пятитысячный зал был заполнен лишь на треть. А когда ты возглавил ЦСКА, в Москве на матчи стало невозможно попасть. Практически всё, что ты использовал в «Урал-Грейте», удалось применить в ЦСКА.
— Это сейчас получилась такая красивая картинка, а ведь тогда никто не понимал, зачем мне всё это нужно. Но нашлись те, кто поддержали, и слава богу. А потом спонсоры пришли сами.
— Грамотный маркетинг.
— Ну вот какая реклама нужна на матч «Урал-Грейт» — «Реал Мадрид»? На лампочках висели. Была история забавная. Идёт матч. Вдруг на паркет падает такой клуб пыли, грязь, всё посыпалось. В перерыв послали охрану, а там человек на потолке за лампочками сидит и смотрит матч.
— В какой момент пришло понимание того, что в спорт нужно добавить шоу и активно работать с болельщиками?
— Моментально. Ещё когда мы играли в школе №49, сшили майки с надписями «Здесь могла быть ваша реклама», хотели быть яркими. И стали замечать, что на нас стали приходить 10-15 человек регулярно. И я подумал: « Можно чего-то показывать ». Например, в Евролиге очень строгие правила по поводу рекламы. Ничего нельзя. Но нам-то нужно было как-то деньги зарабатывать. Нам пришлось прибегнуть к знаменитой «простыне». И комиссар матча не мог ничего поделать. Я одно время даже стал переодевать народ. Света мало в зале, зрители сидят в чём-то сером. Я тут же поставил фонари по краю. Всех обязали снимать одежду в гардеробе, сделали пару матчей, на которых мотивировали людей ярко одеваться, даря за это билеты на сезон. Две недели проходит и картинка — улыбающийся пермский зритель. С ребёнком, нарядные, флажками машут.
А Spiderman? Каждый раз придумывали что-то новое, и всё «выстреливало», потому что мы были без ума от того, что делаем. Бренд «Урал-Грейт» в то время очень поднялся. В тот момент у всех город Пермь ассоциировался именно с «Урал-Грейтом».
— Можно ли сейчас говорить о том, что в России к спорту стали относиться как к бизнесу?
— Это зависит от экономической ситуации в стране. Сейчас это сложно. Постоянно участвую в разных мероприятиях, где обсуждаем спорт и бизнес. Взять Пермь 1999 года — эта модель работала. Мы первые, кто стал относиться к спорту профессионально, я всё-таки человек из бизнеса. У нас был профессиональный офис, оперативки, оптимизация — всё серьезно.
— «Урал-Грейт» зарабатывал сам?
— В том сезоне, когда мы выступали в Евролиге, 25% бюджета составляла продажа билетов. Как только спортивный результат подрос, и появилось шоу, всё — «Молот» заполнился полностью. Цены мы делали сумасшедшие, но народ покупал. Продавали билеты на VIP-трибуны за огромные деньги. Мы локально убили и футбол и хоккей, потому что все спонсоры хотели к нам. И нам удалось попасть на европейские каналы.
— Соответственно, о спортивном менеджменте в России тоже говорить не приходится.
— Он стилизован. Появилось много профессиональных клубов, но, на мой взгляд, профессионализм заключается в умении продавать. А если у администрации просишь деньги на содержание клуба, то это не спортивный менеджмент.
— Ты как-то говорил о том, что в России нет качественной подготовки игроков.
— Сейчас много спорят о том, сколько легионеров должны играть. Но, согласись, во многих странах ограничений на легионеров нет, а национальные команды добиваются высоких результатов. Почему-то мы считаем, что если искусственно ограничить количество иностранных баскетболистов, то наши игроки неожиданно заиграют.
Мы расчищаем рынок для российских спортсменов и убираем конкуренцию. В 16-17 лет баскетболист уже должен иметь качественную подготовку. В NBA в 20 лет приходят готовые игроки, а у нас нет. Нужна профессиональная подготовка резерва, которая начинается с детской школы в Хабаровске.
— Часто вспоминаешь «Урал-Грейт» ?
— Чем больше я приезжаю в Пермь, чем больше мы с тобой, с друзьями говорим, возвращаемся к этому, приходит осознание того, что ты сделал что-то важное для своей Родины. Когда переехал в Москву, у меня брали интервью из Sports Illustrated, и они спросили: «Вы знаете, за что вас американцы уважают? Не за ЦСКА, а за «Урал-Грейт"«. Они любят такие истории. В «грейтовской» истории можно найти потрясающие вещи! Мне вот сейчас фанаты написали, что нужно всё зафиксировать, после этого я почувствовал такую гордость. Что-то лучше, чем «Урал-Грейт» я в жизни не делал и не сделаю.
Источник — «Стольник»
Facebook Twitter Вконтакте Google+Источник: http://newsko.ru/news/nk-1989038.html