Права потребителей при электронных способах оплаты
Электронные способы оплаты осуществляются с помощью национальной платежной системы и регулируются Федеральным законом РФ «О национальной платежной системе», Положениями Центрального банка РФ и иными нормативными актами
Электронные способы оплаты - это оплата с помощью:
1. электронных устройств (банкомат, POS-терминал, платежный терминал);
2. электронных сервисов («интернет-банкинг», платежные сервисы (Яндекс.Деньги, Qiwi, PayPal и др.).
1. Оплата с помощью электронных устройств
Оплата с использованием банкомата
Банкомат - это устройство, с помощью которого можно вносить или получать наличные денежные средства, а также производить безналичные платежи и оплату.
Оплата производится путем внесения наличных денежных средств либо при осуществлении перевода со счета карты.
Для оплаты через банкомат необходимо:
- открыть банковский счет,
- получить банковскую карту,
- знать реквизиты для оплаты.
Возможные ошибки при использовании банкомата :
- удерживает банковскую карту;
- выдал сумму меньше, чем указана в чеке;
- зачислил сумму меньше, чем внесена
Оплата с использованием POS -терминала
POS -терминал – это устройство для совершения операций с использованием банковских карт, конструкция которого не предусматривает прием и выдачу наличных денежных средств.
Оплата осуществляется путем ввода банковской карты в терминал и набора пин-кода карты, либо бесконтактным способом путем поднесения карты или мобильного телефона с функцией бесконтактной оплаты к экрану терминала.
Возможная ошибка при использовании pos -терминала :
После совершения платежа терминал не может установить соединение с банком и указывает на ошибку в оплате.
В этом случае терминал должен выдать чек с указанием на отказ в оплате товара.
Оплата через платежный терминал
Платежный терминал - это устройство для приема денежных средств от потребителя, функционирующее в автоматическом режиме.
Внимание!
- платежный терминал не выдает наличные денежные средства;
- за совершение оплаты через терминал может взиматься комиссия;
- через терминал нельзя оплачивать кредиты, открытые в банке.
Возможные ошибки при использовании платежного терминала :
- терминал не выдал чек;
- внесенный платеж не поступил на счет;
- зачислена сумма меньше, чем внесена
2. Оплата с помощью электронных сервисов
Оплата с помощью Интернет-банкинга
Интернет-банкинг – это дистанционный доступ к услугам банка через сеть «Интернет».
С помощью интернет-банкинга можно в любое время получать подробную информацию о банковских услугах (вклады, карты, кредиты) и совершать следующие платежи:
- оплачивать услуги ЖКХ
- оплачивать товары (услуги) в интернет-магазинах,
- оплачивать услуги связи (телефона, интернета, пр.),
- переводить деньги с карты на карту,
- погашать кредит,
- оплачивать штрафы, налоги и т.д.
Доступ к интернет-банкингу:
- по телефону "горячей линии" поддержки клиентов банка;
- через интернет-банк на сайте банка, в том числе через мобильный интернет;
- через мобильное приложение, устанавливаемое на телефон в специальных интернет-магазинах
Для доступа к интернет-банкингу необходимы:
- банковский счет (вклад),
- устройства для доступа в интернет (компьютер планшет, мобильный телефон) и получения смс-сообщений,
- доступ к сети интернет,
- регистрация в интернет-банке, логин и пароль.
Возможные ошибки при использовании интернет-банкинга :
- «заражение» устройства для входа в интернет-банкинг вирусными программами
- техническая ошибка сайта при онлайн - обработке платежа
Оплата с помощью электронных платежных сервисов
Электронные платежные сервисы - это «виртуальные счета», которые создаются на Интернет-сайтах и на которых в электронной форме учитываются денежные средства. Например, Visa QIWI Wallet, Яндекс.Деньги, PayPal и другие.
Внимание! Такие счета не являются банковскими счетами!
Для использования электронных платежных сервисов необходимо:
- зарегистрироваться на сайте платежного сервиса,
- создать «виртуальный счет» (так называемый «виртуальный кошелек»).
Возможные ошибки при использовании платежных сервисов:
- деньги переведены продавцу на электронный кошелек, а товар не передан
- допущена ошибка в реквизитах
Основные советы потребителям
- Если банкомат удерживает карту, не выдает денежные средства или зачисляет их в меньшем размере – незамедлительно сообщите по телефону поддержки, указанному на устройстве, о деталях платежа. При необходимости заблокируйте карту;
- Не совершайте повторный платеж до получения подтверждения об отказе в платеже;
- Проверяйте правильность заполнения всех необходимых реквизитов. Сохраняйте чек, он служит подтверждением выполнения Вами обязанностей по оплате товаров, работ или услуг;
- В случае спорного перевода денежных средств не поздняя дня, следующего за днем его совершения, обратитесь в банк с письменным заявлением о несогласии с переводом;
- Подключите услугу SMS-информирования;
- Сфотографируйте на телефон экран банкомата, терминала, сделайте скриншоты интернет-страниц в случае возникновения ошибки платежа;
- Если в интернет-магазине продавец требует произвести оплату товара на номер электронного кошелька, это может свидетельствовать о мошеннических действиях!
Памятки, образцы претензий , ответы на часто задаваемые вопросы (в т.ч.видеоматериалы) Вы можете найти на сайте z pp.rospotrebnadzor.ru (Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей, раздел «Справочник потребителя»), а также при личном обращении в Консультационный центр для потребителей (г.Пермь, ул.Куйбышева, 50а, оф.110, 112).
Телефоны: (342) 236-48-77; (342)239-33-94
Эл. почта: konscentr.fgu@mail.ru