О мечте и трезвом расчёте

Фото: www.newsko.ru

Наверняка возможен вопрос простодушного посетителя музея: «Что это  за  художник?» Вовсе не  художник, а  авиаконструктор. При  чём же  здесь галерея?

В главном зале можно увидеть шедевры соцреализма — картины Юона, Дейнеки и Герасимова
Фото:  Константин Долгановский

Ну, во-первых, 100-летие со  дня  рождения генерального конструктора ОКБ-19 (ныне  — АО  «Авиадвигатель») отмечается в  Перми шире, чем  аналогичный юбилей Октябрьской революции, эта  выставка  — уже  пятая на  эту  тему. Во-вторых, проект дал  галерее возможность показать отличные работы советского периода, обычно несправедливо погребённые в  запасниках. В-третьих, по  замыслу куратора Ольги Сафрошенко, инженерное и  конструкторское творчество  — тоже творчество, и  визуальное сходство авиационных чертежей и  конструктивистской графики ХХ  века не  случайно, что  отражено в  экспозиции.

Уже  в  первом зале очевиден резонанс между выложенными в  центре на  столе чертежами, висящими на  стене абстрактными минималистическими гравюрами Александра Родченко и  подвешенной под  потолком инсталляцией современной пермской художницы Любови Шмыковой, которая называется так  же, как  вся  выставка,  — «Вначале было небо». Во  всех трёх экспонатах чувствуется единая логика линии, созданной по  правилам какой-то математически сложной кривизны  — внешне простая, она  подчиняется каким-то высоким законам.

В  целом экспозиция выстроена в  хронологическом порядке, в  котором параллельно идут биография Павла Соловьёва и  история развития авиации. Авиация  — не  попытки «летунов» сигать с  колоколен на  крыльях, а  настоящий управляемый полёт  — ведёт свою историю с  1903 года, с  полёта братьев Райт. Соловьёв же  родился в  1917-м, и  его  юность пришлась на  период массового увлечения авиацией. Об  этом говорит второй зал  выставки, самый большой, где  собраны замечательные работы Константина Юона, Александра Дейнеки и  других советских классиков, в  том  числе практически иконный для  соцреализма портрет лётчиц  — Героев Советского Союза Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и  Марины Расковой.

Фото:  Константин Долгановский

Общенародная любовь к  небу, жажда подвига, подспудная готовность к  войне, которая витала в  воздухе конца 1930-х годов, видны и  в  замечательных образцах графики того времени, и  в  редких плакатах, сохранившихся в  запасниках галереи:

Мы  смерть врагу несём своим полётом  — Даёшь моторы самолётам!

Особая страница выставки посвящена основанию завода №19, позже  — завода  им. Сталина, ещё позже  —  им. Свердлова, который дал  начало всему «кусту» пермских авиакосмических предприятий, от  «Авиадвигателя» до  «Протона». Редкая видеохроника, предоставленная музеем предприятия «Пермские моторы», рассказывает о  поездке первых руководителей завода в  США, откуда привезли чертежи первых авиамоторов. Моторы надо было делать быстро, война уже  была близкой неизбежностью. Трудно себе представить, как  это  удалось, но  за  годы Великой Отечественной войны пермский завод №19 выпустил 31  тыс. поршневых авиамоторов, основанных на  американской лицензии. Пермские моторы М-11 устанавливались на  главные военные самолёты  — легендарные У-2 (они  же  По-2). Можно сказать, уже  тогда Пермь определяла боеспособность отечественной авиации. Самолёты, которые летали на  пермских моторах, запечатлел в  своих блестящих карандашных набросках легендарный график Анатолий Яр-Кравченко. Его  большая военная серия оказалась на  выставке благодаря его  дочери, живущей в  Перми художнице Наталье Талавире.

Вскоре после войны наступил переломный момент в  биографии Павла Соловьёва: умер генеральный конструктор Аркадий Швецов, и  в  возрасте 31  года Соловьёв возглавил ведущее конструкторское бюро в  авиационной сфере России. Вслед за  этим случился другой переломный момент, уже  в  истории пермского моторостроения: Соловьёв сделал решительный выбор в  пользу разработки двухконтурного газотурбинного двигателя. Это  направление работы выглядело самым перспективным (что  доказали последующие события), но  в  Перми не  было наработок в  этой сфере, другие КБ  Советского Союза опережали пермские лет  на  шесть—восемь. Тем  не  менее дальнейшее совершенствование поршневых моторов было очевидно бесперспективным, и  Соловьёв пошёл на  риск, взяв на  вооружение двухконтурный мотор, разработанный Архипом Люлькой.

Фото:  Константин Долгановский

Сам  Архип Люлька не  верил в  то, что  его  конструкторская фантазия годится к  практическому применению. Однако Соловьёв понимал конструкторскую деятельность как  творческий компромисс между мечтой и  физикой, и  вся  выставка по  замыслу кураторов рассказывает о  том, как  это  ему  удавалось. Удался и  двухконтурный двигатель, точнее, целая серия. Первый из  них  — Д-20П  — устанавливался на  самолёт Ту-124 и  на  Ми-6  — главный транспортный вертолёт Советского Союза, который комплектовался пермскими моторами на  протяжении 20  с  лишним лет  и  с  мотором Д-25В установил 16  мировых рекордов: и  по  скорости, и  по  дальности, и  по  грузоподъёмности.

Настроение того времени передаёт графика 1950—1960-х годов, сюжеты которой  — освоение Севера и  Сибири, мечты о  космосе… В  общем, «только самолётом можно долететь».

В  1970-е годы руководителям предприятий напрочь закрытой Перми разрешили командировки на  Запад. В  экспозиции есть прекрасное фото 1972 года, где  Павел Соловьёв запечатлён на  авиасалоне в  Ле  Бурже  — стильный, немного даже вальяжный, чувствующий себя вполне в  своей тарелке. «Западный» стиль в  экспозицию привносят и  авангардистская графика и  коллажи художника-эмигранта, «русского англичанина» Кирилла Соколова, который неоднократно бывал в  Перми и  подарил Пермской галерее большую коллекцию своих работ.

Последние залы выставки особенно богаты оригинальными и  яркими живописными работами. Здесь и  большой натюрморт Рашида Ясаева «Авиация», полный неожиданных деталей; и  «Аэропорт» Евгения Милькова  — иронично-лиричное высказывание о  вечном ожидании счастья; и  работа основателя сквота «Дом грузчика» Алексея Щигалева «Поверхностное натяжение», написанная поверх старых чертежей; и  графические серии Константина Батынкова  — «Конверты» и  «Мама, я  лётчика люблю», которые с  постмодернистской иронией, снижающей неизбежный пафос, напоминают о  том, что  авиация  — это  всегда романтика и  всегда немного подвиг, даже тогда, когда она  стала обыденностью и  повседневностью.

Информационные же  материалы, посвящённые 1970—1990-м годам, рассказывают о  том, что  пермский мотор ПС-90А, названный в  честь Павла Соловьёва, устанавливается на  президентском самолёте, а  также о  том, что  суперистребитель МиГ-31 летает с  пермским мотором, так  что  пермские авиамоторные предприятия, как  и  в  годы войны, обеспечивают оборонную мощь российской авиации.

Завершается этот историко-художественный экскурс большим экраном, на  который выводится «флайт радар»  — компьютерная программа, отслеживающая самолёты в  реальном времени. Сколько их  летает над  европейской частью России!

Ольга Сафрошенко постаралась выстроить выставку в  виде напряжённого диалога между искусством и  фактами, каждый раз  находя между ними компромисс, как  Соловьёв находил компромисс между мечтой и  физикой. В  оформлении экспозиции использованы контрастные цвета: синий  — цвет неба, любимых Соловьёвым рек  и  конструкторских «синек»  — и  оранжевый  — цвет тревоги в  авиации. Правда, без  объяснений эту  семантику разглядеть трудно, и  раскраска выставки выглядит как  пример удачного промышленного дизайна, перенесённого в  музей.


Юлия Баталина редактор отдела культуры ИД «Компаньон»
 
По теме
Ура! «Золотая пора»! - Маяк Приуралья После восьмилетнего перерыва в Чернушке прошёл фестиваль авторской песни «Золотая пора».
22.09.2018
Фотографии на память - Маяк Приуралья Фальцевая кровля в косую шашечку отливает медью, в золотом куполе отражается солнце, многократно усиливая его сияние.
22.09.2018
 
Депутаты посетили городской музей - Березниковская городская Дума Депутаты городской Думы посетили историко-художественный музей. Они оценили не только музейные экспозиции, но и открытую в прошлом году реставрационную мастерскую, а также новое помещение для музейных фондов.
22.09.2018
«БИБЛИОКАРАВАН» ДОБРАЛСЯ ДО КУНГУРА. - Администрация города НОВЫЕ ЭКСКУРСИОННЫЕ МАРШРУТЫ ДОСТУПНЫЕ ВСЕМ ПРЕДСТАВИЛИ КУНГУРСКИЕ БИБЛИОТЕКАРИ НА ФОРУМЕ "БИБЛИОКАРАВАН"       Главная тема Форума "БИБЛИОКАРАВАН-2018" : «Роль библиотек в развитии туристических ресурсов территории».
22.09.2018
 
Фотографии на память - Маяк Приуралья Фальцевая кровля в косую шашечку отливает медью, в золотом куполе отражается солнце, многократно усиливая его сияние.
22.09.2018 Маяк Приуралья
Ура! «Золотая пора»! - Маяк Приуралья После восьмилетнего перерыва в Чернушке прошёл фестиваль авторской песни «Золотая пора».
22.09.2018 Маяк Приуралья
Потеряв промышленность, в поселке делают ставку на культуры и историю Автор: Елена Сарманова На перекрестке судьбы поселок Всеволодо-Вильва оказался в середине 2000-х годов, когда химический завод «Метил»,
21.09.2018 Business Class
Выступаем на уровне! - Маяк Приуралья Чернушинские легкоатлеты заняли третье командное место по кроссу на краевых сельских «Спортивных играх – 2018».
22.09.2018 Маяк Приуралья
Первые участники массового забега  уже преодолели поляну и скрылись за поворотом, а со старта плотной колонной продолжают отправляться на дистанцию любители бега в возрасте от 10 до 17 лет.
22.09.2018 Маяк Приуралья
Валя Ромахина стала легендой нынешней «Зарницы Поволжья»! Чернушинская спортсменка выполнила 100 отжиманий.
22.09.2018 Маяк Приуралья
На заседаниях постоянных комиссий в августе в рамках раздела «Разное» депутаты городской Думы обсудили подготовку города к зиме, а также  восстановление освещения и ремонт дорог в частном секторе.
22.09.2018 Березниковская городская Дума