Новости города БезФормата.Ru
Пермь
Главные новости
 
Задать вопрос?

Сергей Невский: Музыка — второй уровень спектакля

Сергей Невский - Новый Компаньон
Фото: www.newsko.ru

Первой премьерой сезона 2017/18 года в  Пермском академическом Театре-Театре станет спектакль «Пьяные» по  пьесе Ивана Вырыпаева в  постановке Марата Гацалова. Пьеса рассказывает о, натурально, пьяных людях  — не  бомжах и  алкоголиках, а  сильно выпивших по  законному поводу и  слегка расслабившихся. В  ней  много ненормативной лексики, но  в  театре уверяют, что  соответствующий закон будет исполнен и  все  рискованные слова чем-то заменены.

Интересная деталь, которая заинтригует меломанов: музыку к  спектаклю напишет авангардный композитор Сергей Невский, знакомый пермякам по  февральскому концерту оркестра MusicAeterna и  Теодора Курентзиса, где  состоялась премьера сочинения Невского Cloud Ground («Облачный граунд»). Театр-Театр впервые сотрудничает со  столь серьёзным композитором, и  было бы  непростительно не  поинтересоваться подробностями этого события.

Фото:  Ирина Молокотина

— Вы  серьёзный композитор, в  лёгкой музыке не  замечены. Как  вы  оказались в  драматическом театре?

— Дело в  том, что  театр куда больше делает для  современной музыки, чем, например, филармонические институции. Огромное количество современной музыки было заказано театральными режиссёрами и  продюсерами. Кирилл Серебренников, например, в  рамках фестиваля «Территория» и  позже  — в  рамках проекта «Платформа»  — очень много инициировал новой музыки. Когда я  был  куратором на  «Платформе», мы  сделали 10  композиторских заказов только в  первые полтора сезона! Ни  одна другая институция в  России этим не  занимается.

Сейчас «местом силы» в  Москве стал Электротеатр «Станиславский», где  молодые композиторы работают в  спектаклях и  реализуют какие-то собственные чисто музыкальные проекты. У  нас  там  будет 14—15 сентября проект «Галилео» со  скрипачкой Еленой Ревич, для  которого театр заказал пять небольших скрипичных концертов Павлу Карманову, Дмитрию Курляндскому, Кузьме Бодрову, Кириллу Чернегину и  мне  (интервью прошло до  даты этого события  — ред.). Получается, что  самые смелые музыкальные проекты можно реализовывать именно в  театре. Между прочим, одним из  примеров является скрипичный концерт Cloud Ground, который мне  заказали Теодор Курентзис и  Пермский оперный театр. Это  было важным шагом, потому что  практики заказов симфонических сочинений оперными театрами не  так  много. Это  бывает, когда театральный оркестр имеет какое-то самостоятельное значение, а  это  случается не  так  часто.

— И  всё же  почему именно Театр-Театр, почему «Пьяные», почему Марат Гацалов?

— Я  не  театральный композитор, но  есть несколько режиссёров, работа с  которыми доставляет мне  большое удовольствие. Это  тот  же  Кирилл Серебренников, с  которым я  сделал один фильм, один спектакль и  вместе работал на  проекте «Платформа»; это  Женя Беркович, с  которой мы  работали уже  три  раза… Есть несколько театральных проектов, которые я  очень люблю, например спектакль «Дыхание» в  Театре наций, который поставил Марат Гацалов. Там  практически вся  музыка возникает из  шумов, которые создают актёры на  сцене. Эти  шумы складываются в  очень сложную партитуру.

После этого спектакля Марат предложил мне  пермский проект, и, когда мы  говорили по  телефону, обсуждали его, он  сказал, что  его  основной идеей являются вращающиеся поворотные круги сцены  — их  три, и  они  вращаются в  разных направлениях. Я  спонтанно предложил сделать так, чтобы музыка тоже двигалась. У  нас  в  шести ложах сидят в  общей сложности 12  музыкантов. Сзади  — девять струнных, в  левой ложе  — баян и  четыре духовика, которые играют также на  губных гармошках, в  правой ложе  — ударник. В  самом конце будет ещё фортепиано, оно  будет на  сцене. Я  написал музыку, которая не  требует дирижёра  — музыканты реагируют друг на  друга, звук передаётся от  музыканта к  музыканту. Музыка становится частью сценографической композиции, и  движение музыки так  же  важно, как  движение поворотного круга.

Специфика Театра-Театра такова, что  здесь есть свой оркестр, и  ни  один оркестр, работающий в  драматическом театре, в  наши дни  не  может похвастаться таким большим составом. Это  во  времена Таирова или  Мейерхольда Прокофьев писал к  спектаклям музыку для  настоящих оркестров, а  сейчас те  времена прошли. Если и  есть в  спектакле музыка для  большого состава, то  она  записывается в  студии, а  чтобы в  драматическом спектакле участвовал ансамбль из  15  человек  — это  огромная редкость. Для  меня интересен опыт работы с  этими музыкантами, которые все  — замечательные. Там  есть разные люди, но  все  очень мотивированы.

— То  есть мостиком между вами и  Театром-Театром был  Марат Гацалов?

— Я  думаю, что  Борис Мильграм, который видел в  Москве спектакль «Дыхание», позвал нас  вместе. В  «Дыхании», которое является важнейшей для  меня работой за  последнее время, музыка, сценография, хореография и  режиссура абсолютно равноправны. Главная, конечно, режиссёрская идея, которая всё объединяет, но  в  принципе это  по-настоящему синтетический проект.

Есть очень большое отличие того, как  работает Гацалов, от  того, как  работают 99% остальных режиссёров. Обычно даже у  самых хороших режиссёров музыка  — это  вроде заплаты для  моментов, когда нет  никакого действия: «Напиши такое настроение, напиши сякое настроение, вставь сюда это…» А  с  Маратом  — замечательно: он  не  давит на  мозг и  вообще не  давит. Мы  очень друг другу доверяем, и  он  даёт возможность композитору понять структуру спектакля и  наложить на  неё музыкальную структуру. То, что  я  делаю и  в  «Дыхании», и  здесь, в  «Пьяных», и, я  надеюсь, в  следующих совместных проектах, если они  у  нас  будут,  — это  создание цельной музыкальной партитуры, которая как  бы  является вторым уровнем спектакля. Эта  музыка может быть демократичной по  языку, при  этом структура всегда сложная, потому что  сложность музыкальной структуры отражает сложность режиссуры. Марат  — структуралист, он  мыслит какими-то формальными категориями, и  с  ним  бесконечно интересно работать.

Это  будет очень интересный спектакль, который говорит об  очень важных, универсальных вещах.

— Но  Театр-Театр известен лёгкими музыкальными спектаклями, мюзиклами Александра Журбина, Лоры Квинт, которые сложным музыкальным языком не  отличаются… Вас  не  настораживает такое реноме театра?

— У  меня только положительный опыт работы с  музыкальными театрами. Я  вижу, что  у  них  есть мотивация делать что-то кроме мюзиклов, и  я  от  оркестрантов требую, между прочим, совершенно конкретной манеры игры, барочной такой  — звук без  вибрато, и  музыканты театрального оркестра совершенно замечательно эти  требования выполняют. Я  думаю, что  у  всех музыкантов есть внутренняя потребность реализовывать сложные творческие задачи. Приятно видеть, как  люди расцветают, когда им  что-то такое предлагаешь.

Мне  здесь очень-очень нравится, кроме того, меня бесконечно трогает, что  нам  с  Маратом предоставили условия работы, близкие к  идеалу.

— Как  вам  вообще Пермь? Обстановка, атмосфера, люди?

— Я  вижу, что  город меняется. Думаю, что  какие-то вещи, которые были утеряны после того, как  был  заброшен проект «культурной революции», сейчас вернутся. У  меня очень много друзей в  Перми, много дорогих людей  — композиторов, сотрудников музея современного искусства, и  я  вижу, что  у  города есть потребность к  общению с  серьёзным искусством. Хотя бы  по  тому, как  здесь относятся к  Курентзису, видно, что  это  необходимо.

— Не  могу не  спросить вас  об  истории с  Кириллом Серебренниковым. Как  человек, который с  ним  знаком и  вместе работал, как  вы  думаете, мог  ли  он  действительно заниматься финансовыми махинациями, или  это  надуманная история?

— Я  думаю, что  это  надуманная история. Я  пять интервью про  это  дал, очень подробных: Deutsche Welle на  русском языке, каналу Arte, ещё одному немецкому изданию, Сurrent Time… Мы  вместе с  Томасом Остермайером и  Мариусом фон  Майенбургом готовили письмо в  поддержку Серебренникова.

— Чем  же  вызваны эти  проблемы у  Серебренникова? Радикальностью его  искусства?

— Я  не  думаю, что  это  радикальное искусство. Напротив, это  очень успешный язык мейнстрима, в  который облекается сложное содержание. Серебренников  — наследник одновременно и  Брехта, и  Любимова. Это  не  какой-то радикальный эксперимент. Я  думаю, что  ярость власть имущих вызывает именно его  популярность: это  реакция на  то, что  человек игнорирует попытку насаждения каких-то иерархий со  стороны руководства. Ирония ситуации в  том, что  минкульт хочет проводить какую-то свою культурную политику, но  у  него нет  художников для  этого, нет  влиятельных фигур, которые его  поддерживали бы, ну, кроме двух-трёх высокопоставленных музыкантов. Они  понимают, что  культурная элита не  с  ними, и  это  их  бесит. Серебренников  — жертва этой ярости.

Процесс - Т7-Информсмотреть видео В Театре-Театре запустили новый культурно-образовательный проект - «Процесс».
09.10.2017 Т7-Информ
6 октября в пермском Театре-Театре была представлена работа Марата Гацалова по пьесе Ивана Вырыпаева «Пьяные» (18+).
09.10.2017 Эхо Москвы Пермь
Марат Гацалов - Т7-Информсмотреть видео В Театре-Театре  прошла премьера - спектакль «Пьяные» по пьесе Ивана Вырыпаева.
09.10.2017 Т7-Информ
В Пермском академическом Театре-Театре сегодня премьера по пьесе Ивана Вырыпаева, спектакль «Пьяные» (18+).
06.10.2017 Эхо Москвы Пермь
Пьяные - Новый КомпаньонКак обычно, в Перми много событий, связанных с изобразительным искусством.
06.10.2017 Новый Компаньон
кафка - Новый КомпаньонВ те дни, когда открывался «кукольный» театральный сезон, в Перми шумел We-Fest — фестиваль формально о женщинах, а по сути — о новых людях, новом социуме, новых отношениях.
04.10.2017 Новый Компаньон
музыка странствий.png - Министерство культуры12 октября в 18:30 в Пермской галерее состоится концерт «Музыка странствий».
04.10.2017 Министерство культуры
Сергей Невский в ТТ_фото Анны Гилевой.jpg - Министерство культурыПермский академический Театр-Театр в начале октября запускает новый культурно-образовательный проект «ПРОЦЕСС».
03.10.2017 Министерство культуры
клаус бургер - Новый КомпаньонКлаус Бургер — всемирно известный музыкант. Когда-то его называли «золотой тубой мира».
25.09.2017 Новый Компаньон
Раскрываются новые подробности пермской трагедии - Дневная ПермьСветлана Денисова, детский омбудсмен Прикамья, на собственной странице в соцсетях, поделилась с подписчиками новыми подробностями жуткого инцидента в пермской школе 127.
21.01.2018 Дневная Пермь
В Прикамье суд вынес обвинительный приговор ранее неоднократно судимому 28-летнему жителю Верещагинского района.
21.01.2018 ГУ МВД Пермского края
Родился в рубашке: пьяный водитель, BMW которого насквозь пропорола металлическая конструкция, сбежал с места ДТП на своих двоих - Nesekretno.RuНа полной скорости врезался в ограждение автомобиль BMW на улице Мира перед остановкой «Стахановское кольцо» сегодня, около 7 часов утра.
21.01.2018 Nesekretno.Ru
В Добрянке осудили бизнесмена за просрочку - Газета Зори ПЛЮС
В Добрянке осудили бизнесмена за просрочку
Штраф заплатит директор фирмы, который в 2016 году поставил в Добрянскую больницу просроченное детское питание.
Газета Зори ПЛЮС
Внимание очевидцев! - Частный Интерес
Внимание очевидцев!
Чайковские автоинспекторы разыскивают очевидцев трёх происшествий. Как сообщили в ОГИБДД по Чайковскому району, с 8 января по 14 января на территории Чайковского муниципального района зарегистрировано 31 ДТП, без пострадавших.
Частный Интерес
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Чусовской рабочий
Голос Америки
Позавчера, 15 января, Пермь вновь прогремела на всю страну. Увы, повод вновь хуже некуда: в школе №127 двое подростков ранили преподавателя и 14 учеников 4 класса.
Чусовской рабочий
актер - Т7-ИнформВ новом сериале «Первого канала» «Двойная жизнь» герою Максима Щеголева, сотруднику ФСБ Никитину, не раз приходится выпутываться из сложных ситуаций.
21.01.2018 Т7-Информ
CIMG0008 - КПРФ21 января коммунисты города Перми и Пермского района пришли в сквер театра оперы и балета, чтобы почтить память Владимира Ильича Ленина.
21.01.2018 КПРФ
30 января в 19:00 в Органном концертном зале (г. Пермь, ул. Ленина, 51Б) прозвучит музыкально-литературная композиция «Стихи Чердыни Великой» - крупное произведение пермского композитора Игоря Ануфриева, написанное для сопрано,
21.01.2018 VisitPerm.Ru
филармония - Новый Компаньон
Хорошее время года
Сегодня трудно в это поверить, но ещё несколько лет назад в новогодние каникулы культурная жизнь в Перми замирала: творческие силы театров и музыкальных коллективов сосредоточивались на детских утренниках,
Новый Компаньон
В художественном музее Кунгура открылась выставка «Есть в дереве душа…» - Газета Новости Кунгурского края
В художественном музее Кунгура открылась выставка «Есть в дереве душа…»
В художественном музее Кунгура открылась выставка «Есть в дереве душа…»  На выставке представлены работы профессиональных резчиков по дереву Андрей и Ольга Ивановых.
Газета Новости Кунгурского края
Щелкунчик - Новый Компаньон
Рождество-Рождество
Первая балетная премьера сезона в Пермском театре оперы и балета оказалась и последней в году, что логично: речь идёт о «Щелкунчике», который не просто балет, а ещё и детский утренник, светский бал,
Новый Компаньон
в Эрфурте (Германия) продолжается пятый этап Кубка мира по конькобежному спорту.
21.01.2018 Агентство по спорту и физкультуре
В Татьянин день (25 января) на стадионе Звезда сыграют футбольные сборные ПГГПУ и ПНИПУ! - ПГПУВ Татьянин день, который традиционно считается днём российского студенчества, на «Звезде» сыграют… студенты.
21.01.2018 ПГПУ
РЕЗУЛЬТАТЫ КЮ-ТЕСТА В ПЕРМСКОМ КРАЕ - Федерация Киокусинкай20 января 2018 года  прошли КЮ-ТЕСТЫ в Кизеле. Публикуем результаты! УСПЕШНО ПРОШЛИ ТЕСТ НА 10 КЮ БЕДЕНКО Евгений Александрович (тр.
20.01.2018 Федерация Киокусинкай
Александр Карелин - Новый Компаньон
Александр Карелин встретился с молодыми пермяками
Александр Карелин Фото: Константин Долгановский Д епутат Государственной д умы  РФ , Герой России, заслуженный мастер спорта СССР,
Новый Компаньон
Мы выбираем спорт - Новый Компаньон
В Прикамье стартовал проект «Мы выбираем спорт!»
С 18 января на сайте «Управляем вместе» в разделе «Голосования» действует опрос жителей Пермского края по проекту «Мы выбираем спорт!», который продлится до 31 января 2018 года включительно.
Новый Компаньон
Кунгурские атлеты: Константин Мальцев, Виктор Кадочников, Герман Шейфер, Вадим и Юлия Сарапульцевы, Анастасия Патласова - Газета Искра
Кунгурские силачи привезли награды с открытого турнира в Лысьве
Кунгурские атлеты: Константин Мальцев, Виктор Кадочников, Герман Шейфер, Вадим и Юлия Сарапульцевы,
Газета Искра
          ГКУЗ «ПКЦ СПИД и ИЗ» информирует: в 2018 году вновь зарегистрировано 203 случая ВИЧ-инфекции.
21.01.2018 ГКУЗ ПКЦ СПИД и ИЗ
МКУ "Управление гражданской защиты г. Соликамска" и Единая дежурная диспетчерская служба сообщает: - Администрация г. СоликамскМКУ "Управление гражданской защиты г. Соликамска" и Единая дежурная диспетчерская служба сообщает:    «По данным Пермского Гидрометцентра  (Пермского ЦГМС - филиал ФГБУ «Уральское УГМС»):
21.01.2018 Администрация г. Соликамск
Бардымский районный суд Пермского края вынес обвинительный приговор 29-летнему жителю Чайковского района.
19.01.2018 ГУ МВД Пермского края
Доказательства, собранные следственным отделом по Мотовилихинскому району г. Пермь следственного управления Следственного комитета РФ по Пермскому краю ,
19.01.2018 Следственный комитет
выставка - Т7-Информ     20-я специализированная выставка «Образование и карьера-2018» открывается сегодня в выставочном центре «Пермская ярмарка».
18.01.2018 Т7-Информ