Новости города БезФормата.Ru
Пермь
Главные новости
 
Задать вопрос?

Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов: Фантазия намного богаче, чем мы привыкли думать

Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов - Новый Компаньон
Вячеслав Игнатов - Новый Компаньон
Фото: www.newsko.ru

Мария Литвинова и  Вячеслав Игнатов, или  просто Маша и  Слава, как  они  представляются на  своём сайте,  — основатели театра «Трикстер» и  авторы множества оригинальных идей для  детского театра. В  Перми режиссёры реализуют уже  третий проект. После «Сказки, которая не  была написана» в  театре «Сцена-Молот» и  спектакля  — лауреата «Золотой маски» «Путешествие в  страну джамблей» в  Пермском театре оперы и  балета они  вновь взялись за  оперу. Впрочем, в  той  же  мере постановку можно назвать балетом или  кукольным спектаклем. Фирменный стиль Маши и  Славы  — синтез различных выразительных средств, неординарный визуальный ряд, интерактив. В  преддверии премьеры новой постановки  — современной детской оперы «Сад осьминога»  — корреспондент «Нового компаньона» поговорил с  постановщиками о  том, что  происходит сейчас в  театре и  как  научиться понимать современное искусство.

— Почему вы  решили заниматься именно детским театром?

Слава Игнатов:

— В  детстве я  очень любил ходить в  кино, на  спектакли и, ещё будучи ребёнком, решил (сразу после того, как  передумал быть космонавтом), что  буду снимать детские фильмы и  делать детские спектакли, когда вырасту. Ну, и  с  тех  пор, в  общем-то, последовательно шёл к  этой цели: в  школе ходил в  театральную студию, потом поступил в  Минске на  актёрский факультет, потом в  Питере на  режиссёрский, потом познакомился с  Машей…

Маша Литвинова:

— А  у  меня немного другая история. Это  было лет  десять назад. Мы  со  Славой тогда работали в  театре «Тень» и  были молодыми режиссёрами, подающими надежды. В  этом качестве нам  предложили съездить в  Финляндию на  мероприятие, посвящённое опере для  детей. Мы  тогда насмотрелись такого количества плохих детских спектаклей! Почему-то это  называлось операми, хотя актёры ужасно пели,  — это  была просто художественная самодеятельность.

То  же  самое происходило и  у  нас  в  стране, в  общем-то. В  профессиональном кругу всегда, что  скрывать, было пренебрежение к  детскому театру: мол, сейчас мы  это  быстренько сделаем, а  потом займёмся настоящим искусством. Словом, захотелось изменить эту  ситуацию и  делать качественные спектакли для  детей, которые будут не  хуже, чем  взрослые.

— Детский театр вообще сильно отличается от  условно «взрослого»?

Маша:

— Да  не  особенно. Надо просто качественно делать продукт, тогда и  взрослые будут в  восторге от  того, что  они  увидят. Если это  качественный, честно сделанный спектакль, то  какая разница, для  детей он  или  для  взрослых? На  наши спектакли с  маркировкой «6+» часто приходят взрослые даже без  детей, и  выходят в  слезах, и  говорят: «Это про  мою  жизнь!»

Слава:

— Разница в  том, что  дети по-другому воспринимают мир: они  менее усидчивы, чем  взрослые, им  сложнее удерживать внимание, и, главное, они  не  воспринимают идеи на  уровне словесных конструкций, а  мыслят образами, картинками. Поэтому, например, мораль, которая часто выражена в  спектакле словами,  — мол, давайте жить дружно,  — не  работает. Для  ребёнка это  вообще ничего не  значит. Если капитан Крюк в  этом спектакле был  самый классный, весёлый и  задорный, ребёнок, скорее всего, эту  роль на  себя и  примерит, нежели роль Питера Пэна. Так  что  надо понимать, что  через спектакль мы  показываем модели поведения, которые ребёнок считывает и  воспроизводит.

— Поэтому вы  придерживаетесь принципа бесконфликтной драматургии?

Слава:

— Мы  просто предлагаем совершенно другие способы решения конфликтов. Мы  хотим показать, что  конфликт в  мире не  является необходимостью. Мир  такой, какой он  есть, это  человек его  делает плохим или  хорошим в  зависимости от  своего отношения. В  самом мире нет  конфликта. Даже если, например, происходит землетрясение, это  не  конфликт, это  процесс изменения природы. Буря  — она  не  плохая и  не  хорошая, это  вечный процесс изменения. Не  надо ребёнку навязывать своё мировоззрение и  пытаться сказать, что  плохого персонажа надо непременно казнить, убить, сварить в  молоке. На  самом деле совершенно не  очевидно, на  чьей стороне окажется ребёнок. Возможно, он  вместо морали усвоит продемонстрированную модель уловок и  вранья.

— Как  сделать спектакль интересным для  детей?

Слава:

— Ну, это  как  вопрос смысла жизни. Интересный спектакль обеспечивает совокупность многих факторов: это  и  тема, и  то, как  это  сделано, какие актёры, какая музыка звучит. Нет  единой формулы успеха. Да, всем нам  в  институтах дают инструкции, как  нужно правильно делать, но  эти  инструкции, как  правило, опаздывают лет  на  30—40. Их  дают зачастую люди, которые в  реальном театре ничего не  делают. Они  не  знают современных реалий, современного восприятия.

Маша:

— Для  тех, кто  хочет заниматься театром, главный совет  — это  смотреть, смотреть как  можно больше. Недавно в  Москве сходила на  спектакль Кэти Митчелл  — это  же  совершенно другой театр, другой подход к  материалу. Нельзя жить старыми идеями и  руководствоваться тем, чему тебя когда-то учили. Сейчас мир  с  такой скоростью меняется, так  быстро обновляется информация, что  нельзя отставать.

— Какие из  происходящих сейчас в  театре явлений вы  бы  отметили? Что  кажется вам  любопытным?

Маша:

— Сейчас театр движется к  синтезу жанров, к  объединению форм. Возьмите, например, «Соловья» Лепажа  — что  это? Там  совершенно гениальная работа с  куклой, при  этом артисты восхитительно поют, находясь по  пояс в  воде. Мы, конечно, по  традиции даём этому какое-то название, скажем, «опера», но  на  самом деле одно от  другого неотделимо, это  — целостное произведение искусства. То  же  самое можно сказать про  наши спектакли. Таким, на  мой  взгляд, театр и  должен быть. Он  должен использовать все  выразительные возможности, все  доступные технологии и, главное, воспринимать современные взгляды на  жизнь. Театр должен считывать, чем  мир  живёт, а  может даже, наоборот, этот мир  создавать...

Слава:

— Говорить на  современные темы, транслировать современное мировоззрение, научное мировоззрение... Сколько уже  можно пережёвывать одни и  те  же  темы? Уже  давно даны на  эти  темы ответы, найдены решения. А  если ты  не  можешь дать ничего нового, зачем ты  это  делаешь? Не  надо тратить час, два  часа жизни зрителей, чтобы сказать какую-то очевидную вещь. Спектакль нужно делать тогда, когда только в  этой форме можно смоделировать нужную ситуацию. В  нашем случае это  путешествие в  идеальный мир, в  который не  ступала нога человека, мир, в  котором животные живут сами по  себе.

— Вы  часто говорите о  том, что  детский театр должен дать ключи для  восприятия искусства. Что  вы  под  этим подразумеваете?

Слава:

— Я  очень хорошо себя помню ребёнком и  помню, как  я  сидел на  концерте классической музыки и  меня эта  музыка не  трогала, я  пытался понять, про  что  это  и  зачем. И  дети, и  взрослые, которые не  сталкивались с  этой музыкой, у  которых нет  опыта, наслушанности, просто не  понимают, что  происходит. С  ними говорят на  другом языке, которого они  не  знают. А  ведь на  самом деле эта  музыка очень драматична, в  ней  происходят столкновения идей, мыслей, ощущений. Наверняка мои  слова у  многих музыкантов вызовут смех, потому что  им  это  кажется очевидным, но  для  того чтобы это  услышал человек неподготовленный, нужно создать определённую почву. Нужно уметь объяснить, увлечь, показать.

Как  только появляются правильные образы, когда человек вовлекается эмоционально в  происходящее, мозг сам  схватывает правила игры и  понимает, как  это  работает. До  тех  пор, пока мы  это  не  уловим, нам  и  не  будет нравиться ни  сложная академическая музыка, ни  современное искусство, потому что  нам  не  нравится чувствовать себя бестолковыми. То, что  мы  не  понимаем, мы  отторгаем.

Маша:

— Это  нормально, и  так  было всегда. Когда мы  приходим на  выставку и  видим традиционный, скажем, пейзаж, мы  понимаем, что  это  такое, и  чувствуем себя спокойно и  уверенно: наши ожидания оправдались, наши представления о  том, что  такое искусство, подтвердились. А  когда мы  приходим на  выставку современного искусства и  видим что-то неожиданное, мы  испытываем стресс, поскольку стресс  — это  и  есть реакция организма на  непонятное. Но  из  той  же  биологии известно, что  стрессоустойчивых людей только 10%, это  те, кто  в  прежние времена уходил с  освоенных территорий и  открывал новые земли, кто  готов воспринимать новое и  создавать  его. Остальным нужно время, чтобы привыкнуть к  чему-то новому, и  ключи, чтобы понять  его.

Мы  стараемся на  этом поле играть, создавая максимальный спектр образов. Даже если это  будет выглядеть необычно или  преувеличенно, так, как  ты  никогда в  жизни не  увидишь, в  этом всё равно есть правда, потому что  нет  единого способа представления или  восприятия. Фантазия, как  и  сам  мир, намного богаче, чем  мы  привыкли думать. Увлечь этой игрой, вовлечь в  этот полёт фантазии мы  и  пытаемся.

Сад осьминога - Новый КомпаньонПремьера первая — и сразу же мировая. Произведение не только никогда и нигде не исполнялось, но и было написано по заказу театра.
21.11.2017 Новый Компаньон
сад осьминога - Т7-Информсмотреть видео В Пермском театре оперы и балета состоялась мировая премьера спектакля-концерта «Сад Осьминога».
21.11.2017 Т7-Информ
балет - Т7-Информсмотреть видео   Балетная труппа Пермского театра оперы и балета выступила с мировой премьерой на международном  фестивале CONTEXT.
17.11.2017 Т7-Информ
Сад осьминога - Т7-Информсмотреть видео На этой неделе Пермский театр оперы и балета представит первую мировую премьеру сезона - спектакль-концерт для детей «Сад Осьминога» на музыку из произведений русских и зарубежных композиторов.
15.11.2017 Т7-Информ
Сад осьминога - Т7-Информсмотреть видео В Пермском театре оперы и балета прошла репетиция нового спектакля «Сад осьминога».
15.11.2017 Т7-Информ
На этой неделе Пермский театр оперы и балета представит новый спектакль для детей «Сад Осьминога» (6+).
14.11.2017 Эхо Москвы Пермь
Разрушение стереотипов и рождение нестандартных ассоциаций — Пермский театр оперы и балета 18 и 19 ноября представит мировую премьеру спектакля для детей «Сад осьминога».
11.11.2017 Министерство культуры
Золотая маска - Новый КомпаньонПо традиции, пермские театры набрали внушительный «букет» номинаций на главную национальную театральную премию.
02.11.2017 Новый Компаньон
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Чусовской рабочийПозавчера, 15 января, Пермь вновь прогремела на всю страну. Увы, повод вновь хуже некуда: в школе №127 двое подростков ранили преподавателя и 14 учеников 4 класса.
17.01.2018 Чусовской рабочий
В Мотовилихинский суд Перми поступило ходатайство следователя главного следственного управления СКР РФ об избрании меры пресечения подросткам, напавшим на учеников и учителя школы №127 Перми.
17.01.2018 Новый Компаньон
JPG Файл - ГУ МВД Пермского краяСотрудники межмуниципального отдела МВД России «Соликамский» завершили расследование уголовного дела, возбужденного по факту кражи и попытки кражи группой лиц по предварительному сговору.
17.01.2018 ГУ МВД Пермского края
Внимание очевидцев! - Частный Интерес
Внимание очевидцев!
Чайковские автоинспекторы разыскивают очевидцев трёх происшествий. Как сообщили в ОГИБДД по Чайковскому району, с 8 января по 14 января на территории Чайковского муниципального района зарегистрировано 31 ДТП, без пострадавших.
Частный Интерес
школа №127 - Новый Компаньон
Острый вопрос
В результате драки с применением холодного оружия пострадали девять учеников 4-го «Б» класса, учительница и оба нападавших.
Новый Компаньон
Школа 127 - Новый Компаньон
СКР: Напавшим на школу подросткам предъявлено обвинение в покушении на убийство по предварительному сговору
Фото: Константин Долгановский Двоим несовершеннолетним фигурантам уголовного дела о нападении в пермской школе №127 предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст.
Новый Компаньон
дом Мешкова - Новый КомпаньонЯркие образцы «деревянного модерна» — дачи основателя пермского университета Николая Мешкова и первого директора оперного театра Александра Синакевича в Старых Водниках — исчезают на глазах.
17.01.2018 Новый Компаньон
Щелкунчик - Новый КомпаньонПервая балетная премьера сезона в Пермском театре оперы и балета оказалась и последней в году, что логично: речь идёт о «Щелкунчике», который не просто балет, а ещё и детский утренник, светский бал,
17.01.2018 Новый Компаньон
D--МУЗЕЙ-МОИБЛ17-Выставка-7.jpg - Министерство культуры    В Центральном выставочном зале Перми началась подготовка историко-художественной выставки, посвященной глобальной Эвакуации времени ВОВ, одним из центров которой с 1941 года стал город Пермь, тогда носивший имя Молотов.
17.01.2018 Министерство культуры
Фото автора - Газета Зори ПЛЮС
Год в Добрянской библиотеке начался с выставок
Фото автора Фото автора Фото автора Фото автора Фото автора Фото автора Фото автора Фото автора Фото автора При небывалом стечении публики 16 января в центральной библиотеке открылись две первы
Газета Зори ПЛЮС
Никольская - Новый Компаньон
Вера Никольская: Я — влюблённый в музей человек
Вера Никольская была назначена на должность директора Музея современного искусства PERMM в начале декабря 2017 года, когда Министерство культуры Пермского края не продлило контракт прежнего директора Елены Щербаковой.
Новый Компаньон
Фото Екатерины Подчезерцевой - Газета Зори ПЛЮС
В Добрянском музее выясняли, кто жених
Фото Екатерины Подчезерцевой В канун Старого Нового года, 13 ноября, в Добрянском музее прошло традиционное вечернее мероприятие «Святочные гадания».
Газета Зори ПЛЮС
Впервые в Пермском крае Чемпионат России среди ветеранов! - Федерация настольного теннисаВпервые на территории Пермского края пройдет Чемпионат России по настольному теннису среди ветеранов.
17.01.2018 Федерация настольного тенниса
Андрей Каряка: «Первые дни сборов – всегда самые сложные» - ФК АмкарТренер «Амкара» подводит итоги коротких футбольных каникул и первых дней турецкого сбора красно-чёрных.
17.01.2018 ФК Амкар
Наши в сборной России! - Футбольный клуб ЗвездаВ рамках подготовки к отборочным матчам Чемпионата Мира 2019 года женская национальная сборная команда России проводит следующие мероприятия:
17.01.2018 Футбольный клуб Звезда
Чайковские лыжники бегали в «Крещенские морозы» - Частный Интерес
Чайковские лыжники бегали в «Крещенские морозы»
Пробные соревнования по лыжным гонкам собрали около 120 спортсменов. 14 января на лыжной базе «Земляничная поляна» в микрорайоне «Заринский» прошли пробные соревнования по лыжным гонкам "Крещенские морозы".
Частный Интерес
В «Темпе» определят лучших пловцов - Частный Интерес
В «Темпе» определят лучших пловцов
Жителей Чайковского приглашают поддержать юных спортсменов. В субботу, 20 января, в Чайковском состоится открытое первенство спорткомплекса «Темп» по плаванию.
Частный Интерес
Александр Карелин - Новый Компаньон
В Перми пройдёт Чемпионат мира по греко-римской борьбе среди ветеранов
Александр Карелин Фото: Константин Долгановский Состоялось заседание организационного комитета по подготовке и проведению Чемпионата мира по греко-римской борьбе среди ветеранов в Перми под председательством губернат
Новый Компаньон
Максим Решетников и Ольга Васильева провели совещание и навестили пострадавших в школе № 127 - Администрация города ПермиВ Перми с рабочим визитом находится министр науки и образования РФ Ольга Васильева.
17.01.2018 Администрация города Перми
В Мотовилихинский суд Перми поступило ходатайство следователя главного следственного управления СКР РФ об избрании меры пресечения подросткам, напавшим на учеников и учителя школы №127 Перми.
17.01.2018 Новый Компаньон
Напавшие на учеников пермской школы №127 по одной из версий ранее обучались в ней - Эхо Москвы ПермьПо информации “Эха Перми”, задержан только один из нападавших. Он был доставлен в больницу с ножевым ранением.
15.01.2018 Эхо Москвы Пермь
В Краевой детской клинической больнице вместе с родителями находятся 8 детей в удовлетворительном состоянии, у всех пациентов отмечается положительная динамика.
17.01.2018 Министерство здравоохранения
247 объектов недвижимости в Пермском крае оценены по реальной рыночной стоимости В конце 2017 года комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому кр
18.01.2018 Администрация г.Краснокамск