О мечте и трезвом расчёте

Фото: www.newsko.ru

Наверняка возможен вопрос простодушного посетителя музея: «Что это  за  художник?» Вовсе не  художник, а  авиаконструктор. При  чём же  здесь галерея?

В главном зале можно увидеть шедевры соцреализма — картины Юона, Дейнеки и Герасимова
Фото:  Константин Долгановский

Ну, во-первых, 100-летие со  дня  рождения генерального конструктора ОКБ-19 (ныне  — АО  «Авиадвигатель») отмечается в  Перми шире, чем  аналогичный юбилей Октябрьской революции, эта  выставка  — уже  пятая на  эту  тему. Во-вторых, проект дал  галерее возможность показать отличные работы советского периода, обычно несправедливо погребённые в  запасниках. В-третьих, по  замыслу куратора Ольги Сафрошенко, инженерное и  конструкторское творчество  — тоже творчество, и  визуальное сходство авиационных чертежей и  конструктивистской графики ХХ  века не  случайно, что  отражено в  экспозиции.

Уже  в  первом зале очевиден резонанс между выложенными в  центре на  столе чертежами, висящими на  стене абстрактными минималистическими гравюрами Александра Родченко и  подвешенной под  потолком инсталляцией современной пермской художницы Любови Шмыковой, которая называется так  же, как  вся  выставка,  — «Вначале было небо». Во  всех трёх экспонатах чувствуется единая логика линии, созданной по  правилам какой-то математически сложной кривизны  — внешне простая, она  подчиняется каким-то высоким законам.

В  целом экспозиция выстроена в  хронологическом порядке, в  котором параллельно идут биография Павла Соловьёва и  история развития авиации. Авиация  — не  попытки «летунов» сигать с  колоколен на  крыльях, а  настоящий управляемый полёт  — ведёт свою историю с  1903 года, с  полёта братьев Райт. Соловьёв же  родился в  1917-м, и  его  юность пришлась на  период массового увлечения авиацией. Об  этом говорит второй зал  выставки, самый большой, где  собраны замечательные работы Константина Юона, Александра Дейнеки и  других советских классиков, в  том  числе практически иконный для  соцреализма портрет лётчиц  — Героев Советского Союза Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и  Марины Расковой.

Фото:  Константин Долгановский

Общенародная любовь к  небу, жажда подвига, подспудная готовность к  войне, которая витала в  воздухе конца 1930-х годов, видны и  в  замечательных образцах графики того времени, и  в  редких плакатах, сохранившихся в  запасниках галереи:

Мы  смерть врагу несём своим полётом  — Даёшь моторы самолётам!

Особая страница выставки посвящена основанию завода №19, позже  — завода  им. Сталина, ещё позже  —  им. Свердлова, который дал  начало всему «кусту» пермских авиакосмических предприятий, от  «Авиадвигателя» до  «Протона». Редкая видеохроника, предоставленная музеем предприятия «Пермские моторы», рассказывает о  поездке первых руководителей завода в  США, откуда привезли чертежи первых авиамоторов. Моторы надо было делать быстро, война уже  была близкой неизбежностью. Трудно себе представить, как  это  удалось, но  за  годы Великой Отечественной войны пермский завод №19 выпустил 31  тыс. поршневых авиамоторов, основанных на  американской лицензии. Пермские моторы М-11 устанавливались на  главные военные самолёты  — легендарные У-2 (они  же  По-2). Можно сказать, уже  тогда Пермь определяла боеспособность отечественной авиации. Самолёты, которые летали на  пермских моторах, запечатлел в  своих блестящих карандашных набросках легендарный график Анатолий Яр-Кравченко. Его  большая военная серия оказалась на  выставке благодаря его  дочери, живущей в  Перми художнице Наталье Талавире.

Вскоре после войны наступил переломный момент в  биографии Павла Соловьёва: умер генеральный конструктор Аркадий Швецов, и  в  возрасте 31  года Соловьёв возглавил ведущее конструкторское бюро в  авиационной сфере России. Вслед за  этим случился другой переломный момент, уже  в  истории пермского моторостроения: Соловьёв сделал решительный выбор в  пользу разработки двухконтурного газотурбинного двигателя. Это  направление работы выглядело самым перспективным (что  доказали последующие события), но  в  Перми не  было наработок в  этой сфере, другие КБ  Советского Союза опережали пермские лет  на  шесть—восемь. Тем  не  менее дальнейшее совершенствование поршневых моторов было очевидно бесперспективным, и  Соловьёв пошёл на  риск, взяв на  вооружение двухконтурный мотор, разработанный Архипом Люлькой.

Фото:  Константин Долгановский

Сам  Архип Люлька не  верил в  то, что  его  конструкторская фантазия годится к  практическому применению. Однако Соловьёв понимал конструкторскую деятельность как  творческий компромисс между мечтой и  физикой, и  вся  выставка по  замыслу кураторов рассказывает о  том, как  это  ему  удавалось. Удался и  двухконтурный двигатель, точнее, целая серия. Первый из  них  — Д-20П  — устанавливался на  самолёт Ту-124 и  на  Ми-6  — главный транспортный вертолёт Советского Союза, который комплектовался пермскими моторами на  протяжении 20  с  лишним лет  и  с  мотором Д-25В установил 16  мировых рекордов: и  по  скорости, и  по  дальности, и  по  грузоподъёмности.

Настроение того времени передаёт графика 1950—1960-х годов, сюжеты которой  — освоение Севера и  Сибири, мечты о  космосе… В  общем, «только самолётом можно долететь».

В  1970-е годы руководителям предприятий напрочь закрытой Перми разрешили командировки на  Запад. В  экспозиции есть прекрасное фото 1972 года, где  Павел Соловьёв запечатлён на  авиасалоне в  Ле  Бурже  — стильный, немного даже вальяжный, чувствующий себя вполне в  своей тарелке. «Западный» стиль в  экспозицию привносят и  авангардистская графика и  коллажи художника-эмигранта, «русского англичанина» Кирилла Соколова, который неоднократно бывал в  Перми и  подарил Пермской галерее большую коллекцию своих работ.

Последние залы выставки особенно богаты оригинальными и  яркими живописными работами. Здесь и  большой натюрморт Рашида Ясаева «Авиация», полный неожиданных деталей; и  «Аэропорт» Евгения Милькова  — иронично-лиричное высказывание о  вечном ожидании счастья; и  работа основателя сквота «Дом грузчика» Алексея Щигалева «Поверхностное натяжение», написанная поверх старых чертежей; и  графические серии Константина Батынкова  — «Конверты» и  «Мама, я  лётчика люблю», которые с  постмодернистской иронией, снижающей неизбежный пафос, напоминают о  том, что  авиация  — это  всегда романтика и  всегда немного подвиг, даже тогда, когда она  стала обыденностью и  повседневностью.

Информационные же  материалы, посвящённые 1970—1990-м годам, рассказывают о  том, что  пермский мотор ПС-90А, названный в  честь Павла Соловьёва, устанавливается на  президентском самолёте, а  также о  том, что  суперистребитель МиГ-31 летает с  пермским мотором, так  что  пермские авиамоторные предприятия, как  и  в  годы войны, обеспечивают оборонную мощь российской авиации.

Завершается этот историко-художественный экскурс большим экраном, на  который выводится «флайт радар»  — компьютерная программа, отслеживающая самолёты в  реальном времени. Сколько их  летает над  европейской частью России!

Ольга Сафрошенко постаралась выстроить выставку в  виде напряжённого диалога между искусством и  фактами, каждый раз  находя между ними компромисс, как  Соловьёв находил компромисс между мечтой и  физикой. В  оформлении экспозиции использованы контрастные цвета: синий  — цвет неба, любимых Соловьёвым рек  и  конструкторских «синек»  — и  оранжевый  — цвет тревоги в  авиации. Правда, без  объяснений эту  семантику разглядеть трудно, и  раскраска выставки выглядит как  пример удачного промышленного дизайна, перенесённого в  музей.


Юлия Баталина редактор отдела культуры ИД «Компаньон»
 
По теме
 
Учащиеся пермского лицея ощутили себя ярыми рокерами - PermNew.Ru 24 июня в Перми прошли видеосъемки клипа для выпускного вечера ребят лицея номер 1. Видеоролик нужен для открытия первой в истории лицея премии LY (лицеист года), которая состоится 29 июня в ПДНТ «Губерния» на выпускном вечере.
25.06.2018
В цехе завода имени Шпагина в Перми состоялся симфонический концерт - Business Class В выходные на заводе имени Шпагина (Пермский мотовозоремонтный завод «Ремпутьмаш») Фестивальный оркестр под руководством художественного руководителя Пермского оперного театра Теодора Курентзиса представил Четвертую симф
25.06.2018
 
Подростки из Осинского района осуждены за грабеж - Следственный комитет Собранные Осинским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета РФ по Пермскому краю доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора троим несовершеннолетним жителям
25.06.2018 Следственный комитет
Сообщи о нарушениях миграционного законодательства 28 июня 2018 года с 9.00 до 18.00 часов Кунгурская городская прокуратура проводит «горячую линию» по выявлению нарушений законодательства в сфере миграции.
22.06.2018 Газета Новости Кунгурского края
В цехе завода имени Шпагина в Перми состоялся симфонический концерт - Business Class В выходные на заводе имени Шпагина (Пермский мотовозоремонтный завод «Ремпутьмаш») Фестивальный оркестр под руководством художественного руководителя Пермского оперного театра Теодора Курентзиса представил Четвертую симф
25.06.2018 Business Class
Социальные участковые, главная задача которых индивидуальное сопровождение семей с детьми и пожилых людей, теперь есть в каждом муниципальном районе Пермского края.
22.06.2018 Газета Новости Кунгурского края
Фото: Виталий Кокшаров - Администрация города Перми Фото: Виталий Кокшаров В открытии фестиваля приняла участие прославленная спортсменка – трёхкратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию Ирина Роднина.
25.06.2018 Администрация города Перми
В субботу, 16 июня, на футбольном и волейбольном полях м/р Солнечный состоялся спортивный конкурс среди ТОСов и советов микрорайонов.
22.06.2018 Газета Новый день
16 июня на межшкольном стадионе СОШ № 1 г. Верещагино прошел отборочный тур краевой спартакиады «Волшебный мяч» среди несовершеннолетних,
22.06.2018 Газета Новый день
Фото: Виталий Кокшаров - Администрация города Перми Фото: Виталий Кокшаров В Пермском военном институте войск национальной гвардии Российской Федерации состоялось торжественное мероприятие, посвященное выпуску офицеров.
25.06.2018 Администрация города Перми
Фото: Дмитрий Трепезаев - Администрация города Перми Фото: Дмитрий Трепезаев В рамках общегородского движения «Добровольцы природы» завод «Машиностроитель» очистил устье реки Язовой, где она впадает в реку Кама.
25.06.2018 Администрация города Перми