20 октября вступает в силу новый административный регламент для сотрудников ГИБДД ( приказ №664 ), который спровоцировал изрядную шумиху в СМИ. Мы решили разобраться, действительно ли инспекторов запретили снимать на видео и правда ли, что останавливать машину для проверки документов теперь можно где угодно.
Пост закончен
— В чем причина остановки? — любят вопрошать грамотные водители, когда их тормозит инспектор.
Так вот, раньше при остановке вне поста сотрудник ГИБДД не мог сослаться на необходимость проверки документов, теперь может. Но изменилось ли что-то по существу? Нет, считают наши эксперты.
Возможность для остановки вне стационарного поста у инспектора была и раньше, и любой мало-мальски подкованный сотрудник без труда соблюдал формальности регламента .
В новом регламенте, на первый взгляд, полномочия даже расширены, но по факту остановка для проверки документов все равно должна быть обоснованной.
— Требования к проверке документов только ужесточились: теперь хоть на стационарном посту, хоть вне его инспектору нужны для этого основания, которые перечислены в п. 106 нового регламента, — объясняет автоэксперт Юрий Панченко.
Не вдаваясь в подробности, причины можно разделить на три группы: выявление признаков нарушения ПДД, наличие ориентировок или проведение мероприятий.
Проще говоря, останавливать для проверки документов теперь можно, но поводы к остановке водителя, по сути, те же самые! Инспектору достаточно лишь заявить о выявлении признаков нарушения ПДД или сослаться на спецоперацию, и церемониальная часть будет закончена.
— К этому якобы запрету останавливать машины вне стационарных постов чаще всего апеллировали пьяные водители, пытаясь развалить дело, но я не помню, чтобы какой-то суд принял их аргументацию, даже если инспектор нарушил требования регламента, — объясняет автоюрист Лев Воропаев. — Поймите, суды крайне редко принимают во внимание упомянутый регламент при рассмотрении административных дел в отношении водителей, так как производство по ним регулируется Конституцией РФ, КоАП РФ, а порядок действий инспектора — в том числе и Указом президента РФ №711, законом «О полиции» и так далее. Тема с запретом проверки документов вне стационарных постов изначально раздута.
Тайные знакиА вот довольно любопытный аспект, обнаруженный автоэкспертом Юрием Панченко: в прежнем регламенте ст. 57 запрещала применять средства автоматической фиксации в местах установки временных знаков. Сейчас такой запрет из регламента исчез.
— С одной стороны, уполномоченному лицу нужно как-то подтвердить, что временный знак действительно был установлен в такое-то время на таком-то участке дороги, — комментирует Юрий Панченко. — С другой — можно предварительно получить подтверждение установки временного знака, например, у подрядной организации, которая выполняет ремонтные работы, и затем шлепать «автоматические» штрафы, даже если знак не установлен или установлен с нарушениями.
Временные знаки имеют желтый фон. Прежний регламент фото- и видеофиксаций нарушений в зоне их действия
Это может породить нехорошую практику, потому что временные знаки часто неуловимы, как счастье. Речь не только про намеренный подлог: временный знак может упасть из-за ветра, быть украден или закрыт строительной машиной, но доказать что-либо через несколько недель водителю удастся разве что при сохранении записи с видеорегистратора.
— При нарушениях, зафиксированных автоматикой, доказательство собственной невиновности лежит на водителе. Наличие или отсутствие временных знаков на соответствующем участке дороги в момент нарушения придется доказывать именно гражданину, а не инспектору, что, конечно, крайне проблематично, — считает Лев Воропаев.
Как снять инспектораЕще одной раздутой темой является якобы запрет снимать инспектора ГИБДД на видео. В прежней версии регламента формулировка была такой: «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись».
Подобное требование было введено с подачи высшего руководства ГИБДД после серии конфликтов между водителями и инспекторами ДПС, и мотив его понятен — сделать работу сотрудника ГИБДД прозрачной.
В ГИБДД хотят сделать работу инспекторов прозрачнее
— Снимать инспекторов ДПС по-прежнему можно. Право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом закреплено Конституцией. Из нового регламента его исключили, чтобы не дублировать. Нельзя производить видеосъемку и звукозапись лишь в служебных помещениях и в патрульных автомобилях. Запрет этот вполне обоснованный. К примеру, в машинах постоянно работает рация, из которой нередко звучит информация, предназначенная для служебного использования, — рассказала корреспонденту 72.ru начальник отделения пропаганды ГИБДД Тюменской области Анжела Борисова.
О «коммерческих» камерахВо многих регионах сложилась практика, когда комплексы видеофиксации нарушений не принадлежат ГИБДД. Их операторами и собственниками выступают специализированные компании, которые работают с ГИБДД в рамках закона о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве.
В новом административном регламенте подобный подход закрепили официально: пункт 76 разрешает использовать технические средства, принадлежащие в том числе общественным объединениям и организациям.
Кроме того, камеры должны удовлетворять недавно появившемуся ГОСТу , что актуально для комплексов, установленных после 1 июля 2017 года.
Теперь комплексы видеофиксации нарушений могут не принадлежать ГИБДД
Лучший способ для развода— Старый регламент при изъятии поддельного водительского удостоверения предусматривал выдачу водителю временного разрешения, — говорит Юрий Панченко. — В новом регламенте выдача временного разрешения не предусмотрена, а согласно пункту 7.11 выдается копия изъятого водительского удостоверения при наличии признаков его подделки. Но об изъятии документов говорится еще и в пункте 219, который сформулирован таким образом, что выдавать водителю копию прав не нужно, цитирую: в случае, если изымаются документы, за исключением изъятия водительского удостоверения, с них изготавливаются копии... На практике это открывает лазейку для такого развода: останавливают отдыхающего водителя где-нибудь под Краснодаром и говорят, что права имеют признаки подделки, в связи с чем они изымаются. А поскольку пункт 219 не требует предоставления заверенной копии, то будет проводиться экспертиза, а водитель никуда не поедет. И тут ему предлагают решить вопрос полюбовно.
Эксперт отмечает, что подобный развод возможен, но незаконен, потому что подделка документов образует состав не административного нарушения, о котором идет речь в пункте 219, а уголовного преступления, и в соответствии с УПК в этом случае предоставление копии обязательно, о чем и сказано в пункте 7.11.
— Но инспекторы могут на дурачка попугать водителя, что он вдали от дома останется без водительского удостоверения, — подытоживает Юрий Панченко. — Если такое произойдет — не поддавайтесь и требуйте заверенной копии документа, и если права все-таки изымут и они окажутся подлинными, то обращайтесь в суд за компенсацией.
Медосвидетельствование с доставкойРегламент пополнился статьей 223, которая предписывает сотрудникам полиции доставить водителя от медцентра к его автомобилю, если медицинские работники не подтвердили состояние опьянения.
Надо ли зубрить регламентАжиотаж вокруг нового административного регламента создает впечатление, что это чуть ли не основной документ, регулирующий отношения сотрудника ГИБДД и водителя. Лев Воропаев объясняет, что его значимость преувеличена:
— По большому счету, это внутренний документ инспекции, и прямого отношения к водителям он не имеет. Об актуальности регламента можно говорить лишь в тех случаях, когда стоит вопрос о привлечении инспектора к ответственности за нарушения, что на практике происходит нечасто по понятным причинам. Прекратить дело об административном правонарушении в отношении водителя (уйти от штрафа, лишения права управления, ареста и тому подобное) знание административного регламента вряд ли поможет. Он не является первоочередным документом, который бы определял деятельность ГИБДД, если мы говорим о практике судебных разбирательств административных дел против водителей
Юрий Панченко считает, что польза от знания регламента все же есть:
— Он, описывая все действия инспектора, и представляет выжимку из законов, да еще и со ссылками на них. При подаче жалобы открывайте нужный раздел регламента, переписывайте, как инспектор обязан был поступить, но не поступил, но ссылку ставьте не на сам регламент, а на упомянутые там законы, — подытоживает он.