Новости города БезФормата.Ru
Пермь
Главные новости
 
Задать вопрос?

Сергей Невский: Музыка — второй уровень спектакля

Сергей Невский - Новый Компаньон
Фото: www.newsko.ru

Первой премьерой сезона 2017/18 года в  Пермском академическом Театре-Театре станет спектакль «Пьяные» по  пьесе Ивана Вырыпаева в  постановке Марата Гацалова. Пьеса рассказывает о, натурально, пьяных людях  — не  бомжах и  алкоголиках, а  сильно выпивших по  законному поводу и  слегка расслабившихся. В  ней  много ненормативной лексики, но  в  театре уверяют, что  соответствующий закон будет исполнен и  все  рискованные слова чем-то заменены.

Интересная деталь, которая заинтригует меломанов: музыку к  спектаклю напишет авангардный композитор Сергей Невский, знакомый пермякам по  февральскому концерту оркестра MusicAeterna и  Теодора Курентзиса, где  состоялась премьера сочинения Невского Cloud Ground («Облачный граунд»). Театр-Театр впервые сотрудничает со  столь серьёзным композитором, и  было бы  непростительно не  поинтересоваться подробностями этого события.

Фото:  Ирина Молокотина

— Вы  серьёзный композитор, в  лёгкой музыке не  замечены. Как  вы  оказались в  драматическом театре?

— Дело в  том, что  театр куда больше делает для  современной музыки, чем, например, филармонические институции. Огромное количество современной музыки было заказано театральными режиссёрами и  продюсерами. Кирилл Серебренников, например, в  рамках фестиваля «Территория» и  позже  — в  рамках проекта «Платформа»  — очень много инициировал новой музыки. Когда я  был  куратором на  «Платформе», мы  сделали 10  композиторских заказов только в  первые полтора сезона! Ни  одна другая институция в  России этим не  занимается.

Сейчас «местом силы» в  Москве стал Электротеатр «Станиславский», где  молодые композиторы работают в  спектаклях и  реализуют какие-то собственные чисто музыкальные проекты. У  нас  там  будет 14—15 сентября проект «Галилео» со  скрипачкой Еленой Ревич, для  которого театр заказал пять небольших скрипичных концертов Павлу Карманову, Дмитрию Курляндскому, Кузьме Бодрову, Кириллу Чернегину и  мне  (интервью прошло до  даты этого события  — ред.). Получается, что  самые смелые музыкальные проекты можно реализовывать именно в  театре. Между прочим, одним из  примеров является скрипичный концерт Cloud Ground, который мне  заказали Теодор Курентзис и  Пермский оперный театр. Это  было важным шагом, потому что  практики заказов симфонических сочинений оперными театрами не  так  много. Это  бывает, когда театральный оркестр имеет какое-то самостоятельное значение, а  это  случается не  так  часто.

— И  всё же  почему именно Театр-Театр, почему «Пьяные», почему Марат Гацалов?

— Я  не  театральный композитор, но  есть несколько режиссёров, работа с  которыми доставляет мне  большое удовольствие. Это  тот  же  Кирилл Серебренников, с  которым я  сделал один фильм, один спектакль и  вместе работал на  проекте «Платформа»; это  Женя Беркович, с  которой мы  работали уже  три  раза… Есть несколько театральных проектов, которые я  очень люблю, например спектакль «Дыхание» в  Театре наций, который поставил Марат Гацалов. Там  практически вся  музыка возникает из  шумов, которые создают актёры на  сцене. Эти  шумы складываются в  очень сложную партитуру.

После этого спектакля Марат предложил мне  пермский проект, и, когда мы  говорили по  телефону, обсуждали его, он  сказал, что  его  основной идеей являются вращающиеся поворотные круги сцены  — их  три, и  они  вращаются в  разных направлениях. Я  спонтанно предложил сделать так, чтобы музыка тоже двигалась. У  нас  в  шести ложах сидят в  общей сложности 12  музыкантов. Сзади  — девять струнных, в  левой ложе  — баян и  четыре духовика, которые играют также на  губных гармошках, в  правой ложе  — ударник. В  самом конце будет ещё фортепиано, оно  будет на  сцене. Я  написал музыку, которая не  требует дирижёра  — музыканты реагируют друг на  друга, звук передаётся от  музыканта к  музыканту. Музыка становится частью сценографической композиции, и  движение музыки так  же  важно, как  движение поворотного круга.

Специфика Театра-Театра такова, что  здесь есть свой оркестр, и  ни  один оркестр, работающий в  драматическом театре, в  наши дни  не  может похвастаться таким большим составом. Это  во  времена Таирова или  Мейерхольда Прокофьев писал к  спектаклям музыку для  настоящих оркестров, а  сейчас те  времена прошли. Если и  есть в  спектакле музыка для  большого состава, то  она  записывается в  студии, а  чтобы в  драматическом спектакле участвовал ансамбль из  15  человек  — это  огромная редкость. Для  меня интересен опыт работы с  этими музыкантами, которые все  — замечательные. Там  есть разные люди, но  все  очень мотивированы.

— То  есть мостиком между вами и  Театром-Театром был  Марат Гацалов?

— Я  думаю, что  Борис Мильграм, который видел в  Москве спектакль «Дыхание», позвал нас  вместе. В  «Дыхании», которое является важнейшей для  меня работой за  последнее время, музыка, сценография, хореография и  режиссура абсолютно равноправны. Главная, конечно, режиссёрская идея, которая всё объединяет, но  в  принципе это  по-настоящему синтетический проект.

Есть очень большое отличие того, как  работает Гацалов, от  того, как  работают 99% остальных режиссёров. Обычно даже у  самых хороших режиссёров музыка  — это  вроде заплаты для  моментов, когда нет  никакого действия: «Напиши такое настроение, напиши сякое настроение, вставь сюда это…» А  с  Маратом  — замечательно: он  не  давит на  мозг и  вообще не  давит. Мы  очень друг другу доверяем, и  он  даёт возможность композитору понять структуру спектакля и  наложить на  неё музыкальную структуру. То, что  я  делаю и  в  «Дыхании», и  здесь, в  «Пьяных», и, я  надеюсь, в  следующих совместных проектах, если они  у  нас  будут,  — это  создание цельной музыкальной партитуры, которая как  бы  является вторым уровнем спектакля. Эта  музыка может быть демократичной по  языку, при  этом структура всегда сложная, потому что  сложность музыкальной структуры отражает сложность режиссуры. Марат  — структуралист, он  мыслит какими-то формальными категориями, и  с  ним  бесконечно интересно работать.

Это  будет очень интересный спектакль, который говорит об  очень важных, универсальных вещах.

— Но  Театр-Театр известен лёгкими музыкальными спектаклями, мюзиклами Александра Журбина, Лоры Квинт, которые сложным музыкальным языком не  отличаются… Вас  не  настораживает такое реноме театра?

— У  меня только положительный опыт работы с  музыкальными театрами. Я  вижу, что  у  них  есть мотивация делать что-то кроме мюзиклов, и  я  от  оркестрантов требую, между прочим, совершенно конкретной манеры игры, барочной такой  — звук без  вибрато, и  музыканты театрального оркестра совершенно замечательно эти  требования выполняют. Я  думаю, что  у  всех музыкантов есть внутренняя потребность реализовывать сложные творческие задачи. Приятно видеть, как  люди расцветают, когда им  что-то такое предлагаешь.

Мне  здесь очень-очень нравится, кроме того, меня бесконечно трогает, что  нам  с  Маратом предоставили условия работы, близкие к  идеалу.

— Как  вам  вообще Пермь? Обстановка, атмосфера, люди?

— Я  вижу, что  город меняется. Думаю, что  какие-то вещи, которые были утеряны после того, как  был  заброшен проект «культурной революции», сейчас вернутся. У  меня очень много друзей в  Перми, много дорогих людей  — композиторов, сотрудников музея современного искусства, и  я  вижу, что  у  города есть потребность к  общению с  серьёзным искусством. Хотя бы  по  тому, как  здесь относятся к  Курентзису, видно, что  это  необходимо.

— Не  могу не  спросить вас  об  истории с  Кириллом Серебренниковым. Как  человек, который с  ним  знаком и  вместе работал, как  вы  думаете, мог  ли  он  действительно заниматься финансовыми махинациями, или  это  надуманная история?

— Я  думаю, что  это  надуманная история. Я  пять интервью про  это  дал, очень подробных: Deutsche Welle на  русском языке, каналу Arte, ещё одному немецкому изданию, Сurrent Time… Мы  вместе с  Томасом Остермайером и  Мариусом фон  Майенбургом готовили письмо в  поддержку Серебренникова.

— Чем  же  вызваны эти  проблемы у  Серебренникова? Радикальностью его  искусства?

— Я  не  думаю, что  это  радикальное искусство. Напротив, это  очень успешный язык мейнстрима, в  который облекается сложное содержание. Серебренников  — наследник одновременно и  Брехта, и  Любимова. Это  не  какой-то радикальный эксперимент. Я  думаю, что  ярость власть имущих вызывает именно его  популярность: это  реакция на  то, что  человек игнорирует попытку насаждения каких-то иерархий со  стороны руководства. Ирония ситуации в  том, что  минкульт хочет проводить какую-то свою культурную политику, но  у  него нет  художников для  этого, нет  влиятельных фигур, которые его  поддерживали бы, ну, кроме двух-трёх высокопоставленных музыкантов. Они  понимают, что  культурная элита не  с  ними, и  это  их  бесит. Серебренников  — жертва этой ярости.

Процесс - Т7-Информсмотреть видео В Театре-Театре запустили новый культурно-образовательный проект - «Процесс».
09.10.2017 Т7-Информ
6 октября в пермском Театре-Театре была представлена работа Марата Гацалова по пьесе Ивана Вырыпаева «Пьяные» (18+).
09.10.2017 Эхо Москвы Пермь
Марат Гацалов - Т7-Информсмотреть видео В Театре-Театре  прошла премьера - спектакль «Пьяные» по пьесе Ивана Вырыпаева.
09.10.2017 Т7-Информ
В Пермском академическом Театре-Театре сегодня премьера по пьесе Ивана Вырыпаева, спектакль «Пьяные» (18+).
06.10.2017 Эхо Москвы Пермь
Пьяные - Новый КомпаньонКак обычно, в Перми много событий, связанных с изобразительным искусством.
06.10.2017 Новый Компаньон
кафка - Новый КомпаньонВ те дни, когда открывался «кукольный» театральный сезон, в Перми шумел We-Fest — фестиваль формально о женщинах, а по сути — о новых людях, новом социуме, новых отношениях.
04.10.2017 Новый Компаньон
музыка странствий.png - Министерство культуры12 октября в 18:30 в Пермской галерее состоится концерт «Музыка странствий».
04.10.2017 Министерство культуры
Сергей Невский в ТТ_фото Анны Гилевой.jpg - Министерство культурыПермский академический Театр-Театр в начале октября запускает новый культурно-образовательный проект «ПРОЦЕСС».
03.10.2017 Министерство культуры
клаус бургер - Новый КомпаньонКлаус Бургер — всемирно известный музыкант. Когда-то его называли «золотой тубой мира».
25.09.2017 Новый Компаньон
стиральная машина - Т7-Информсмотреть видео Жуткая история случилась в Добрянке. По предварительной версии, молодую женщину, которая родила буквально две недели назад, убила обычная стиральная машина.
24.10.2017 Т7-Информ
Стала известна причина аварии в ботаническом саду ПГНИУ - Business ClassВ ботаническом саду Пермского университета на протяжении всего дня и ночи откачивали воду из колодцев, куда стекала вода.
24.10.2017 Business Class
В Прикамье мужчина с осколком бутылки напал на посетителя кафе - Business ClassВ выходные, 21 октября, в Лысьве пьяный 28-летний мужчина напал на посетителя кафе.
24.10.2017 Business Class
В Пермском крае подросток погиб под колесами грузового состава - Business Class
В Пермском крае подросток погиб под колесами грузового состава
В Чернушке 15-летний подросток погиб под колесами поезда. Приволжский следственный комитет проводит проверку и устанавливает все причины инцидента.
Business Class
В Перми у должников за ЖКХ арестовали Audi и Renault - Business Class
В Перми у должников за ЖКХ арестовали Audi и Renault
Представители краевого УФССП совместно со специалистами пермского филиала «ЭнергосбыТ Плюс» провели рейд среди местных жителей, у которых сумма задолженности за тепло и горячую воду превысила сто тысяч рублей.
Business Class
В Перми бывшего адвоката осудили за мошенничество - Business Class
В Перми бывшего адвоката осудили за мошенничество
37-летний житель Перми осужден за мошенничество по статье 159 (покушение или мошенничество).
Business Class
Славится кадетами Россия! - Пермская епархияСлавится кадетами Россия!   По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского в среднеобразовательной школе посёлка Марковский открылся кадетский класс,
24.10.2017 Пермская епархия
Топ-5 фактов о том, как Пермь связана с «Матильдой» - 59.RuРоль Матильды Кшесинской сыграла Михалина Ольшанска   В этот четверг, 26 октября, состоится всероссийская премьера скандально известного фильма Алексея Учителя «Матильда» (16+).
24.10.2017 59.Ru
Фотография к материалу: Осенний бал - традиция кунгурского Лицея № 1 - Газета ИскраОсенний бал - традиция кунгурского Лицея № 1 Шуршание платьев, взволнованные мальчишки и девчонки, хорошая музыка и танцы, много танцев - всё это осенний бал,
24.10.2017 Газета Искра
Театральная постановка Дмитрия Маликова - Пермский Обозреватель
Театральная постановка Дмитрия Маликова
Автор: Екатерина ОБОРИНА | фото автора 12 октября на сцене ДК имени Солдатова выступил Народный артист России Дмитрий Маликов.
Пермский Обозреватель
В 2018 году выставка АРТ-Пермь пройдет в феврале - Business Class
В 2018 году выставка АРТ-Пермь пройдет в феврале
В следующем году выставка АРТ-Пермь пройдет на территории Пермской ярмарки с 2 по 11 февраля, об этом сообщает издание «Текст».
Business Class
Губернский оркестр - Новый Компаньон
Афиша. Пермь. Избранное
Новая неделя порадует музыкальными событиями. Хор «Млада» открывает новый сезон джазовым концертом, джаз можно услышать и в филармонии — в исполнении американской певицы.
Новый Компаньон
Итоги 6 тура Красно-чёрной Лиги прогнозистов - ФК Амкар6 тур Красно-чёрной Лиги Прогнозистов оказался не самым сложным для участников: все 16 человек набрали зачётные очки и нет ни одного матча, исход которого обманул бы ожидания всех участников.
24.10.2017 ФК Амкар
Итог матча решился на последних минутах Пермяки одержали первую победу в регулярном чемпионате.
24.10.2017 59.Ru
В Перми прошел самый массовый фестиваль школьных команд КВН - Администрация города ПермиВ городском фестивале КВН юниор-лиги Чемпионата КВН Прикамья приняли участие 60 школьных команд.
24.10.2017 Администрация города Перми
Пермские кадеты - победители Спартакиады ПФО - Новый Компаньон
Команда Пермского кадетского корпуса стала победителем Спартакиады ПФО
В Пермском кадетском корпусе ПФО прошла церемония награждения победителей второй Спартакиады кадетских корпусов ПФО «Кадет Приволжья».
Новый Компаньон
ледовый городок - Новый Компаньон
Ледовый городок в Перми обойдется городским властям в 21 млн рублей
В Перми объявлен аукцион на разработку проектной документации, устройство, содержание и демонтаж ледового городка.
Новый Компаньон
Итоги ХII Кубка главы Кунгурского муниципального района по баскетболу - Газета Новости Кунгурского края
Итоги ХII Кубка главы Кунгурского муниципального района по баскетболу
21-22 октября в спортивном зале Шадейской школы прошел  ХII традиционный Кубок главы Кунгурского муниципального района по баскетболу среди мужских команд «Золотая осень 2017».
Газета Новости Кунгурского края
В ночную смену для уборки снега на улицы Перми вышло 118 единиц техники - Администрация города ПермиПодрядчики справились с выпадением снега, перебоев в работе общественного транспорта в городе не зафиксировано.
24.10.2017 Администрация города Перми
Выездное заседание фракции «Единая Россия» Пермской гордумы было посвящено теме культуры - Единая РоссияЗаседание фракции «Единая Россия» Пермской городской Думы прошло в стенах ДК им.
24.10.2017 Единая Россия
В рейтинге смертности от алкоголя Пермский край переместился с первого на 33-е место в России.
24.10.2017 Новый Компаньон
Водитель, не имеющий права управления, допустил наезд на препятствие - ГИБДД Пермского краяСегодня 24 октября 2017 года, около 6 ч асов утра, по бульвару Гагарина со стороны ул.
24.10.2017 ГИБДД Пермского края
Уважаемые журналисты! - МЧС России по Пермскому краюПриглашаем вас на пресс-конференцию в агентстве "Интерфакс-Поволжье" в Перми.
24.10.2017 МЧС России по Пермскому краю