В Пермском районе на склоне Гляденовской горы близ реки Нижней Мулянки расположено святое место. Его каждую неделю посещают сотни паломников, чтобы поклониться кресту возле заваленной пещеры, помолиться в маленькой часовенке и окунуться в купель с водой, которой приписывают чудодейственную силу. Место это -святой источник Трифона Вятского.
Уже шестой год здесь работает волонтерский лагерь — проект группы компаний «ЛУКОЙЛ» в Пермском крае с участием Пермской епархии. Каждое лето ребята-волонтеры по месяцу живут возле источника и трудятся над обустройством этого места. За это время были построены большой двухэтажный архондарик (гостиница для паломников), часовня и купель для омовений в воде из святого источника. Волонтеры продолжают чистить лес, делать деревянные дорожки и лесенки, чтобы паломникам было удобней спускаться по крутому склону.
— Узнал от друга об этом лагере и захотел стать волонтером, — рассказал Алексей Соснин, сотрудник компании. — В этом году стал участником проекта. За эту неделю мы обновили лестницу, поставили новый мостик к источнику, прибрали территорию, скосили всю траву и помыли часовню. В свободное время играем всей нашей большой компанией, поем под гитару у костра. Всё нравится, в следующем году собираюсь вновь вызваться сюда добровольцем.
За три недели работы волонтёрского лагеря планируется завершить обустройство лестничного спуска с Гляденовской горы к источнику, расчистить его территорию от упавших деревьев и кустарников. Также в планах — открыть для посетителей пещеру преподобного Трифона. Сейчас на месте входа лишь углубление в склоне горы, возле которого установлен металлический крест. Разобрать завалы и укрепить свод пещеры — затратное и технологически сложное мероприятие, в котором должны быть задействованы геологи, спелеологи и инженеры.
Легенда о боевом топоре и святом слове
Согласно преданию, раньше на месте источника Трифона было древнее языческое капище. Посредине капища росла огромная ель, поклониться которой приезжали остяки и вогулы отовсюду — от Камы до Печоры. К XVI веку капище стало известно и на Руси, к нему наведывались купцы из Вятки, Великого Устюга и даже Архангельска. Как-то раз два купца, один из Чердыни, другой из Соликамска, будучи не слишком прилежными христианами, решили тоже попросить у вогульского божества помощи в торговле.
Друзья добрались до капища на берегу Мулянки и принесли дереву-великану положенные жертвы. Но когда один из них отходил от жертвенника, то случайно сломал ветку священной ели. И тут же упал замертво. Второй купец в полном сокрушении сердца увез тело товарища домой, чтобы похоронить. Затем, раскаявшись в отступлении от православной веры, он пришел на исповедь к Трифону Вятскому, который в то время был насельником (членом братии) Соликамского монастыря. Преподобный успел прославиться как монах-подвижник, а все окрестные солевары приходили к нему просить освятить скважины, после чего рассол в них долго не заканчивался.
Трифон выслушал купца, принял его покаяние, но сам возмутился, что языческие места еще существуют. Он попросил купца изготовить ему ратную секиру из хорошего железа, собрался в дорогу и поплыл по Каме до устья Нижней Мулянки, где сейчас стоит Свято-Троицкий храм. По легенде в этот момент ангелы подхватили лодку подвижника и протащили против течения до самого капища. В языческом святилище и вокруг него было очень много народу, одних только жрецов больше трехсот, а новые паломники постоянно приходили и уходили, так что никто просто не обратил внимание на прибытие монаха.
Преподобный поселился в пещере неподалеку и сорок дней и ночей постился, не употребляя ничего, кроме воды из ручья, и молил Господа, чтобы тот даровал ему силы сокрушить капище. Затем взял подаренный купцом боевой топор и пошел рубить священную ель остяков. По преданию дерево было таким огромным, что потом на его пне могли развернуться сани, запряженные лошадью. Но Трифону удалось в одиночку быстро его срубить прямо на глазах ошеломленных таким святотатством остяков. Стоило гигантскому стволу упасть на землю, поднялся страшный ураган. Жрецы стали науськивать народ: «Мы же сейчас все умрем из-за этого человека, надо убить его, может тогда наш бог смилуется». Остяки кинулись было к Трифону, но тут преподобный, по-прежнему вооруженный силой Господа и топором, всех остановил, сказав: «Давайте так: если я помолюсь, и ураган утихнет, вы выслушаете мой рассказ о настоящем Боге. А если ураган продолжится — можете меня убивать, я сопротивляться не стану». Трифону дали помолиться, и ветер тут же утих, а из-за туч вышло солнце.
После этого преподобный стал рассказывать людям о Христе, и некоторые из жрецов, впечатленные увиденным и услышанным, стали первыми монахами обители, которую Трифон основал на месте капища. Сам святой подвижник прожил на Гляденовской горе два года, а затем пошел странствовать по пермской земле, сотворив ещё много подвигов и чудес.
Источник, из которого пил Трифон, готовясь к подвигу, и пещера, в которой он жил, стали считаться святыми местами, сюда стали стекаться православные паломники. Но в советские годы источник пришел в запустение, а пещеру в целях безопасности засыпали.
В XXI веке было решено восстановить источник святого Трифона. И не зря.
Целебная вода
Источник обладает чудодейственной силой, так что его посещают ради пользы не только душе, но и телу.
— Вода из источника при молитве святому Трифону очень помогает при болезнях глаз и ног, — рассказал настоятель Свято-Троицкого храма (с. Нижние Муллы) отец Александр. — Я сам был свидетелем многочисленных случаев исцеления. Каждый год к нам приезжают организованные группы паломников, обычно это люди, которым просто интересно побывать на каких-то святых местах. Как-то раз я с такой группой поднимался от источника. Тут меня догоняет женщина и говорит: «Батюшка-батюшка, я с вами хотела поделиться — у меня ноги не болят». Я отвечаю: «Ну и слава Богу». «Да вы не понимаете, батюшка, я же вообще практически не могла ходить, уж такие подъемы для меня нереальны. Я просто услышала, что вода из источника помогает, окунулась, и у меня прошли ноги». Причем человек по виду человек адекватный, но далекий от православия, и все же преподобный Трифон ей помог. Ещё был случай. У одного моего знакомого предпринимателя из Пермского района тоже были проблемы со здоровьем, поездил пару раз на источник, специально окунал ноги. По сей день у него ничего не болит.
После таких рекомендаций корреспонденты «НИВЫ» отправились посмотреть на тех, кто идет к источнику за здоровьем. Чтобы попасть к нему, надо ехать от Перми по шоссе Космонавтов в направлении Большого Савино. Немного не доезжая до аэропорта, по указателю «Источник св. Трифона» повернуть направо и ехать до следующего указателя, который направит по узкой грунтовке через поля до леса. Спуститься к самому источнику на машине не получится, в какой-то момент дорога превращается в тропинку с деревянными мостиками и скамеечками вдоль обочины.
По дороге к источнику нам повстречалась немолодая супружеская пара из Култаево. Владимир и Зоя только что побывали в гостях у святого Трифона вместе с тремя смуглыми внучатами. В отличие от бабушки с дедушкой ребята некрещёные, но с удовольствием окунулись в купель, предварительно по всем правилам перекрестившись.
— Частенько сюда приходим и помолиться, и отдохнуть, — говорит Владимир. — Место здесь хорошее, тихое. А вода, и правда, исцеляет. Я слесарь, такая работа дает большую нагрузку на зрение. С утра перед глазами висела какая-то муть, я умылся водой из источника, и, кажется, помогло.
— Кто верит, тому и помогает, — добавляет его супруга.
Святой источник встречает речной прохладой и шумом ручья. Куда-то подевались комары, нещадно терзавшие нас всю дорогу. А ещё здесь удивительно чисто, хотя столы и навесы, оставшиеся от лагеря волонтеров, вроде бы должны были провоцировать компании любителей отдыха на природе на разгульные посиделки. Пройдя под деревянной аркой с иконой святого Трифона, мы оказываемся у сруба колодца. Вода в нем проточная — набирается из источника, излишки текут по трубе дальше в купель, а из неё в реку. Здесь можно облиться из ведра или набрать целебную водицу в бутыли, но для лучшего эффекта следует искупаться. В полумраке купели крещусь на иконы и трижды, как на Крещенье, окунаюсь с головой. Уф, вода из подземного источника холодная, как в крещенской иордани, ноги почти тут же сводит. Зато подъем на обратном пути проходит гораздо легче спуска. И нывшая с утра левая нога перестала беспокоить.