Приключения
начинаются!
— Я много путешествовала по России. Пермский край теперь уже почти весь изъездила: потому что не могу водить людей туда, где сама не была. Ведь надо чувствовать атмосферу места, чтобы передать ее, — рассказывает Наталья.
Она вынашивала идею собственного турбюро около года. И в прошлом году компания «Краевед» начала работу.
Как многие, кто решился начать свое дело, Наталья воспользовалась финансовой господдержкой через центр занятости населения. Разработка бизнес–плана, его защита и затем регистрация предприятия — вот ключевые шаги тех, кто получал субсидию в размере 58,8 тысячи рублей. Эти деньги начинающая предпринимательница потратила на покупку оргтехники, мебели и два месяца аренды офиса. Вложения окупились через полгода, и сейчас компания работает с прибылью.
— А иначе зачем этим заниматься? — резонно замечает директор.
Первыми клиентами турбюро стали читатели блога Натальи в сети Интернет. Там она описывала свои путешествия по Пермскому краю и по стране. Именно любители этих туристических заметок и собрались на первую экскурсию «Краеведа». А дальше заработало «сарафанное радио». На активную прямую рекламу компания практически не тратилась, за исключением различных листовок и буклетов. Любопытно, что примерно из 40 пермских операторов внутреннего туризма только около 10 компаний по–настоящему активно им занимаются, рассказывает предпринимательница о конкурентах.
Дальше — в прикамский лес
В этом году в турбюро Натальи обратилось уже больше 600 туристов. Ключевая статья дохода — это автобусные загородные экскурсии, которые летом бывают каждые выходные.
Одно из новых направлений компании — мусульманский туризм. С предложением разработать экскурсии — как для мусульман, так и об исламе — к Наталье обратился пермский муфтият.
— Мы проводим их и для других конфессий, и для атеистов, чтобы люди лучше понимали культуру тех, с кем живут рядом на протяжении тысячелетия, — объясняет она.
— Перспективы — громадные! При желании все можно сделать, — говорит Наталья
Аксентьева о новых маршрутах и направлениях.
Однажды «Краевед» уже организовал мотоэкскурсию — для мотоциклистов.
— Был запрос на джип–трофи — экстремальный автомобильный маршрут. И некоторые наработки по нему у нас уже есть. Спрашивают и о веломаршрутах, — говорит Наталья.
Еще одно направление в разработке — это промышленный туризм. Уже сейчас проводится несколько экскурсий: на Камскую ГЭС, пивоваренный завод. Собираются показывать также пекарню и фабрику игрушек.
— Выходить за пределы Пермского края мы не планируем, потому что концепция пермского турбюро «Краевед» — это познание родного края, — поясняет Наталья. — Пермский край интересен именно с точки зрения исторического и культурного туризма. Работы здесь очень много.
Автор: Анастасия Александрова.