Новости города БезФормата.Ru
Пермь
Главные новости
 
Задать вопрос?

Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов: Фантазия намного богаче, чем мы привыкли думать

Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов - Новый Компаньон
Вячеслав Игнатов - Новый Компаньон
Фото: www.newsko.ru

Мария Литвинова и  Вячеслав Игнатов, или  просто Маша и  Слава, как  они  представляются на  своём сайте,  — основатели театра «Трикстер» и  авторы множества оригинальных идей для  детского театра. В  Перми режиссёры реализуют уже  третий проект. После «Сказки, которая не  была написана» в  театре «Сцена-Молот» и  спектакля  — лауреата «Золотой маски» «Путешествие в  страну джамблей» в  Пермском театре оперы и  балета они  вновь взялись за  оперу. Впрочем, в  той  же  мере постановку можно назвать балетом или  кукольным спектаклем. Фирменный стиль Маши и  Славы  — синтез различных выразительных средств, неординарный визуальный ряд, интерактив. В  преддверии премьеры новой постановки  — современной детской оперы «Сад осьминога»  — корреспондент «Нового компаньона» поговорил с  постановщиками о  том, что  происходит сейчас в  театре и  как  научиться понимать современное искусство.

— Почему вы  решили заниматься именно детским театром?

Слава Игнатов:

— В  детстве я  очень любил ходить в  кино, на  спектакли и, ещё будучи ребёнком, решил (сразу после того, как  передумал быть космонавтом), что  буду снимать детские фильмы и  делать детские спектакли, когда вырасту. Ну, и  с  тех  пор, в  общем-то, последовательно шёл к  этой цели: в  школе ходил в  театральную студию, потом поступил в  Минске на  актёрский факультет, потом в  Питере на  режиссёрский, потом познакомился с  Машей…

Маша Литвинова:

— А  у  меня немного другая история. Это  было лет  десять назад. Мы  со  Славой тогда работали в  театре «Тень» и  были молодыми режиссёрами, подающими надежды. В  этом качестве нам  предложили съездить в  Финляндию на  мероприятие, посвящённое опере для  детей. Мы  тогда насмотрелись такого количества плохих детских спектаклей! Почему-то это  называлось операми, хотя актёры ужасно пели,  — это  была просто художественная самодеятельность.

То  же  самое происходило и  у  нас  в  стране, в  общем-то. В  профессиональном кругу всегда, что  скрывать, было пренебрежение к  детскому театру: мол, сейчас мы  это  быстренько сделаем, а  потом займёмся настоящим искусством. Словом, захотелось изменить эту  ситуацию и  делать качественные спектакли для  детей, которые будут не  хуже, чем  взрослые.

— Детский театр вообще сильно отличается от  условно «взрослого»?

Маша:

— Да  не  особенно. Надо просто качественно делать продукт, тогда и  взрослые будут в  восторге от  того, что  они  увидят. Если это  качественный, честно сделанный спектакль, то  какая разница, для  детей он  или  для  взрослых? На  наши спектакли с  маркировкой «6+» часто приходят взрослые даже без  детей, и  выходят в  слезах, и  говорят: «Это про  мою  жизнь!»

Слава:

— Разница в  том, что  дети по-другому воспринимают мир: они  менее усидчивы, чем  взрослые, им  сложнее удерживать внимание, и, главное, они  не  воспринимают идеи на  уровне словесных конструкций, а  мыслят образами, картинками. Поэтому, например, мораль, которая часто выражена в  спектакле словами,  — мол, давайте жить дружно,  — не  работает. Для  ребёнка это  вообще ничего не  значит. Если капитан Крюк в  этом спектакле был  самый классный, весёлый и  задорный, ребёнок, скорее всего, эту  роль на  себя и  примерит, нежели роль Питера Пэна. Так  что  надо понимать, что  через спектакль мы  показываем модели поведения, которые ребёнок считывает и  воспроизводит.

— Поэтому вы  придерживаетесь принципа бесконфликтной драматургии?

Слава:

— Мы  просто предлагаем совершенно другие способы решения конфликтов. Мы  хотим показать, что  конфликт в  мире не  является необходимостью. Мир  такой, какой он  есть, это  человек его  делает плохим или  хорошим в  зависимости от  своего отношения. В  самом мире нет  конфликта. Даже если, например, происходит землетрясение, это  не  конфликт, это  процесс изменения природы. Буря  — она  не  плохая и  не  хорошая, это  вечный процесс изменения. Не  надо ребёнку навязывать своё мировоззрение и  пытаться сказать, что  плохого персонажа надо непременно казнить, убить, сварить в  молоке. На  самом деле совершенно не  очевидно, на  чьей стороне окажется ребёнок. Возможно, он  вместо морали усвоит продемонстрированную модель уловок и  вранья.

— Как  сделать спектакль интересным для  детей?

Слава:

— Ну, это  как  вопрос смысла жизни. Интересный спектакль обеспечивает совокупность многих факторов: это  и  тема, и  то, как  это  сделано, какие актёры, какая музыка звучит. Нет  единой формулы успеха. Да, всем нам  в  институтах дают инструкции, как  нужно правильно делать, но  эти  инструкции, как  правило, опаздывают лет  на  30—40. Их  дают зачастую люди, которые в  реальном театре ничего не  делают. Они  не  знают современных реалий, современного восприятия.

Маша:

— Для  тех, кто  хочет заниматься театром, главный совет  — это  смотреть, смотреть как  можно больше. Недавно в  Москве сходила на  спектакль Кэти Митчелл  — это  же  совершенно другой театр, другой подход к  материалу. Нельзя жить старыми идеями и  руководствоваться тем, чему тебя когда-то учили. Сейчас мир  с  такой скоростью меняется, так  быстро обновляется информация, что  нельзя отставать.

— Какие из  происходящих сейчас в  театре явлений вы  бы  отметили? Что  кажется вам  любопытным?

Маша:

— Сейчас театр движется к  синтезу жанров, к  объединению форм. Возьмите, например, «Соловья» Лепажа  — что  это? Там  совершенно гениальная работа с  куклой, при  этом артисты восхитительно поют, находясь по  пояс в  воде. Мы, конечно, по  традиции даём этому какое-то название, скажем, «опера», но  на  самом деле одно от  другого неотделимо, это  — целостное произведение искусства. То  же  самое можно сказать про  наши спектакли. Таким, на  мой  взгляд, театр и  должен быть. Он  должен использовать все  выразительные возможности, все  доступные технологии и, главное, воспринимать современные взгляды на  жизнь. Театр должен считывать, чем  мир  живёт, а  может даже, наоборот, этот мир  создавать...

Слава:

— Говорить на  современные темы, транслировать современное мировоззрение, научное мировоззрение... Сколько уже  можно пережёвывать одни и  те  же  темы? Уже  давно даны на  эти  темы ответы, найдены решения. А  если ты  не  можешь дать ничего нового, зачем ты  это  делаешь? Не  надо тратить час, два  часа жизни зрителей, чтобы сказать какую-то очевидную вещь. Спектакль нужно делать тогда, когда только в  этой форме можно смоделировать нужную ситуацию. В  нашем случае это  путешествие в  идеальный мир, в  который не  ступала нога человека, мир, в  котором животные живут сами по  себе.

— Вы  часто говорите о  том, что  детский театр должен дать ключи для  восприятия искусства. Что  вы  под  этим подразумеваете?

Слава:

— Я  очень хорошо себя помню ребёнком и  помню, как  я  сидел на  концерте классической музыки и  меня эта  музыка не  трогала, я  пытался понять, про  что  это  и  зачем. И  дети, и  взрослые, которые не  сталкивались с  этой музыкой, у  которых нет  опыта, наслушанности, просто не  понимают, что  происходит. С  ними говорят на  другом языке, которого они  не  знают. А  ведь на  самом деле эта  музыка очень драматична, в  ней  происходят столкновения идей, мыслей, ощущений. Наверняка мои  слова у  многих музыкантов вызовут смех, потому что  им  это  кажется очевидным, но  для  того чтобы это  услышал человек неподготовленный, нужно создать определённую почву. Нужно уметь объяснить, увлечь, показать.

Как  только появляются правильные образы, когда человек вовлекается эмоционально в  происходящее, мозг сам  схватывает правила игры и  понимает, как  это  работает. До  тех  пор, пока мы  это  не  уловим, нам  и  не  будет нравиться ни  сложная академическая музыка, ни  современное искусство, потому что  нам  не  нравится чувствовать себя бестолковыми. То, что  мы  не  понимаем, мы  отторгаем.

Маша:

— Это  нормально, и  так  было всегда. Когда мы  приходим на  выставку и  видим традиционный, скажем, пейзаж, мы  понимаем, что  это  такое, и  чувствуем себя спокойно и  уверенно: наши ожидания оправдались, наши представления о  том, что  такое искусство, подтвердились. А  когда мы  приходим на  выставку современного искусства и  видим что-то неожиданное, мы  испытываем стресс, поскольку стресс  — это  и  есть реакция организма на  непонятное. Но  из  той  же  биологии известно, что  стрессоустойчивых людей только 10%, это  те, кто  в  прежние времена уходил с  освоенных территорий и  открывал новые земли, кто  готов воспринимать новое и  создавать  его. Остальным нужно время, чтобы привыкнуть к  чему-то новому, и  ключи, чтобы понять  его.

Мы  стараемся на  этом поле играть, создавая максимальный спектр образов. Даже если это  будет выглядеть необычно или  преувеличенно, так, как  ты  никогда в  жизни не  увидишь, в  этом всё равно есть правда, потому что  нет  единого способа представления или  восприятия. Фантазия, как  и  сам  мир, намного богаче, чем  мы  привыкли думать. Увлечь этой игрой, вовлечь в  этот полёт фантазии мы  и  пытаемся.

балет - Т7-Информсмотреть видео   Балетная труппа Пермского театра оперы и балета выступила с мировой премьерой на международном  фестивале CONTEXT.
17.11.2017 Т7-Информ
Сад осьминога - Т7-Информсмотреть видео На этой неделе Пермский театр оперы и балета представит первую мировую премьеру сезона - спектакль-концерт для детей «Сад Осьминога» на музыку из произведений русских и зарубежных композиторов.
15.11.2017 Т7-Информ
Сад осьминога - Т7-Информсмотреть видео В Пермском театре оперы и балета прошла репетиция нового спектакля «Сад осьминога».
15.11.2017 Т7-Информ
На этой неделе Пермский театр оперы и балета представит новый спектакль для детей «Сад Осьминога» (6+).
14.11.2017 Эхо Москвы Пермь
Разрушение стереотипов и рождение нестандартных ассоциаций — Пермский театр оперы и балета 18 и 19 ноября представит мировую премьеру спектакля для детей «Сад осьминога».
11.11.2017 Министерство культуры
Золотая маска - Новый КомпаньонПо традиции, пермские театры набрали внушительный «букет» номинаций на главную национальную театральную премию.
02.11.2017 Новый Компаньон
Наталья Осипова - Новый КомпаньонНаталья Осипова По сведениям «Нового компаньона», 2 декабря в Пермском театре оперы и балета состоится балетный вечер под названием «Энигма-гала».
20.11.2017 Новый Компаньон
фестиваль - Т7-Информ     В Перми открывается международный фестиваль современной музыки «Sound 59».
20.11.2017 Т7-Информ
Рецидивиста из Чусового будут судить за поджог дома с двумя трупами - УралИнформБюроЛюдей зарезал его сообщник. В суд направлено уголовное дело в отношении 31-летнего рецидивиста из Чусового.
21.11.2017 УралИнформБюро
В Прикамье за решетку отправили одного из взломщиков банкоматов - УралИнформБюроЗа хищение 44 миллионов. Кунгурский горсуд вынес приговор одному из участников ОПГ, которая похитила более 44 миллионов рублей из банкоматов.
20.11.2017 УралИнформБюро
Зарезавшего двух человек на остановке пермяка отдали под суд - УралИнформБюроЕго обвиняют по двум статьям. В суд направлено уголовное дело в отношении 46-летнего жителя Перми, обвиняемого в двойном убийстве и разбое.
20.11.2017 УралИнформБюро
Фото предоставлено ГИБДД - Газета Зори ПЛЮС
В Добрянском районе машина сбила подростка
Фото предоставлено ГИБДД 17 ноября на трассе Пермь-Березники попал под машину 15-летний пешеход.
Газета Зори ПЛЮС
В Кунгуре легковушка опрокинулась в кювет, есть пострадавший - Газета Новости Кунгурского края
В Кунгуре легковушка опрокинулась в кювет, есть пострадавший
17.11.2017 г. в 19:59 на пульт оперативного дежурного Кунгурской городской службы спасения поступил звонок от диспетчера ЕДДС г.Кунгура о ДТП с пострадавшим (опрокидывание ВАЗ-2115 в кювет) по улице Шоссейная.
Газета Новости Кунгурского края
Скорняков-ДТП - Новый Компаньон
ДТП с перемещением
История о том, как мёртвые умеют перемещаться в пространстве, уже не первый год поражает — прежде всего отсутствием трезвого взгляда на очевидное.
Новый Компаньон
AO6zlPMdCCI.jpg - Министерство культурыУже по сложившейся традиции Санкт-Петербург, один из крупнейших центров мирового музыкального искусства и многонациональный мегаполис,
20.11.2017 Министерство культуры
«Артняня в библиотеке» – это творческая площадка по обучению рисованию. В программе: музыкально-танцевальная композиция, мастер-класс.
20.11.2017 Администрация г. Березники
Поэзия не умерла - Пермский ОбозревательАвтор: Екатерина ОБОРИНА Или почему организаторы фестиваля отказались от бюджетных, то есть дармовых, денег.
20.11.2017 Пермский Обозреватель
В Суксуне выступление? Не, не слышали... - Новая жизнь
В Суксуне выступление? Не, не слышали...
На сцене зажигали! Чем можно заняться в воскресенье вечером? Посидеть у телевизора, приготовить ужин, прогуляться по осенним улицам или просто провести время впустую.
Новая жизнь
Тартюф - Новый Компаньон
Афиша. Пермь. Избранное
Предстоящая неделя обещает быть очень «театральной»: Театр-Театр приглашает зрителей на генеральный прогон нового мюзикла «Карлик-Нос»; в оперном маленьких зрителей и их родителей ждёт премьера оперы «Сад осьминога»;
Новый Компаньон
Наталья Осипова - Новый Компаньон
В начале декабря в Перми вновь выступит Наталья Осипова
Наталья Осипова По сведениям «Нового компаньона», 2 декабря в Пермском театре оперы и балета состоится балетный вечер под названием «Энигма-гала».
Новый Компаньон
Коробова Анна  и Холкин Илья победители первенства Пермского края среди юношей и девушек (до 16 лет) - Федерация настольного тенниса18-19 ноября 2017 года в ДС «Красава» (Пермский край, д.Кондратово) состоялось первенство Пермского края по настольному теннису среди юношей и девушек до 16 лет .
20.11.2017 Федерация настольного тенниса
В Перми открыли новый мини-стадион - ВеттаВ рамках программы возрождения дворового спорта в Свердловском районе открыли новый мини-стадион.
20.11.2017 Ветта
19 ноября 2017 года в Кизеле прошло ПЕРВЕНСТВО ПО ОФП среди спортсменов в возрасте 6-11 лет.
20.11.2017 Федерация Киокусинкай
Спортсмены из Кунгура стали призерами краевого турнира, посвящённого Всероссийскому Дню САМБО - Газета Новости Кунгурского края
Спортсмены из Кунгура стали призерами краевого турнира, посвящённого Всероссийскому Дню САМБО
П оздравляем воспитанников Краевой школы олимпийского резерва по дзюдо и самбо Боярчука Ивана и Белослудцева Кирилла с успешным выступлением на открытом первенстве города Краснокамска по САМБО среди юношей и девочек до 1
Газета Новости Кунгурского края
Чайковская каноистка завоевала «серебро» Первенства России - Частный Интерес
Чайковская каноистка завоевала «серебро» Первенства России
Ольга Александрова к финишу пришла второй на дистанции 2000 метров на Всероссийских соревнованиях.
Частный Интерес
Молот - Новый Компаньон
«Молот-Прикамье» разгромил на своей площадке «Ижсталь»
ХК «Молот-Прикамье» провёл, возможно, лучший матч нынешнего сезона. Пермяки одержали победу над «Ижсталью» — 5:1.
Новый Компаньон
«Управляем вместе» — серебряный призёр международного конкурса - GorodBerezniki.RuПермский интерактивный портал «Управляем вместе» стал серебряным призёром международного конкурса коммуникационных проектов Eventiada IPRA GWA 2017.
20.11.2017 GorodBerezniki.Ru
Бека Мулянка - Администрация города ПермиВ Перми закончилась комплексная очистка береговых полос реки Мулянки в Дзержинском и Индустриальном районах города.
20.11.2017 Администрация города Перми
Решетников в кунгурской детской больнице - Новый КомпаньонФото:  Пресс-служба губернатора Пермского края В рамках поездки Максим Решетников посетил ряд социальных объектов: «учительский дом», детскую поликлинику, где реализуется проект «Новая поликлиника», и взрослый стационар.
20.11.2017 Новый Компаньон
В следственном отделе по г. Добрянка следственного управления Следственного комитета РФ по Пермскому краю завершено расследование уголовного дела в отношении бывшей главы Краснослудского сельского поселения Добрянского района,
20.11.2017 Следственный комитет
О заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями  (ОРВИ) в Пермском крае    За период с  13 по 20 ноября 2017 г. в  Пермском крае зарегистрировано  18051 случаев  ОРВИ, что соответствует эпидемическому порогу.
20.11.2017 Роспотребнадзор