Плюс электрификация

Фото: www.newsko.ru

То, что  свет  — синоним всего прогрессивного и  позитивного, очевидно каждому, это, что  называется, общее место. Однако куратор Центра современного искусства «Гараж» Валентин Дьяконов, придумывая и  создавая в  музее PERMM выставку «На маяк. Форма и  политика света», отнёсся к  этому иначе. Тут  общих мест не  ищите — всё сложно.

Фото:  Константин Долгановский

По  словам арт-директора музея Наили Аллахвердиевой, изначально выставка задумывалась как  большой аттракцион, очень праздничный. Действительно, световые инсталляции  — жанр в  современном искусстве популярный, из  числа тех, что  пользуются успехом у  самых широких масс, чего не  скажешь о  многих других современных арт-феноменах. Однако порадовать посетителей беспримесной радостью не  удалось: множество обстоятельств объективного и  субъективного характера изменили первоначальную концепцию, от  которой остался один экспонат  — spacespeechspeed немецкого художника Миши Кубалля.

Валентин Дьяконов не  впервые курирует выставочный проект в  Перми. Пять лет  назад он  создал в  Пермской художественной галерее большую выставку «Философия общего дела» к  95-летию Октябрьской революции. Нынешний проект  — тоже к  юбилею Октября, более круглому. Дьяконов шутит, что  ещё через пять лет  ему  надо будет сделать выставку в  Пермском краеведческом музее, чтобы соблюсти эту  последовательность, ну, а  потом ведь есть ещё зоопарк, новый аэропорт  — везде можно делать выставки. У  «Философии общего дела» была толстая теоретическая подкладка: выставка была основана на  идеях Александра Богданова, романтика-социалиста, погибшего в  ходе эксперимента по  переливанию крови. Нынешняя выставка «На маяк» тоже основана на  революционных идеях ХХ  века, и  эрудиция куратора здесь сыграла сюжетообразующую роль.

Фото:  Константин Долгановский

Название выставке дала одноимённая книга Вирджинии Вульф, у  которой в  этом году тоже юбилей  — 90  лет  со  дня  первого издания. На  протяжении всего романа «На маяк» дети в  большой шотландской семье просятся отвезти их  на  виднеющийся вдалеке маяк, но  родителям то  некогда, то  погода плохая… Наконец, спустя много лет, когда половина семьи уже  погибла в  катаклизмах ХХ  века, отец везёт оставшихся детей на  маяк, но  почему-то их  эта  идея уже  совсем не  увлекает… И  всё же  постепенно поездка становится настоящей «сбычей мечт»: отец и  дети становятся ближе друг к  другу, маяк из  туманной мечты становится привлекательной реальностью и  даёт героям возможность как-то проявить себя, хотя бы  в  помощи смотрителю маяка.

Всё это  может рассматриваться как  большая метафора утопий ХХ  века, хотя Вирджинию Вульф такая трактовка, наверное, удивила  бы. Но  разве нет  здесь переклички с  утопическим коммунизмом, который казался таким привлекательным, а  затем вызвал массовое разочарование? Так  или  иначе, посетителю выставки придётся пройти через тотальное разрушение, через осознание телесности, обрести государственность… И  да, найти маяк.

Фото:  Константин Долгановский

Первый этаж музея, посвящённый свету как  разрушительному началу, почти весь занят тотальной инсталляцией группы «Агентство сингулярных исследований» «Парк Дистопия». На  столах, расставленных в  центре зала в  форме большой чёрной спирали, разложены чёрно-белые ксерокопии довольно плохого качества  — здесь есть графики, фотоснимки, старинные гравюры… Случайный, на  первый взгляд, подбор создаёт тревожный эмоциональный фон, а  тексты, размещённые тут  же, на  столах, поясняют, к  чему всё  это.

Оказывается, в  середине 1950-х годов на  Москву упал огромный метеорит. Учёные вовремя предсказали столкновение, и  спящих жителей города успели вывезти в  специально подготовленную бутафорскую копию столицы. На  месте же  подлинной, исторической Москвы сейчас находится огромный кратер (модель кратера  — ровно в  центре спирали) и  институт по  его  изучению. В  кратере множество загадочных феноменов: здесь время нарушает свою линейность и  т.  д. Поэтому «Агентство сингулярных исследований» в  современном коммерциализированном духе предлагает устроить там  парк аттракционов.

Фото:  Константин Долгановский

Историю о  снесённой Москве поддерживает телевизионный репортаж «с места событий» («У меня за  спиной  — край огромного кратера…») и  серия исторических фото Москвы 1920—1930-х годов из  коллекции Московского Мультимедиа Арт  Музея. Репортаж, понятно, фальшивый и  сделан так, как  делаются пропагандистские репортажи на  центральном телевидении. Так  и  видится какой-нибудь Леонтьев, стоящий на  опушке леса и  вещающий: «У меня за  спиной  — скрывающийся за  деревьями тренировочный лагерь ваххабитов…» И  вообще, вся  эта  история с  фальшивой Москвой  — изумительная сатира на  создание информационных симулякров. Действительно, разве Москва  — не  бутафорский город? Разве никто не  замечал, что  за  некоторыми её фасадами совсем нет  жизни, а?

А  вот  фото из  ММАМ  — настоящие, архивные, но  при  этом Москва на  них  — нереальная, волшебная, сказочная. Валентин Дьяконов подобрал фотографии электрификации Москвы, ведь выставка посвящена свету как  составной части социальной и  индустриальной революций, а  фотохудожники тех  лет  активно экспериментировали, стараясь эффектно запечатлеть едва появившуюся электрическую иллюминацию. Москва на  этих фото светит огромными глазами, превращается в  светящийся мираж и  ослепляет первыми неоновыми вывесками.

Фото:  Константин Долгановский

«Эффект разрушения» на  первом этаже был  бы  неполным, если бы  не  личное переживание этой темы пермской художницей Анной Андржиевской. Будучи выходцем из  семьи энергетиков, Анна создала драматичную инсталляцию о  судьбе затопленных во  время строительства Камской ГЭС  деревень. В  большом, заполненном водой аквариуме медленно разрушается маленькая белая деревенька из  глины (домики и  крошечных человечков приходится время от  времени менять на  новых), а  в  наушниках рядом можно послушать подлинные воспоминания переселённых жителей затопленных территорий, а  также строителей ГЭС, в  том  числе дедушки художницы.

Тема электрификации Прикамья оказалась личной для  нескольких участников проекта. Руководитель научного отдела музея PERMM Галина Янковская  — тоже из  семьи энергетиков. Она  сделала для  выставки подборку архивных документов и  фотографий. Порциями они  размещены на  всех трёх этажах музея  — это  очень важная фактическая «подкладка» под  причудливыми фантазиями художников.

Второй этаж посвящён телесному, плотскому началу. Здесь центральный экспонат  — тотальная инсталляция Виталия Комара и  Александра Меламида «Мавзолей», которая уже  выставлялась в  PERMM, но, как  оказалось, это  символическое произведение меняет смысл в  зависимости от  контекста. В  выставке, посвящённой электричеству, особое значение приобретает не  сама фигурка Мавзолея с  расставленными на  ней  бюстиками Ленина, а  развешенные по  периметру помещения фотоколлажи, где  фасад Мавзолея украшен светящимися надписями вроде «НЕВОСТРЕБОВАННЫЕ ПРАХИ».

Фото:  Константин Долгановский

На  этом же  этаже  — та  самая инсталляция Миши Кубалля, для  входа на  которую нужно постоять в  очереди. Три  проектора, два  зеркальных шара… А  эффект  — сногсшибательный!

Наконец, на  третьем этаже, посвящённом социуму и  государству, посетитель находит «тот самый» маяк  — это  известная работа Валерия Кошлякова из  запасников музея, модель маяка, который художник планировал установить возле Речного вокзала, когда музей ещё находился в  том  здании. Маяк, напоминающий работы конструктивистов, в  первую очередь Татлина, установлен ровно в  том  же  месте, где  на  втором этаже находится миниатюрный мавзолей Ленина, а  на  первом  — модель метеоритного кратера. Валентин Дьяконов утверждает, что  три  экспоната образуют не  просто ось, вокруг которой «вращается» выставка, но  и  энергетическую пирамиду, а  также модель структуры философского камня. Это  сложно воспринять серьёзно, но  нельзя забывать, что  свет играл в  алхимии огромную роль.

Кроме умозрительной «пирамиды» все  три  этажа объединяет работа пермского художника Петра Стабровского Frame. Это  просто три  диапроектора, освещающие фрагменты стен музея. Три  одинаковых световых прямоугольника на  трёх этажах музея выявляют совершенно разную фактуру стен. Свет  — он  всё проясняет.


Юлия Баталина редактор отдела культуры ИД «Компаньон»
 
По теме
свет - Т7-Информ смотреть видео В пермском музее современного искусства открывается новая выставка "На маяк: форма и политика света".
02.11.2017
 
 
Учащиеся пермского лицея ощутили себя ярыми рокерами - PermNew.Ru 24 июня в Перми прошли видеосъемки клипа для выпускного вечера ребят лицея номер 1. Видеоролик нужен для открытия первой в истории лицея премии LY (лицеист года), которая состоится 29 июня в ПДНТ «Губерния» на выпускном вечере.
25.06.2018
Подростки из Осинского района осуждены за грабеж - Следственный комитет Собранные Осинским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета РФ по Пермскому краю доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора троим несовершеннолетним жителям
25.06.2018 Следственный комитет
Сообщи о нарушениях миграционного законодательства 28 июня 2018 года с 9.00 до 18.00 часов Кунгурская городская прокуратура проводит «горячую линию» по выявлению нарушений законодательства в сфере миграции.
22.06.2018 Газета Новости Кунгурского края
В цехе завода имени Шпагина в Перми состоялся симфонический концерт - Business Class В выходные на заводе имени Шпагина (Пермский мотовозоремонтный завод «Ремпутьмаш») Фестивальный оркестр под руководством художественного руководителя Пермского оперного театра Теодора Курентзиса представил Четвертую симф
25.06.2018 Business Class
Социальные участковые, главная задача которых индивидуальное сопровождение семей с детьми и пожилых людей, теперь есть в каждом муниципальном районе Пермского края.
22.06.2018 Газета Новости Кунгурского края
Фото: Виталий Кокшаров - Администрация города Перми Фото: Виталий Кокшаров В открытии фестиваля приняла участие прославленная спортсменка – трёхкратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию Ирина Роднина.
25.06.2018 Администрация города Перми
В субботу, 16 июня, на футбольном и волейбольном полях м/р Солнечный состоялся спортивный конкурс среди ТОСов и советов микрорайонов.
22.06.2018 Газета Новый день
16 июня на межшкольном стадионе СОШ № 1 г. Верещагино прошел отборочный тур краевой спартакиады «Волшебный мяч» среди несовершеннолетних,
22.06.2018 Газета Новый день
Фото: Виталий Кокшаров - Администрация города Перми Фото: Виталий Кокшаров В Пермском военном институте войск национальной гвардии Российской Федерации состоялось торжественное мероприятие, посвященное выпуску офицеров.
25.06.2018 Администрация города Перми
Фото: Дмитрий Трепезаев - Администрация города Перми Фото: Дмитрий Трепезаев В рамках общегородского движения «Добровольцы природы» завод «Машиностроитель» очистил устье реки Язовой, где она впадает в реку Кама.
25.06.2018 Администрация города Перми