Полезная вертикаль


Нужны ли советы представительных органов в муниципальных районах?

На прошлой неделе Совет представительных органов муниципальных образований Пермского края, который функционирует при краевом Законодательном Собрании одиннадцатый год, провёл выездное заседание в Березовском районе. В нём приняли участие председатели районных Земских собраний и городских дум, краевые парламентарии, главы районов, а также депутаты представительных органов поселений.

Широкое представительство было связано с актуальностью заявленной темы. Ведь на заседании анализировалось то, как на местах исполняются рекомендации Совета представительных органов муниципальных образований. А также выявлялись проблемы, связанные с работой советов представительных органов муниципальных районов в части совершенствования нормативно-правовой базы поселений. При этом участники заседания пытались понять, какую помощь могут оказывать эти советы представительным органам поселений? Нужна ли вертикаль советов представительных органов, спускающаяся от регионального уровня до поселенческого? И чего от этой вертикали ждут сами муниципалитеты?

Площадка для консенсуса

Заседание Совета уже традиционно открывала принимающая сторона. Председатель Земского собрания Березовского района Павел Власов напомнил участникам, что ещё пять лет назад на одном из заседаний было принято решение рекомендовать представительным органам муниципальных районов создать аналогичные советы на местах. Ведь эффективная работа по созданию нормативно-правовой базы в муниципалитетах невозможна без вовлечения в неё депутатов сельских поселений. Должна быть вертикаль, которая бы позволила профессионально готовить нормативные акты, призванные обеспечить формирование единого правового пространства на территории муниципального района в частности и края в целом.

Отдельно Павел Анатольевич остановился на той работе, которую проводит совет представительных органов Березовского района. Так, в 2010 году в советы депутатов сельских поселений был направлен ряд важных и нужных материалов, рекомендуемых к принятию. Это "Положение о создании условий для обеспечения жителей сельских поселений услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания", "О контроле за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования местного значения" и некоторые другие. Также в поселения были направлены материалы с описанием алгоритма подготовки генеральных планов, методические рекомендации по осуществлению контрольных функций представительных органов местного самоуправления и примерное Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля. -

Здесь, естественно, возник вопрос: нужны ли поселениям рекомендации? И, как оказалось, нужны! Докладчик привёл пример, связанный с рекомендациями краевого совета о совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере муниципальной службы и кадров. Так, в конце 2009 года поселениям была оказана консультационная помощь в их доработке, разъяснены основные моменты. И через год совет представительных органов Березниковского района вернулся к этому вопросу. Как выяснилось, из 21 норматива, призванного регулировать вопросы прохождения муниципальной службы, в поселениях было принято 10 -12. То есть основа нормативно-правовой базы по этой теме была сформирована.

Результаты работы по прошлому году показывают, что рекомендации нашего совета исполнены отнюдь не на сто процентов, - подытоживал Павел Власов. - Но мы за таким показателем и не гнались. Выполнять наши рекомендации или нет - дело поселений...

Развернувшееся следом обсуждение доклада высветило ряд проблем. Так, Игорь Папков , первый заместитель председателя совета и зампред краевого Законодательного Собрания, ознакомившись с планом работы совета представительных органов Березовского района, не нашёл в нём самого основного - рекомендаций по разработке и принятию бюджетов поселений на 2011 год. Игоря Валентиновича интересовало, почему эта тема никак не представлена? На что Павел Власов ответил, что бюджетные проблемы решаются на рабочей группе.

Это, наверное, не совсем правильно, - дискутировал Игорь Папков . - Ведь бюджет - это деньги. А там, где начинают делить деньги, всегда возникают споры. Формирование бюджетов - самый спорный момент. И совет представительных органов района мог бы стать той самой переговорной площадкой для депутатов районного и поселенческого уровня, чтобы найти консенсус в распределении казённых средств...

Когда главы «бронзовеют»

Если Павел Власов продемонстрировал работу совета отдельно взятого муниципалитета, то следующий докладчик - Виктор Корюкин, заместитель начальника управления по взаимодействию с органами местного самоуправления аппарата краевого Законодательного Собрания - проанализировал работу всех советов представительных органов муниципальных районов Прикамья.

Он напомнил участникам заседания, что в 2005 году, когда в территории были направлены рекомендации по созданию советов представительных органов муниципальных районов, многие депутаты с мест посчитали, что такие органы не нужны. На предложение откликнулись лишь пять муниципалитетов. Как и всякая новая структура, советы двигались путём проб и ошибок. В каких-то моментах даже пытались брать на себя вопросы исполнительной власти. Но это быстро прошло. И сейчас в советах понимают, что основа их работы - это нормотворчество, формирование единой нормативно-правовой базы на территории района.

Надо сказать, что динамика появления советов всегда была положительной. В 2005 году - 5 районов, в 2006-м - 20 районов, в 2007-м - 24 района... А на сегодняшний день свои советы представительных органов созданы в 32 территориях. При этом Виктор Корюкин подчеркнул: мол, неоднократно слышал от председателей представительных органов поселенческого уровня, что они нуждаются в таком институте и видят в нём только пользу. Ведь советы на местах помогают поселениям не только методическими рекомендациями, но и проводят учёбу для поселенческих депутатов и сотрудников аппаратов, консультируют по юридическим и финансовым вопросам. А это немаловажно, поскольку в поселенческих бюджетах нет средств для найма профессиональных юристов и финансистов. Да и кадров таких в поселениях просто нет! Казалось бы, о пользе таких советов в последние годы говорилось немало. Однако в ряде территорий они до сих пор не созданы. Их нет в Горнозаводском, Кочёвском, Кунгурском, Кудымкарском, Осинском, Оханском, Сивинском, Чайковском, Юрлинском и Юсьвинском районах. Заметим, что из этих десяти "аутсайдеров" четыре территории - это районы Коми округа, которым ещё долго придётся дорабатывать нормативно-правовую базу, поскольку они сравнительно недавно были совсем другим субъектом Российской Федерации. А вот что касается остальных шести районов, то по их поводу развернулась целая дискуссия.

Ничего удивительного, - высказывался Игорь Папков . - Ведь смотрите, что получается. В Чайковском и Кунгурском районах главы работают недавно и ещё до конца не вошли в курс дела. А вот в Осинском, Оханском и Сивинском районах - руководители работают уже по два срока. Сказывается инерционность...

- Согласен, что в некоторых территориях советы ещё не созданы из-за смены глав, - дискутировал Виктор Корюкин. - А вот с другими территориями происходит что-то непонятное. Ведь и в Сивинском, и в Кунгурском, и в Чайковском районах советы представительных органов были когда-то созданы, реально работали. И эти районы были пионерами в данном направлении. Но почему-то сегодня полностью свернули эту работу...

Чесать, если чешется

Надо сказать, что вопрос о нужности или ненужности создания советов представительных органов на местах возникал во время заседание постоянно. И, к примеру, мнение Александра Захарова, заместителя председателя Земского собрания Пермского района, о том, что совет просто необходим тем районам, в которые входят десять поселений и больше, разделял едва ли не каждый. Ведь в противном случае в территории будет правовой хаос. Если не создать площадку по формированию единого правового поля, то невольно возникнут различные юридические коллизии и противоречия. Отдельные поселения будут запаздывать в создании собственной нормативной базы, что не лучшим образом скажется на исполнении ими своих полномочий.

Участникам заседания было доведено ещё одно преимущество советов районного уровня. Поскольку в работе совета принимают участие и глава района, и депутаты, и главы поселений, то есть возможность на этой площадке услышать разные, а порой и альтернативные мнения по той или иной актуальной проблеме. И более того, на этой площадке всегда можно договориться, прийти к какому-то компромиссному решению. Это тоже огромный плюс.

Однако прозвучало и мнение «против», что ещё раз подтвердило демократичность принципов работы Совета представительных органов муниципального образования Пермского края. Так, Владимир Журавлев, председатель Земского собрания Куединского района, заявил, что совет у него в районе есть, но он – «в резерве». И что если «приспичит», то этот орган заработает.

Это рабочий орган, его можно использовать, но только в некоторых случаях, - объяснял свою позицию Владимир Петрович. - И пока меня не убедят, что совет нужен, я так и буду работать в обычном режиме. Без совета. Не чешите пока не чешется. А то можно так расчесать, что ничем не замажешь...

Хотя шутку Владимира Журавлёва и оценили, но афоризм поправили. Мол, бывший премьер Виктор Черномырдин говорил по-другому: чешите, когда чешется. В то же время позиция председателя Земского собрания Куединского района вызвала довольно содержательные реплики. Юрий Уткин, заместитель председателя Пермской городской думы, предложил договориться об определении понятий. Мол, что такое совет? Это экспертная площадка по рассмотрению нормативно-правовых актов? Или это экспертная площадка, которая объединяет вышестоящий орган представительной власти с органами представительной власти в районах и поселениях?

Точку в дискуссии поставил председательствующий Игорь Папков . Он напомнил присутствующим, что когда председатель Законодательного Собрания Николай Девяткин выходил с инициативой создания совета, то он не собирался создавать вертикаль для «выстраивания» спикеров. Все советы представительных органов - это совещательные площадки для создания единого правового поля. И те руководители с мест, которые такие органы не создают, существенно обделяют в возможностях своих народных избранников.

Заметим, что этот тезис нашёл своё отражение в решении Совета представительных органов муниципальных образований Пермского края. Одним из пунктов десяти муниципальным районам рекомендовано создать свои советы представительных органов. И не просто создать «на бумаге», а организовать на их базе реальную нормотворческую работу.

Комментарии

Виктор Комаренко председатель земского собрания Лысьвенского района

Положительного в деятельности Совета представительных органов муниципальных образований Пермского края было много. Помню, у нас в начале муниципальной реформы остро стоял вопрос по сохранению библиотечной системы. Ведь в советское время была выстроена единая структура, у которой были своя вертикаль подчинённости и своя политика. Но когда библиотеки предписали передать на уровень поселений, то у них не стало координации, прекратился поток интеллектуальной информации. И сельские библиотекари остались, по сути, сами по себе, один на один со своими проблемами. Мы, обсудив эту ситуацию на совете, рекомендовали оставить централизацию. В нашем районе эта рекомендация выполнена. Мы сохранили библиотечную систему, единую структуру управления этими учреждениями. Это благо для поселений, поскольку библиотека на селе является общепризнанным форпостом знаний и культуры.

Сергей Аликин председатель земского собрания Карагайского района

В решениях Совета представительных органов я вижу только пользу. В своё время в районах и поселениях возникало очень много вопросов по муниципальной службе. Эту проблему мы обсудили на одном из заседаний совета. Его решением нам было рекомендовано принять ряд документов в рамках реализации федерального и краевого законов о муниципальной службе. И такую нормативно-правовую базу как на уровне района, так и на уровне поселения мы сформировали в отведённые сроки и в полном объёме. То есть упорядочили систему в вопросах муниципальной службы, начиная с самого понятия "муниципальная служба" и заканчивая вопросами денежного содержания муниципальных служащих и их пенсионного обеспечения. Таким образом напряжённость в муниципалитетах, связанная с отсутствием актуальной нормативно-правовой базы, была снята. Все спорные моменты урегулированы.

Александр Захаров заместитель председателя земского собрания Пермского района

Когда мы только-только подступались к реализации 131-го закона, а это были 2000-2003 годы, было чрезвычайно трудно работать. Программного обеспечения в виде «Консультанта» нет, взаимоотношение муниципалитетов в лице представительных органов слабое. И когда появилась идея создания Совета представительных органов муниципальных образований Пермского края, а её вдохновителем был Николай Девяткин , то это была правильная идея. Да, первоначально в совет вошло всего полтора десятка муниципалитетов. Да, тогда мы ещё не знали, чем будем заниматься. Да, мы ещё не думали, что поселения станут самостоятельными муниципалитетами и им потребуется разработка собственной нормативно-правовой базы. И все эти этапы мы прошли. Сегодня структура выглядит законченной: совет на уровне края, советы на уровне районов и подготовка «модельных» нормативных актов, рекомендаций для поселений.

Игорь Папков заместитель председателя краевого Законодательного Собрания

  - Считаю самой главной тему повышения бюджетной обеспеченности жителя в поселении. Проблема сегодня решается достаточно трудно, поскольку есть всегда два пути и оба требуют определённого реформирования в сознании. Во-первых, это оптимизация численности поселений. Мы вот обсуждали, сколько в Березовском районе их должно быть для нормальной финансовой обеспеченности полномочий. Выяснилось, что не более четырёх. А поселений - семь! Чтобы оптимизировать количество, нужно искать консенсус с элитами и населением. Площадкой для этого мог бы стать районный совет представительных органов. И, во-вторых, на территории региона необходимо развивать самообложение и снижать расходы на управленческий аппарат. У нас в регионе есть поселения, в которых до 70 процентов бюджета направляется на зарплаты административному аппарату. Это не есть хорошо.

Евгений Плотников, Звезда, №65 (31779)



Ещё новости о событии:

Нужны ли советы представительных органов в муниципальных районах?
14:26 15.06.2011 Законодательное Собрание - Пермь
Нужны ли советы представительных органов в муниципальных районах?
14:25 15.06.2011 Законодательное Собрание - Пермь
 
По теме
Согласно предъявленному обвинению старший госинспектор отдела выездных проверок налоговой инспекции, имея доступ к автоматизированной информационной системе налогообложения, где,
22 марта 2024 года  Лысьвенский городской суд провозгласил обвинительный приговор в отношении лысьвенца, признав его виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ и двух преступлений,
            Мотовилихинским районным судом города Перми рассмотрено уголовное дело в отношении ранее неоднократно судимого жителя Пермского края, совершившего два преступления,
28 марта, в рамках Года семьи в Музее любительского театра п. Ильинский состоялась торжественная церемония передачи символа 2024 года - огня семейного очага "Сердце России".
Пермяк совершил нападения на женщин в один вечер Павел Шатров Заключение под стражу Фото: Алексей БУЛАТОВ Вечером 23 марта в одном из общежитий Кировского района Перми разыгралась кровавая трагедия,
В Прикамье 70-летний мужчина, отсидевший в колонии 50 лет, убил нового знакомого в новогоднюю ночь Подписаться в Telegram В Перми 70-летний мужчина в очередной раз осужден за серьезное преступление.
Свердловский районный суд г. Перми рассмотрел уголовное дело в отношении мужчины, 1955 года рождения, за преступление предусмотренное по ч. 1 ст.
Сейчас мужчине 69 лет   Сергей Глорио Свердловский районный суд Перми приговорил 69-летнего пенсионера к 12 годам лишения свободы в исправительной колонии особого режима за убийство,
Смертельный обгон - Газета Огни Камы Летом прошлого года 29-летний мужчина, управляя автомобилем, стал виновником дорожно-транспортного происшествия, повлекшего по неосторожности смерть женщины-водителя и её пассажира.
Газета Огни Камы
Экскурсия в ГБУЗ ПК «ПССМП» - Базовый медколледж 25 марта наших первокурсников специальности «Лечебное дело» открытыми дверями встретила Пермская станция скорой медицинской помощи.
Базовый медколледж
Экскурсия в ГБУЗ ПК «ГКБ №1» - Базовый медколледж 14 марта студенты разных курсов Пермского базового медицинского колледжа посетили ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница № 1».
Базовый медколледж
Театр-Театр - Новый Компаньон Спектакли покажут театры из Новоуральского, Красноярска, Чебоксар и Санкт-Петербурга   Театр-Театр В Перми начались гастроли Новоуральского театра музыки.
Новый Компаньон