Непричёсанный театр

Фото: www.newsko.ru

Для  театра, который начинал свою жизнь как  «молодёжный», а  до  этого вообще был  детской студией при  Дворце пионеров, этот юбилей  — солидная дата. Вполне закономерно, что  во  время празднования художественный руководитель Марина Оленёва тактично отошла в  сторонку, позволив молодёжи сделать всё самим. Ну, почти самим. Идея проведения не  одного юбилейного вечера, а  целой серии принадлежит, как  говорят, актёру и  режиссёру Михаилу Шестакову; жаль, что  он  был  так  занят организацией события, что  сам  на  сцену не  вышел. Зато другие звёзды «Новой драмы» «зажигали» целых четыре вечера.

Ансамбль спектакля «Мамаша Кураж». В  центре  — Елизавета Тарасова

Особо «звёздным» был, как  ни  странно, зрительный зал: на  юбилей съехались выпускники «Новой драмы», которые ныне работают в  разных городах, но  поклонникам театра очень памятны: Элла Чудинова, Алексей Богачук, Евгений Пеккер, кинорежиссёр Галина Красноборова, сериальная дива Катерина Шпица... К  сожалению, ей  не  удалось пробыть в  Перми на  протяжении всей юбилейной недели: съёмки позвали.

Зрители, которые активно посещали все  юбилейные события, стали свидетелями того, что  называется work-in-progress: этюды, лаборатории, наброски, которые потом — возможно, но  не  обязательно — перерастут в  полноценные спектакли. Завершилось всё премьерой «Мамаши Кураж» по  пьесе Бертольда Брехта, вполне полноценной, но  всё же  нуждающейся в  доработке. Публике был  предложен «полуфабрикат», но  этим-то и  ценны юбилейные вечера: редко когда удаётся со  стороны посмотреть на  театральный продукт в  середине его  изготовления.

Три  вечера из  четырёх стали бенефисом молодого режиссёра Дмитрия Огородникова. Пермским театралам он  известен прежде всего как  половина стендап-дуэта «Толстиков — Огородников», который так  украшает конкурсы театральных капустников. Между тем  дуэт ныне существует порознь: Сергей Толстиков продолжает работать в  «Новой драме», а  Дмитрий Огородников учится в  Санкт-Петербурге, однако, как  показала прошедшая неделя, охотно сотрудничает с  «альма-матер».

Валерий Усов  — Повар

Первый вечер состоял из  двух очень разных частей. В  первой Огородников представил перформанс на  темы «Пера Гюнта» Генрика Ибсена, дабы напомнить публике об  истоках «новой драмы», которая зародилась не  на  рубеже XX и  XXI веков, а  столетием раньше. Для  тех, кто  с  пьесой не  знаком (трудно себе представить, но  бывает и  такое), предварительно сюжет вкратце пересказали. И  очень правильно сделали, потому что  из  перформанса решительно невозможно было понять, что  вообще происходит. Зритель с  недоумением наблюдал за  серией «модных» штампов перформативного жанра, вроде рисования пальцем по  чёрной плёнке.

Во  втором отделении была показана единственная работа юбилейной серии, сделанная под  руководством Марины Оленёвой, — актёрская читка одноактной пьесы «Вдох — выдох». Драматург Юлия Тупикина использовала многократно обыгранный, но  по-прежнему актуальный сюжет о  «белой вороне» в  подростковой среде, и  использовала достойно, творчески, очень правдиво и  в  то  же  время деликатно. Жаль, что  участвовали в  читке первокурсники, которые занимаются у  Марины Оленёвой всего лишь полтора месяца. Слушая их  непоставленный говорок, натыкаясь на  откровенные актёрские штампы, слегка морщась от  того, насколько сильно актёры «не попадают» в  персонажей, зритель мог  оценить тот  путь, который предстоит пройти педагогам, чтобы превратить эти  сырые заготовки в  блестящих профессионалов, какими мы  знаем актёров «Новой драмы».

Этот профессионализм можно было в  полной мере оценить во  время третьего юбилейного вечера, когда молодые постановщики показали свои лабораторные работы — эскизы возможных спектаклей. Впрочем, первую из  показанных постановок эскизом не  назовёшь: Алексей Богачук вместе с  актёром «Новой драмы» Константином Жижиным показал в  Перми свою работу, сделанную в  московском Театре.doc,  — пересказ в  технологии скандинавского сторителлинга «Тараса Бульбы» Гоголя. Спектакль был  адресован школьникам, и  в  Перми на  него пригласили детей, которые ни  секунды не  пожалели об  этом вечере в  театре.

Поклонники «Новой драмы» знают Богачука как  очень талантливого актёра, которому одинаково даются и  юмор, и  лирика, и  пафос. За  годы работы в  Москве всё это  умножилось на  опыт общения с  публикой, который сделал артиста мастером интерактивного театра. В  пересказе «Тараса Бульбы» участвовал весь зал! Стараниями Богачука и  его  достойного партнёра в  зале воцарилась живая атмосфера настоящего народного эпоса, в  котором есть и  юмор, и  трагедия. Зрители, в  том  числе самые маленькие, получили порцию целебного смеха (его  было столько, что  пересчёт на  стаканы сметаны зашкаливал) и  очистительного сопереживания героям. Это  был  театр развлекательный, поучительный и  терапевтический.

Алексей Корсуков  — Офицер

Увы, второе отделение «лабораторного» вечера сильно уступало первому. Пьеса Владимира Зуева «Партия», выбранная для  постановки Дмитрием Огородниковым, — не  лучший образец «новой драмы». При  том, что  «фирменные» черты актуальной драматургии — органическое совмещение фантасмагории и  самой что  ни  на  есть низменной реальности — в  ней  присутствуют в  полной мере, смысл и  нерв её настолько неявны, что  возникает вопрос: а  зачем всё это? Про  что, грубо говоря? Может быть, Огородников просто не  справился с  материалом: ведь чем-то его  эта  пьеса тронула, надо было лишь объяснить зрителю  чем... Не  вышло.

Положение спас Евгений Пеккер, который в  третьем отделении вечера представил этюды по  двум из  четырёх миниатюр Вячеслава Дурненкова, объединённых в  пьесу «Три действия по  четырём картинам». Зритель снова увидел на  сцене блистательный дуэт Алексея Богачука и  Константина Жижина, и  на  сей  раз  жанр современной фантасмагории сработал на  славу. В  причудливых, полных парадоксальных диалогов мини-сюжетах возникала удивительная «химия» между актёрами, волшебное взаимодействие, которое наполняло сюжеты смыслом и  заставляло верить даже в  самые неправдоподобные события.

Завершилась череда юбилейных вечеров «Мамашей Кураж», которую Дмитрий Огородников поставил, используя лучшие силы «Новой драмы». В  заглавной партии выступила Елизавета Тарасова, тонкая, очень культурная актриса, которая так  украшает церемонии открытия и  закрытия кинофестиваля «Флаэртиана». Ей  повезло с  ролью, а  роли — с  исполнительницей: Лиза играет по-брехтовски броско и  в  то  же  время психологически достоверно. На  премьере она  по-настоящему плакала. Коллеги выступили достойно, особенное впечатление произвела Катрин в  исполнении красивой Марины Зверевой, которая компенсировала молчаливость своей героини активной танцевальной пластикой, причём без  кривляний и  пережимов.

Выбивался из  ансамбля лишь молодой Валерий Усов в  роли Повара: этому актёру ещё недостаёт уверенности, он  слишком суетится на  сцене — лишние движения, лишняя мимика, лишние словечки...

Словом, ансамбль неоднороден. Как  и  весь спектакль. Дмитрию Огородникову не  откажешь в  интересных режиссёрских решениях — так, для  раскрытия темы девичьих мечтаний Катрин он  использовал кино Голливуда: на  стену зала время от  времени проецируются кадры, в  которых мелькают Кларк Гейбл, Дина Дурбин, Микки Маус... Однако удачи остаются на  уровне отдельных решений и  не  создают спектакль целиком. Там, где  режиссёрской фантазии не  хватает, появляется стандартная фанерная кибитка, которую Мамаша Кураж натурально тащит по  сцене.

Молодой режиссёр как  будто не  может для  себя решить: во  что  мы  играем? В  экспрессионистский театр масок, столь органичный для  Брехта, или  всё же  в  классический психологический театр? В  результате возникает неловкость в  самые драматичные моменты: так, эпизоды гибели персонажей режиссёру откровенно не  удались, они  поставлены очень формально, так  что  и  финал пьесы оказывается слабым, смазанным.

Марине Оленёвой, которая намерена сохранить этот спектакль в  репертуаре, ещё предстоит его  «допаривать».

Что  удалось стопроцентно — так  это  поэтический вечер, показанный во  второй день юбилейных торжеств. Поэт и  знаток современной поэзии Иван Козлов отобрал тексты Владимира Никритина, Фёдора Сваровского, Владимира Навроцкого, Олега Пащенко, Юрия Шпилевого, Бориса Херсонского, Даниила Да, Даны Сидерос и  свои собственные, а  Елизавета Тарасова по-режиссёрски скомпоновала  их. Вместе с  коллегами Аллой Мезенцевой и  Алексеем Корсуковым, а  также с  автором Иваном Козловым они  читали стихи так  пронзительно и  в  то  же  время сдержанно, что  каждый зритель проникся красотой и  своеобразием этой очень современной поэзии.

Вечер был  выдержан в  хорошем темпе и  украшен стильным видео и  аккуратным, неперегруженным музыкальным рядом. Это  был  настоящий оммаж сетевым поэтам, талант которых не  требует изданий, тиражей и  литературных премий — им  вполне достаточно признания читающей публики. Это  по-настоящему народные поэты, которые владеют словом существенно лучше, чем  некоторые авторы многотомников — тоже современные, но  лишь по  времени жизни, не  по  духу, не  по  стилистике.

Из  этого вечера может получиться хороший поэтический спектакль, на  который непременно нужно идти — тексты и  исполнение достойны друг друга.

Таким получился юбилей «Новой драмы» — громко-тихим, популярным в  узком кругу знатоков, как  и  сам  театр. Несовершенным, неровным, ибо  Марина Оленёва отважно предложила высказаться начинающим коллегам и  не  побоялась предъявить это  высказывание публике, которая, несомненно, благодарна за  эту  редкую возможность увидеть живой, рабочий, непричёсанный театр.


Юлия Баталина редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Последние новости Пермского края по теме:
Непричёсанный театр

- Пермь
смотреть видео В Пермском театре юного зрителя прошла юбилейная неделя, которая была посвящена известной актрисе и режиссёру Татьяне Жарковой.
18:47 17.10.2017 Т7-Информ
Новая драма - Новый Компаньон
Непричёсанный театр - Пермь
Для театра, который начинал свою жизнь как «молодёжный», а до этого вообще был детской студией при Дворце пионеров, этот юбилей — солидная дата.
16:47 17.10.2017 Новый Компаньон
- Пермь
В Пермском ТЮЗе более шестисот человек - ребята, родители, педагоги - стали участниками праздника.
16:08 17.10.2017 PermNew.Ru
- Чайковский
В Чайковском театре драмы и комедии открылся 87-й театральный сезон. Шестого октября здесь прошла премьера спектакля «Это не мы такие веселые, это жизнь такая смешная».
10:08 17.10.2017 Администрация Чайковского
 
По теме
Новая драма - Т7-Информ смотреть видео Театр-лаборатория, театр-поиск, театр-новация - все это «Новая драма» - пермский камерный театр, который в эти дни отмечает юбилей - 15 лет.
13.10.2017
 
фарс - Новый Компаньон Уже как-то неловко повторять, что жанр моноспектакля для Перми — особенный и по-особенному любимый, и всё же для тех, кто не читал аналогичные обзоры за три последних года, повторим.
10.10.2017
Процесс - Т7-Информ смотреть видео В Театре-Театре запустили новый культурно-образовательный проект - «Процесс».
09.10.2017
 
В пермском театре кукол – премьера - Дневная Пермь «Туки-Луки» — пермский театр кукол представил вниманию зрителей премьеру — спектакль «Русалочка», поставленный по одной из самых известных и популярных сказок Ганса Христиана Андерсена.
08.10.2017
Вчера на заседании Совета глав муниципальных образований министр культуры Пермского края Вячеслав Торчинский рассказал о реализации проекта «Местный дом культуры» в следующем году.
25.09.2018
 
вторник 25 сентября 2018 - Администрация города Памятка о мерах безопасности при использовании бытового газа.  Бытовой газ в наших домах явление обычное.
25.09.2018 Администрация города
В библиотеке Горького пройдет открытая лекция по истории редкой книги - ПГПУ Всем, кто интересуется русской культурой и историей русской книжности, предлагаем посетить публичную лекцию Елены Александровны Емельяновой (старший научный сотрудник Российской государственной библиотеки, Москва),
25.09.2018 ПГПУ
Новая жизнь местных домов культуры: в Пермском крае активно реализуют одноименный проект - Администрация губернатора На заседании Совета глав муниципальных образований края одной из тем стало обсуждение реализации на территории Пермского края федерального проекта «Местный дом культуры».
25.09.2018 Администрация губернатора
После восьмилетнего перерыва в Чернушке прошёл фестиваль авторской песни «Золотая пора».
22.09.2018 Маяк Приуралья
Фальцевая кровля в косую шашечку отливает медью, в золотом куполе отражается солнце, многократно усиливая его сияние.
22.09.2018 Маяк Приуралья
С юбилеем! - Федерация футбола Сегодня свой юбилейный День рождения встречают члены Исполнительного комитета РОО "Федерация футбола Пермского края" Олег Юрьевич Новоселов и Николай Викторович Орел Руководство Федерации футбола,
25.09.2018 Федерация футбола
Руководство и коллектив МЧС Прикамья поздравляет Пермскую краевую службу спасения с победой! - МЧС России по Пермскому краю С 17 по 21 сентября 2018 года в Костромской области прошли XVII открытые региональные соревнования и сертифицированные испытания поисково-спасательных кинологических расчётов субъектов Российской Федерации Центрального и
25.09.2018 МЧС России по Пермскому краю
Чернушинские легкоатлеты заняли третье командное место по кроссу на краевых сельских «Спортивных играх – 2018».
22.09.2018 Маяк Приуралья
Первые участники массового забега  уже преодолели поляну и скрылись за поворотом, а со старта плотной колонной продолжают отправляться на дистанцию любители бега в возрасте от 10 до 17 лет.
22.09.2018 Маяк Приуралья
Валя Ромахина стала легендой нынешней «Зарницы Поволжья»! Чернушинская спортсменка выполнила 100 отжиманий.
22.09.2018 Маяк Приуралья
Как использовать пустующие земельные участки законно В Управление Росреестра по Пермскому краю часто поступают вопросы от жителей Прикамья, ответы на которые могут быть полезны и интересны для широкой аудитории: граждан,
25.09.2018 Администрация г.Краснокамск
Сотрудники ГИБДД Кунгура устанавливают обстоятельства ДТП с участием мотоциклиста   22.09.2018г.
25.09.2018 Администрация города
Сотрудники ГИБДД Кунгура устанавливают обстоятельства ДТП с участием мотоциклиста   22.09.2018г.
25.09.2018 Администрация города