Медея Ясониди: «Разве это не победа?»

Медея Ясониди
Фото: www.newsko.ru

Директор по  кастингу оперной труппы Пермского театра оперы и  балета Медея Ясониди заняла эту  должность буквально несколько дней назад. Знатоков пермской оперы этот факт удивит: они  давно знают Медею как  ведущего педагога-репетитора, который работает с  пермскими солистами далеко не  первый  год. Имея за  плечами выступления на  сценах нью-йоркского Карнеги-Холла, Пражской оперы, театра Элеоноры Дузе в  Болонье, Афинской оперы, а  также опыт работы концертмейстером в  Киеве и  Афинах, шесть лет  назад Медея Ясониди стала педагогом по  вокалу и  ассистентом директора пермской оперной труппы.

— Какие основные задачи вы  ставите перед собой на  новом этапе работы в  Перми?

— В  2011 году по  приглашению Теодора Курентзиса я  пришла в  театр в  качестве педагога и  помощника художественного руководителя. Мы  работали в  тандеме с  Виталием Полонским  — главным хормейстером MusicAeterna, одновременно занимавшим тогда должность директора оперной труппы, поэтому я  прекрасно знаю возможности труппы театра и  потенциал её голосов. Результаты уже  есть: за  последние годы многие наши певцы стали увереннее во  владении тем, что  называется vecchia scuola italiana (старинная итальянская школа), традиции которой мне  передала мой  педагог  — итальянская сопрано Фьорелла Кармен-Форти. Французское и  итальянское произношение певцов значительно улучшилось, что  тоже важно, так  как  в  репертуаре есть оперы на  иностранных языках.

Я  по-прежнему считаю своей основной задачей, так  сказать, «импортозамещение» певцов: если на  премьерные спектакли к  нам  приезжают иностранные исполнители, в  последующих спектаклях их  успешно заменяют наши.

— Как  оперная труппа готовится к  большим ноябрьским гастролям в  Европе?

— Это  уже  готовый проект, над  которым мы  чудесно поработали, включив опять же  принцип импортозамещения. Речь идет о  «Богеме»  — копродукции с  театром Баден-Бадена. Благодаря нашим замечательным певцам удалось пробить брешь  — мы  едем на  гастроли с  Зариной Абаевой и  Константином Сучковым, а  в  Дортмунде выступит Надежда Павлова. Разве это  не  победа?

К  сожалению, сейчас подобные вопросы часто решают даже не  дирижёры, а  менеджеры. Таковы тенденции нашего времени, и  это  грустно.

Зрители не  зря  задают вопросы по  поводу репертуара: у  нас  действительно мало спектаклей. Вместе с  тем, у  нас  немало достойных певцов. Я  считаю, что  группа женских голосов в  нашей труппе  — одна из  самых сильных в  России: Надежда Кучер, Надежда Павлова, Зарина Абаева, Надежда Бабинцева, Наталья Буклага, Наталья Кириллова, Наталия Ляскова. Наш  солист Александр Погудин  — один из  лучших баритонов в  стране.

— Почему в  таком случае в  Перми идёт мало оперных спектаклей?

— Это  зависит от  многих факторов, а  не  только от  наличия в  труппе хороших певцов. Как  в  репертуарных театрах городов с  мощным туристическим потоком  — Праги или  Вены  — удаётся столь быстро менять декорации от  одного спектакля к  другому? Двойной состав технических работников? Возможно. Они  работают ночами? Возможно. Можем ли  мы  себе это  позволить? Вряд  ли. Сделать второй состав технической команды не  значит набрать кого-то с  улицы: нужны люди с  опытом, работающие, что  крайне важно, с  соблюдением техники безопасности.

Публике нравится наша «Травиата». Но  знают ли  зрители, сколько требуется времени, чтобы смонтировать декорации? Сейчас рабочие уже  третий день подряд ставят их  для  репетиций. Понятно, что  в  эти  три  дня  никакие другие спектакли на  нашей единственной сцене не  идут. Нужно принимать в  расчёт подобные обстоятельства.

— Как  артисты справляются с  интенсивной нагрузкой? С  какими рисками может быть связано, например, исполнение главных партий несколько вечеров подряд?

— Я  всегда была против такого графика. И  врачи, и  опытные певцы знают, что  голос восстанавливается через 24  часа: необходимо справиться с  гиперемией вокального аппарата, он  должен отдохнуть. Чтобы давать спектакли несколько вечеров подряд, желательно иметь на  постановке два  состава солистов.

Что  касается рисков, то  возможности каждого певца абсолютно индивидуальны, и  риски тоже. Надежда Павлова может спеть два  спектакля подряд  — а  кому-то другому это  не  под  силу.

— Как  вы  выстраиваете индивидуальный подход к  каждому артисту в  подготовке спектакля, учитывая особенности его  голоса?

— На  мой  взгляд, главное, чтобы голос совпал с  персонажем. Певец  — это  не  просто голос, но  и  темперамент. Бывают исполнители, которые просто источают благородство. Как  предлагать такому артисту характерные роли? Или, напротив, как  давать «благородные» роли живому, характерному артисту? Тот, кто  поет Трике, редко может спеть Ленского: один  — салонный персонаж, другой  — романтический поэт, хотя оба  — теноры. Однако бывают и  исключения…

— Получается, что  ваша задача как  директора по  кастингу  — выявить эти  особенности?

— Конечно. Выявить особенности характера человека, а  не  только его  голоса. Бывает, ошибаешься в  этом или, напротив, угадываешь раньше других. Когда певцы спрашивают, смогут ли  они  исполнить ту  или  иную партию, я  обычно отвечаю: пробуйте, ведь пока не  попробуете, то  сами не  узнаете. Бывает, напротив, что  певцы переоценивают свои силы. Чтобы почувствовать разницу, нужно быть хорошим психологом.

—  Есть ли  у  вас  представление о  том, какой может стать пермская оперная труппа в  будущем?

— Ещё до  моего прихода в  пермский театр мы  говорили с  Теодором о  солистах оперной труппы. Когда я  приехала в  Пермь и  познакомилась с  ними, то  убедилась в  том, что  некоторые голоса нужно развивать в  другом направлении. Так, бас  запел баритоном, а  меццо-сопрано  — сопрано, хотя это  произошло не  сразу.

Теперь эти  певцы  — ведущие исполнители оперного репертуара. Лишь теперь, спустя годы, это  решение ни  у  кого не  вызывает сомнений.

Я  считаю, что  в  России замечательные голоса  — сильные и  красивые, и  Пермь не  исключение. Кроме того, наша труппа  — одна из  самых дружных. Артисты поддерживают друг друга, вместе отмечают дебюты в  ролях, дни  рождения, творческие юбилеи.

Моя  задача  — постоянно повышать профессиональный уровень наших солистов. Они  действительно хотят петь, не  только зрителям, но  и  им  тоже не  хватает спектаклей. Артисту необходима цель, чтобы двигаться дальше. Если они  захотят попробовать себя на  других сценах, оставаясь в  нашей труппе, я  буду только рада. Они  считают Пермский театр оперы и  балета своим домом, потому что  здесь с  ними работают, ими  интересуются. Они  растут над  собой во  всех смыслах.


Павел Кузнецов
 
По теме
Очень доверительной и содержательной получилась встреча с известным российским книгоиздателем и путешественником Ильдаром Маматовым, которая прошла в Добрянке в Центральной городской библиотеке 18 марта.
В рамках ежегодной всероссийской акции "Неделя детской книги" сотрудники отдела детского обслуживания приглашают в Семейную гостиную.