«Мурка» для скрипки с оркестром



Скандальные ротации в нескольких ведущих симфонических оркестрах Петербурга, хамские увольнения музыкантов, громкие "оптимизации и глобализации" в других учреждениях культуры заставляют работников отрасли говорить не о премьерах и диссертациях, а неожиданно использовать совсем несвойственную себе лексику.

"Бабло побеждает добро" , "коммерческая глобализация", "серые кардиналы и кардинальши", "распил денег" - такими вот далекими отнюдь не возвышенными словами описывали состояние в сегодняшней культурной среде Петербурга музыканты и деятели искусств на пресс-конференции.


На встречу были приглашены Александр Титов, попросивший не называть его экс-дирижером Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, а решивший остаться просто "профессором консерватории", его коллеги, а также депутат Заксобрания Максим Резник и еще одна руководительница с приставкой "экс" - бывший директор Российского института истории искусств (РИИИ) Татьяна Клявина.


Отставки Клявиной и Титова оказались, пожалуй, самыми громкими и скандальными событиями последнего времени. И самыми знаковыми.


Примечательно, что оба бывших руководителя искренне поблагодарили многочисленных журналистов за поддержку, которую оказала пресса в трудные для деятелей культуры дни. Правда, к победе это пока не привело: Татьяна Клявина так и не вернулась в свой родной РИИИ, а Александр Титов, по его собственным словам, сейчас просто "занимается оркестром и отрабатывает программу". Однако они оптимизма не теряют. "Да, я сижу не в РИИИ, а в другом месте. Но зато сам-то РИИИ остался благодаря поддержке журналистов и общественности. А ведь его могло бы уже не быть!" - говорит Клявина.

Титов тоже достаточно сдержан: "Движения против меня как дирижера и музыканта нет. Есть просто борьба за это место. Когда председатель комитета по культуре Василий Панкратов встречался с музыкантами оркестра после моего увольнения, и его спросили: "За что?", ответа мы так и не получили. Одни обтекаемые фразы об улучшении и оптимизации".

До сих пор не получен ответ на коллективное письмо музыкантов Государственного академического симфонического оркестра от губернатора Георгия Полтавченко. Интеллигентный Титов градоначальника оправдывает: "Полтавченко на следующий день после моего увольнения ушел в отпуск. Конечно же, это просто совпадение".

Его коллега, профессор консерватории, народный артист РФ Павел Егоров более категоричен. Он считает, что творящееся в Петербурге - это первые шаги к коммерческой глобализации, цель которой одна: распил бюджетных денег.

"История с РИИИ, развал оркестров, идеи Гергиева о слиянии учреждений культуры и оркестров - это все явления одного порядка, несущие коммерческий, а не творческий характер. Глобализация искусства наносит невероятный вред культуре, искусству и образованию. К чему это все приведет? К "Опере всем"! Слить все в одно, устроить на площадях публичный распил денег. Ведь не секрет, что те музыканты, которые участвуют в "Опере для всех", работают спустя рукава, потому что ответственности никакой. Подобные проекты направлены не на созидание, воспитание, а на распил денег", - считает народный артист России.


Татьяна Клявина, которая, по ее собственным словам, оказалась в начале всей этой кампании, говорит о том, что сейчас "идут круги по воде".


"На нас смотрят в том числе и в регионах - можно ли с руководителями подобного уровня так поступать? Поэтому сейчас особенно важно всему культурному сообществу принять важные решения, которые будут основаны на экспертных оценках. Должен быть институт экспертов, независимых от властей. А между чиновниками и профессионалами должен быть диалог, который эксперты помогали бы вести. Если задумали какие-то ротации и пертурбации - выйдите и расскажите об этом, и пусть эксперты решают, насколько это необходимо. К тому же уже наработаны соответствующие методики, в том числе в сфере искусства. В противном случае нет ни задач, ни целей, все воспринимается в штыки и выглядит как чистой воды произвол", - считает Татьяна Клявина.

Деятелей культуры поддержал Максим Резник, курирующий в Заксобрании профильное направление образования и культуры. Он считает, что власть в Петербурге вообще "слишком много на себя берет, действуя как слон в посудной лавке.

Как рассказал депутат, он недавно получил информацию, свидетельствующую о том, что ряд учреждений культуры, не представляющих интереса для определенных лиц, можно будет достаточно легко уничтожать путем обычного банкротства. Например, в руководящий состав одного из оркестров уже вошел некий арбитражный управляющий, не имеющий никакого отношения ни к оркестру, ни к искусству вообще. Но, видимо, знающий, как грамотно банкротить "ненужные" предприятия.

"Я полагаю, что в ротации нуждается не культура, а руководство этой сферы, - утверждает депутат. - Под колокольный звон денег в культурной среде происходит явно неладное. Все ротации должны быть обоснованными, но этого мы не видим. Некоторые представители ссылаются на то, что надо снижать численность "культурных работников", а оставшимся повышать зарплаты. Если таким образом городская администрация собирается выполнить указ президента о повышении зарплат в сфере культуры, то получается, что чиновники обманывают президента. В этой сфере нельзя так себя вести".


Максим Резник рассказал, что 26 сентября в узком кругу ожидается встреча депутатов и уволенных дирижеров с руководством профильного. По словам парламентария, все надеются, что глава местного культурного ведомства Василий Панкратов ответит на вопросы и развеет сомнения вокруг скандальных ротаций. Однако, по словам участников встречи, надежды эти довольно призрачны.


"Мы пытались говорить с руководителям комитета по культуре. Натыкались на глухую стену. Они все идеи приписывают себе. Но так быть не может! Они прикрывают собой тех, кто отдает приказы", - считают музыканты, теряясь в догадках, какими такими благородными (или благодарными) позывами это вызвано.


Журналисты просили от участников событий назвать имена тех конкретных людей, о которых все знают, но никто открыто не говорит. Либо называют исключительно кулуарно, как-то по-мультяшному: "серыми кардиналом" и "кардинальшей". Но интеллигентные спикеры и тут стушевались. Они полунамеками говорили о городских руководителх в сфере культуры.


Впрочем, по мнению собравшихся, конкретные имена в данном случае не столь уж важны - пусть играют, как умеют. Дело-то не в них, а в том, что останется потом в когда-то очень культурной столице России.

"Само обсуждение сложившейся ситуации - это уже угроза. Мы абсолютно уверены, что основные партии все-таки будут играть музыканты, художники, все остальные жители Петербурга", - говорят они. И со свойственным людям искусства воображением рисуют картинку: "Представляете пикет скрипачей перед Мариинским или восстание искусствоведов? Это все-таки посильнее "Мурки" будет".




 
По теме
Учитель года-2024 20 февраля состоялось торжественное закрытие муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года — 2024».
Литературная программа "Великий мастер языка и слова", посвященная 205-летнему юбилею великого русского прозаика, поэта, драматурга и переводчика Ивана Сергеевича Тургенева,
21 марта в Модельной библиотеке №21 состоялась игровая программа в честь 100-летия детского журнала "Мурзилка" Юные читатели-дошкольники из детского сада №393 г.
В детской библиотеке №15 состоялся краеведческий квест по Пушкинской карте Участники квеста - учащиеся 8го класса школы №44 объединились в три команды и отправились в путешествие по станциям квеста: «Туристическая», «Историческая»,
25 марта в детской библиотеке №3 им. И.А. Крылова открылась персональная выставка творческих работ читателя детской библиотеки Софи Худяковой На выставке представлены работы, выполненные в технике аппликации, оригами,
МАСЛЕНИЦА | Музей Культурно-развлекательная программа «Масленичный разгуляй» от краеведческого музея.
КИНОМАРАФОН "ЗОЛОТОЙ ВОРОН" | 2024  Краеведческий музей участвует во Всероссийском киномарафоне Арктического международного кинофестиваля «Золотой ворон» .
Экскурсия в ГБУЗ ПК «ПССМП» - Базовый медколледж 25 марта наших первокурсников специальности «Лечебное дело» открытыми дверями встретила Пермская станция скорой медицинской помощи.
Базовый медколледж
Экскурсия в ГБУЗ ПК «ГКБ №1» - Базовый медколледж 14 марта студенты разных курсов Пермского базового медицинского колледжа посетили ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница № 1».
Базовый медколледж
Театр-Театр - Новый Компаньон Спектакли покажут театры из Новоуральского, Красноярска, Чебоксар и Санкт-Петербурга   Театр-Театр В Перми начались гастроли Новоуральского театра музыки.
Новый Компаньон