Новости города БезФормата.Ru
Пермь
Главные новости
 
Задать вопрос?

Сергей Невский: Музыка — второй уровень спектакля

Сергей Невский - Новый Компаньон
Фото: www.newsko.ru

Первой премьерой сезона 2017/18 года в  Пермском академическом Театре-Театре станет спектакль «Пьяные» по  пьесе Ивана Вырыпаева в  постановке Марата Гацалова. Пьеса рассказывает о, натурально, пьяных людях  — не  бомжах и  алкоголиках, а  сильно выпивших по  законному поводу и  слегка расслабившихся. В  ней  много ненормативной лексики, но  в  театре уверяют, что  соответствующий закон будет исполнен и  все  рискованные слова чем-то заменены.

Интересная деталь, которая заинтригует меломанов: музыку к  спектаклю напишет авангардный композитор Сергей Невский, знакомый пермякам по  февральскому концерту оркестра MusicAeterna и  Теодора Курентзиса, где  состоялась премьера сочинения Невского Cloud Ground («Облачный граунд»). Театр-Театр впервые сотрудничает со  столь серьёзным композитором, и  было бы  непростительно не  поинтересоваться подробностями этого события.

Фото:  Ирина Молокотина

— Вы  серьёзный композитор, в  лёгкой музыке не  замечены. Как  вы  оказались в  драматическом театре?

— Дело в  том, что  театр куда больше делает для  современной музыки, чем, например, филармонические институции. Огромное количество современной музыки было заказано театральными режиссёрами и  продюсерами. Кирилл Серебренников, например, в  рамках фестиваля «Территория» и  позже  — в  рамках проекта «Платформа»  — очень много инициировал новой музыки. Когда я  был  куратором на  «Платформе», мы  сделали 10  композиторских заказов только в  первые полтора сезона! Ни  одна другая институция в  России этим не  занимается.

Сейчас «местом силы» в  Москве стал Электротеатр «Станиславский», где  молодые композиторы работают в  спектаклях и  реализуют какие-то собственные чисто музыкальные проекты. У  нас  там  будет 14—15 сентября проект «Галилео» со  скрипачкой Еленой Ревич, для  которого театр заказал пять небольших скрипичных концертов Павлу Карманову, Дмитрию Курляндскому, Кузьме Бодрову, Кириллу Чернегину и  мне  (интервью прошло до  даты этого события  — ред.). Получается, что  самые смелые музыкальные проекты можно реализовывать именно в  театре. Между прочим, одним из  примеров является скрипичный концерт Cloud Ground, который мне  заказали Теодор Курентзис и  Пермский оперный театр. Это  было важным шагом, потому что  практики заказов симфонических сочинений оперными театрами не  так  много. Это  бывает, когда театральный оркестр имеет какое-то самостоятельное значение, а  это  случается не  так  часто.

— И  всё же  почему именно Театр-Театр, почему «Пьяные», почему Марат Гацалов?

— Я  не  театральный композитор, но  есть несколько режиссёров, работа с  которыми доставляет мне  большое удовольствие. Это  тот  же  Кирилл Серебренников, с  которым я  сделал один фильм, один спектакль и  вместе работал на  проекте «Платформа»; это  Женя Беркович, с  которой мы  работали уже  три  раза… Есть несколько театральных проектов, которые я  очень люблю, например спектакль «Дыхание» в  Театре наций, который поставил Марат Гацалов. Там  практически вся  музыка возникает из  шумов, которые создают актёры на  сцене. Эти  шумы складываются в  очень сложную партитуру.

После этого спектакля Марат предложил мне  пермский проект, и, когда мы  говорили по  телефону, обсуждали его, он  сказал, что  его  основной идеей являются вращающиеся поворотные круги сцены  — их  три, и  они  вращаются в  разных направлениях. Я  спонтанно предложил сделать так, чтобы музыка тоже двигалась. У  нас  в  шести ложах сидят в  общей сложности 12  музыкантов. Сзади  — девять струнных, в  левой ложе  — баян и  четыре духовика, которые играют также на  губных гармошках, в  правой ложе  — ударник. В  самом конце будет ещё фортепиано, оно  будет на  сцене. Я  написал музыку, которая не  требует дирижёра  — музыканты реагируют друг на  друга, звук передаётся от  музыканта к  музыканту. Музыка становится частью сценографической композиции, и  движение музыки так  же  важно, как  движение поворотного круга.

Специфика Театра-Театра такова, что  здесь есть свой оркестр, и  ни  один оркестр, работающий в  драматическом театре, в  наши дни  не  может похвастаться таким большим составом. Это  во  времена Таирова или  Мейерхольда Прокофьев писал к  спектаклям музыку для  настоящих оркестров, а  сейчас те  времена прошли. Если и  есть в  спектакле музыка для  большого состава, то  она  записывается в  студии, а  чтобы в  драматическом спектакле участвовал ансамбль из  15  человек  — это  огромная редкость. Для  меня интересен опыт работы с  этими музыкантами, которые все  — замечательные. Там  есть разные люди, но  все  очень мотивированы.

— То  есть мостиком между вами и  Театром-Театром был  Марат Гацалов?

— Я  думаю, что  Борис Мильграм, который видел в  Москве спектакль «Дыхание», позвал нас  вместе. В  «Дыхании», которое является важнейшей для  меня работой за  последнее время, музыка, сценография, хореография и  режиссура абсолютно равноправны. Главная, конечно, режиссёрская идея, которая всё объединяет, но  в  принципе это  по-настоящему синтетический проект.

Есть очень большое отличие того, как  работает Гацалов, от  того, как  работают 99% остальных режиссёров. Обычно даже у  самых хороших режиссёров музыка  — это  вроде заплаты для  моментов, когда нет  никакого действия: «Напиши такое настроение, напиши сякое настроение, вставь сюда это…» А  с  Маратом  — замечательно: он  не  давит на  мозг и  вообще не  давит. Мы  очень друг другу доверяем, и  он  даёт возможность композитору понять структуру спектакля и  наложить на  неё музыкальную структуру. То, что  я  делаю и  в  «Дыхании», и  здесь, в  «Пьяных», и, я  надеюсь, в  следующих совместных проектах, если они  у  нас  будут,  — это  создание цельной музыкальной партитуры, которая как  бы  является вторым уровнем спектакля. Эта  музыка может быть демократичной по  языку, при  этом структура всегда сложная, потому что  сложность музыкальной структуры отражает сложность режиссуры. Марат  — структуралист, он  мыслит какими-то формальными категориями, и  с  ним  бесконечно интересно работать.

Это  будет очень интересный спектакль, который говорит об  очень важных, универсальных вещах.

— Но  Театр-Театр известен лёгкими музыкальными спектаклями, мюзиклами Александра Журбина, Лоры Квинт, которые сложным музыкальным языком не  отличаются… Вас  не  настораживает такое реноме театра?

— У  меня только положительный опыт работы с  музыкальными театрами. Я  вижу, что  у  них  есть мотивация делать что-то кроме мюзиклов, и  я  от  оркестрантов требую, между прочим, совершенно конкретной манеры игры, барочной такой  — звук без  вибрато, и  музыканты театрального оркестра совершенно замечательно эти  требования выполняют. Я  думаю, что  у  всех музыкантов есть внутренняя потребность реализовывать сложные творческие задачи. Приятно видеть, как  люди расцветают, когда им  что-то такое предлагаешь.

Мне  здесь очень-очень нравится, кроме того, меня бесконечно трогает, что  нам  с  Маратом предоставили условия работы, близкие к  идеалу.

— Как  вам  вообще Пермь? Обстановка, атмосфера, люди?

— Я  вижу, что  город меняется. Думаю, что  какие-то вещи, которые были утеряны после того, как  был  заброшен проект «культурной революции», сейчас вернутся. У  меня очень много друзей в  Перми, много дорогих людей  — композиторов, сотрудников музея современного искусства, и  я  вижу, что  у  города есть потребность к  общению с  серьёзным искусством. Хотя бы  по  тому, как  здесь относятся к  Курентзису, видно, что  это  необходимо.

— Не  могу не  спросить вас  об  истории с  Кириллом Серебренниковым. Как  человек, который с  ним  знаком и  вместе работал, как  вы  думаете, мог  ли  он  действительно заниматься финансовыми махинациями, или  это  надуманная история?

— Я  думаю, что  это  надуманная история. Я  пять интервью про  это  дал, очень подробных: Deutsche Welle на  русском языке, каналу Arte, ещё одному немецкому изданию, Сurrent Time… Мы  вместе с  Томасом Остермайером и  Мариусом фон  Майенбургом готовили письмо в  поддержку Серебренникова.

— Чем  же  вызваны эти  проблемы у  Серебренникова? Радикальностью его  искусства?

— Я  не  думаю, что  это  радикальное искусство. Напротив, это  очень успешный язык мейнстрима, в  который облекается сложное содержание. Серебренников  — наследник одновременно и  Брехта, и  Любимова. Это  не  какой-то радикальный эксперимент. Я  думаю, что  ярость власть имущих вызывает именно его  популярность: это  реакция на  то, что  человек игнорирует попытку насаждения каких-то иерархий со  стороны руководства. Ирония ситуации в  том, что  минкульт хочет проводить какую-то свою культурную политику, но  у  него нет  художников для  этого, нет  влиятельных фигур, которые его  поддерживали бы, ну, кроме двух-трёх высокопоставленных музыкантов. Они  понимают, что  культурная элита не  с  ними, и  это  их  бесит. Серебренников  — жертва этой ярости.

Процесс - Т7-Информсмотреть видео В Театре-Театре запустили новый культурно-образовательный проект - «Процесс».
09.10.2017 Т7-Информ
6 октября в пермском Театре-Театре была представлена работа Марата Гацалова по пьесе Ивана Вырыпаева «Пьяные» (18+).
09.10.2017 Эхо Москвы Пермь
Марат Гацалов - Т7-Информсмотреть видео В Театре-Театре  прошла премьера - спектакль «Пьяные» по пьесе Ивана Вырыпаева.
09.10.2017 Т7-Информ
В Пермском академическом Театре-Театре сегодня премьера по пьесе Ивана Вырыпаева, спектакль «Пьяные» (18+).
06.10.2017 Эхо Москвы Пермь
Пьяные - Новый КомпаньонКак обычно, в Перми много событий, связанных с изобразительным искусством.
06.10.2017 Новый Компаньон
кафка - Новый КомпаньонВ те дни, когда открывался «кукольный» театральный сезон, в Перми шумел We-Fest — фестиваль формально о женщинах, а по сути — о новых людях, новом социуме, новых отношениях.
04.10.2017 Новый Компаньон
музыка странствий.png - Министерство культуры12 октября в 18:30 в Пермской галерее состоится концерт «Музыка странствий».
04.10.2017 Министерство культуры
Сергей Невский в ТТ_фото Анны Гилевой.jpg - Министерство культурыПермский академический Театр-Театр в начале октября запускает новый культурно-образовательный проект «ПРОЦЕСС».
03.10.2017 Министерство культуры
клаус бургер - Новый КомпаньонКлаус Бургер — всемирно известный музыкант. Когда-то его называли «золотой тубой мира».
25.09.2017 Новый Компаньон
Сотрудниками ОМВД России по Горнозаводскому району раскрыта кража, совершенная в поселке Пашия.
21.04.2018 ГУ МВД Пермского края
В Березниках образовался новый провал - Bb59.RuРазмеры воронки составляют 4,5 на 7,5 метра, глубина около 3,5 метра.
20.04.2018 Bb59.Ru
Обстановка с пожарами в Прикамье за сутки - МЧС России по Пермскому краю19 апреля в деревне Клестята Пермского района произошел пожар в деревянном доме.
20.04.2018 МЧС России по Пермскому краю
В Кунгуре продолжают закрывать развлекательные комплексы - Газета Новости Кунгурского края
В Кунгуре продолжают закрывать развлекательные комплексы
В Кунгуре продолжаются проверки по пожарной безопасности в местах массового пребывания людей, в том числе и детей.
Газета Новости Кунгурского края
Фотография к материалу: Сезон открыт. В Кунгуре опять горит трава - Газета Искра
Сезон открыт. В Кунгуре опять горит трава
Фото: Владислав Одегов Не успел сойти снег, как от пала сухой травы выгорела часть Иренской горы, ведущей в поселок Нагорный.
Газета Искра
Несовершеннолетние обвиняются в краже денег с банковской карты пенсионера - Очёрский край
Несовершеннолетние обвиняются в краже денег с банковской карты пенсионера
Rweek.ru В Очёре сотрудниками полиции завершено расследование уголовного дела в отношении двух несовершеннолетних.
Очёрский край
Поздравляем команду ПГИК с победой в межвузовском конкурсе по страноведению! - ПГИИК17 апреля сборная команда студентов факультета искусств и факультета культурологии и СКТ  нашего института приняла участие в городском межвузовском конкурсе по страноведению, прошедшем в Студенческом дворце культуры ПГНИУ,
22.04.2018 ПГИИК
Кирилл Макурин©Эдвард Тихонов - Новый КомпаньонКирилл Макурин Фото: Эдвард Тихонов Первая премия в старшей группе среди женщин досталась танцовщице из Кореи Сон Чон Ын.
22.04.2018 Новый Компаньон
компрос - Новый КомпаньонПоэтический фестиваль «Компрос», 2017 год Фото: Константин Долгановский Как стало известно «Новому компаньону», в понедельник, 23 апреля, состоятся кадровые изменения в КГАУ «Центр по реализации проектов в сфере культуры».
22.04.2018 Новый Компаньон
Фотография к материалу: Клубная миссия Дома культуры в с. Филипповка Кунгурского района - Газета Искра
Клубная миссия Дома культуры в с. Филипповка Кунгурского района
Маленький сельский клуб может выполнить функции многих учреждений культуры, которых не хватает в деревне.
Газета Искра
Всероссийский конкурс «Доброволец России – 2018» - Газета Новости Кунгурского края
Всероссийский конкурс «Доброволец России – 2018»
Федеральное агентство по делам молодежи и ФГБУ «Роспатриотцентр» проводят Всероссийский конкурс «Доброволец России – 2018».
Газета Новости Кунгурского края
article5211.jpg - Газета Новый день
Диорама под угрозой
На первом этаже Нытвенского историко-краеведческого музея просел пол. Под угрозой находятся несколько десятков экспонатов и уникальная диорама «Нытвенская ярмарка».
Газета Новый день
Состоялся турнир памяти тренера И.М.Самрханова по борьбе "Корэш" - Кунгурский муниципальный район  21 апреля 2018 года в в МБОУ "Бажуковская ООШ" состоялся турнир памяти тренера И.М.Самрханова по борьбе "Корэш".
22.04.2018 Кунгурский муниципальный район
Болельщики «Амкара» на трибунах «Петровского» разместятся в секторе №6 - ФК АмкарСегодня в Санкт-Петербурге красно-чёрные в матче 27-го тура РОСГОССТРАХ-Чемпионата России сыграют с «Тосно» из Ленинградской области.
22.04.2018 ФК Амкар
Вчера в первой игре нового чемпионата страны высшей лиги пермская "Звезда 2005" обыграла на своем поле "Чертаново" - 4:0.
22.04.2018 Агентство по спорту и физкультуре
В Кунгуре перекроют движение транспорта - Газета Новости Кунгурского края
В Кунгуре перекроют движение транспорта
В связи с проведением 73-ей традиционной весенней легкоатлетической эстафеты на территории муниципального образования «Город Кунгур» будет ограничено движение всех видов транспортных средств с 11 час.
Газета Новости Кунгурского края
«Семейные старты» для детских садов прошли в Кунгуре - Газета Новости Кунгурского края
«Семейные старты» для детских садов прошли в Кунгуре
15 апреля в спортзале «ДЮСШ «Уралец» прошло спортивное мероприятие «Семейные старты» для детских садов.
Газета Новости Кунгурского края
Результаты Первенства города Кунгура по тхэквондо - Газета Новости Кунгурского края
Результаты Первенства города Кунгура по тхэквондо
14 апреля в спортзале ДЮСШ «Уралец» прошло Первенство города по тхэквондо.
Газета Новости Кунгурского края
S1180001 - КПРФВ день рождения Владимира Ильича Ленина 22.04.18 г. коммунисты Кировского района г. Перми почтили память вождя мирового пролетариата и возложили цветы к памятнику, который находится в микрорайоне «Судозавод».
22.04.2018 КПРФ
Снегопад в Кудымкаре достиг такой интенсивности, что видимость упала до 200 метров - ParmaNews.RuКудымкар оказался под влиянием активного циклона, сместившегося с Финского залива на Кировскую область.
22.04.2018 ParmaNews.Ru
МЧС России сообщает - Соликамский районМЧС России сообщает: по данным Пермского гидрометцентра  (Пермского ЦГМС - филиал ФГБУ «Уральское УГМС»), 21-22.04.2018 на территории Пермского края ожидается облачная погода с прояснениями, ночью и днем осадки (снег,
21.04.2018 Соликамский район
Как сообщает издание «В курсе.ру» со ссылкой на источник в ГУ МВД России по Пермскому краю,  сегодня, 20 апреля, начальник главка генерал-лейтенант полиции Виктор Кошелев подал в отставку.
20.04.2018 Nesekretno.Ru
Эксперты говорят о необходимости развития системы платных парковок в Перми - Администрация города ПермиС августа 2016 года в Перми заработала система оплаты парковок. Внедрение платных парковок за два года позволило существенно разгрузить центр города, а автомобилистам в дневное время найти свободное парковочное место.
20.04.2018 Администрация города Перми