Валерий Заровнянных создал передвижную фотовыставку
Передвижная фотовыставка, посвящённая пермской деревянной скульптуре в исторической и современной авторской фотографии, создана группой энтузиастов во главе с фотохудожником Валерием Заровнянных. Это собрание работ многих известных и неизвестных фотографов почти за 100 лет; знак восхищения, почтения, удивления Пермскими богами, Пермским краем и людьми, в нём живущими.
Карта экспедиций.pdf
История коллекции культовой деревянной скульптуры, собранной в Пермской государственной художественной галерее, уникальна и поучительна. Она началась с любознательности одного человека — Николая Николаевича Серебренникова. Свою книгу «Пермская деревянная скульптура», изданную в 1928 году, он начинает с «истории удивления» впервые увиденной в часовне села Ильинского скульптурой.
Было это в 1922 году. В то время этнограф и краевед Александр Константинович Сыропятов уже много лет занимался изучением истории и культуры Прикамья, собирал этнографические коллекции, а после революции стал руководителем музейного дела Пермской губернии. В 1922 году Сыропятов, только что назначенный первым директором Художественного музея, впоследствии ставшего Пермской государственной художественной галереей, пригласил Серебренникова работать в Перми, и уже на следующий год, в сентябре 1923-го, первая экспедиция за деревянными богами отправилась в Верхнекамье.
В течение четырёх лет экспедиции музея отправлялись в разные уголки губернии и привозили новые удивительные экспонаты. Первые 120 скульптур произвели ошеломляющее впечатление. Все знали, что изображение Христа было запрещено в православных храмах, но оказалось, что никакие указы Священного Синода не смогли запретить народу вырезать из дерева почитаемые образы. Часто неизвестные мастера делали их по «образу и подобию своему», поэтому так много узнаваемых этнических черт в ликах Христа, Николы Можайского, ангелов и предстоящих.
Многие исторические моменты путешествий Серебренникова запечатлены в фотографиях.
Нынче пермские фотографы и учёные захотели повторить экспедиционные маршруты первых собирателей и исследователей деревянной скульптуры Прикамья. На выставке «Пермские боги. Образ. Место. Время» представлены фотографии скульптур, а также храмов, сёл и городов, где они были обнаружены экспедициями Николая Серебренникова.
Современные пейзажи соседствуют с историческими фотографиями, сделанными неизвестными авторами. Эти пейзажи очень разные — не только потому, что между ними многие десятки лет, но и потому, что у каждого фотографа есть своё видение, своя манера, свой багаж знаний, который диктует «орфографию» авторского снимка.
Это относится не только к фотографиям места. Если внимательно посмотреть на представленные снимки скульптуры, то разница «в почерке» тоже очевидна. Снимать «художественно» — долго и тщательно, с постановкой света, хорошей профессиональной техникой — пермскую деревянную скульптуру стали сравнительно недавно, когда понадобились снимки для книги, вышедшей в 1985 году. Тогда, в 1980-х, в Пермь много раз приезжал московский фотохудожник Сергей Тартаковский.
В конце 1990-начале 2000-х годов скульптуру и места её происхождения активно снимал признанный пермский мастер Анатолий Долматов. В 2006-2007 годах «пермские боги» увлекли большого московского фотохудожника Михаила Каламкарова. Уже много лет деревянная скульптура вдохновляет Валерия Заровнянных, который фиксирует и всю жизнь галереи — от подготовки выставок до эмоций зрителей. Вместе с профессором Георгием Чагиным — историком, этнографом, крупнейшим знатоком Пермского края они проехали по местам экспедиций Николая Николаевича Серебренникова, которые стали для них «местами силы».
Выставка откроется в июне в посёлке Ильинский — центре культуры Пермского края-2014, потом отправится в Березники, Соликамск, Лысьву, Кудымкар… Лишь в конце года фотографии вернутся в Пермь, где будут показаны в Пермской государственной художественной галерее.
Facebook Twitter Вконтакте Google+