Пульт личности

В Пермском театре оперы и балета начинается «греческая эпоха»

Что и требовалось доказать: Теодор Курентзис, новонавязанный Пермскому театру оперы и балета художественный руководитель, подписал договор о своём назначении ещё в конце декабря, хотя Борис Мильграм на голубом глазу отрицал этот факт, обвиняя прессу в желтизне и вранье.

Но едва новый год вступил в свои права, как заместитель председателя правительства Пермского края и руководитель проекта «Пермский край – культурная столица Европы» с удовлетворением констатировал, что всё случилось именно так, как он задумал, и признался, что договор со стороны Курентзиса действительно подписан. И давно. А теперь и правительство Пермского края его подмахнуло…

«В ДЕРЕВНЮ ВАС, НА ПОСЕЛЕНЬЕ ВАС!..»

Как выяснилось, именно из-за того, что соглашение не было подписано с двух сторон, Курентзис и отрицал свою причастность к пермскому «дому Чайковского» (видимо, всё-таки опасался – а вдруг дадут задний ход?). Но когда власти всё же поставили свои автографы на документе, богемной фигуре музыкального Олимпа пришлось его подписывать вновь – предыдущие оказались датированы прошлым годом, а значит, юридически недействительны.

Так что с 11 января 2011-го в пермской опере начался отчёт «греческой эпохи». 1 февраля новый худрук пребывает в вотчину, а уже 10-го намерен показать себя во всей дирижёрской красе, исполнив вместе с ансамблем аутентичной музыки Musica Aeterna, музыкантов которого, словно крепостных, демократичный европеец эвакуирует из Новосибирска, симфонии Моцарта №40 и №41. Именно этот ансамбль, «усиленный» лучшими музыкантами Европы до симфонического оркестра, и окопается в оркестровой яме Пермского оперного, выдавив оттуда местный «неликвид». А уж чтобы окончательно «добить» последних, варягам для «нормальной работы оркестра» уже в течение ближайших двух лет будут в полном объёме приобретены музыкальные инструменты – как современные, так и аутентичные. Сам собой напрашивается вопрос: а что до сих пор мешало их приобрести для нормальной работы? Когда в театре начинают вспоминать, как в начале этого сезона Валерий Платонов радовался приобретению двух (!) новых тромбонов, хочется плакать…

Пакует чемоданы и хор New Siberian Singers – «Сибирские певцы» ( «оригинальное» название для хора пермского театра! – прим. авт. ), поскольку г-н Курентзис категорически убеждён, что в пермской оперной труппе, имеющей шесть (!) «Золотых масок» в разных номинациях, нет достойных голосов, способных воплотить в жизнь его грандиозные творческие планы, и «лишь несколько певцов могут профессионально исполнять оперные партии»: «К тому же из 54 хористов 13 человек – пенсионного возраста, поэтому состав нужно омолодить», – безапелляционность модного режиссёра вполне в духе его соратников – Гельмана-Боякова. Резиденты будут приглашены, конечно же, «из европ», о чём уже идут переговоры. Вырастет хор и количественно: с 24 до 40 человек. Пока же театр «не соответствует мировым стандартам как по репертуарной политике, так и по качеству выпускаемой продукции».

Зато с оркестром Musica Aeterna греческий маэстро намерен осуществлять по две оперные постановки в сезон с лучшими европейскими режиссёрами. И эти шедевры, безусловно, отправятся покорять сцены не только российских, но и зарубежных театров. Ещё одна оперная премьера – с приглашённого дирижёра. Кроме того, в сезоне 2011–2012 Курентзис подписался подготовить шесть симфонических программ, ещё два-три концерта «отработают» приглашённые дирижёры. От дальнейших перспектив кружится голова и захватывает дух: новый худрук намерен «творить» по четыре собственных симфонических программы в год и ещё четыре-пять будут рождаться под дирижёрскими палочками маэстро мирового уровня.

Хлестаков с его жалкими потугами и намёками на Париж отдыхает!

Правда, не совсем понятно, когда г-н прожектёр будет воплощать в реальность всё это громадьё планов? По договору, он обязался «отбывать» в Перми не менее четырнадцати недель в году – то есть два месяца. Объясните, из какого мифического рога изобилия возьмётся вся та художественная антология, которую обещает нам современный Аполлон?

ОМОН ДЛЯ УСМИРЕНИЯ ЛЕБЕДЕЙ

Но уже до премьер тот же Musica Aeterna заберёт у нынешнего оркестра часть хлеба насущного в виде балетного и оперного репертуара, дабы «радикально повысить их художественный уровень», хотя некоторые постановки «старикам» оставят. Но хор и оркестр старейшего оперного России ждёт первая в истории отечественного театра аттестация (кто ратовал за Пермь как за экспериментальную площадку?), после которой контракт будет продлён далеко и далеко не со всеми. Окончательное «обновление за счёт молодых, хорошо подготовленных музыкантов» обещают к 2015-му, но, думается, процесс буллинга (от bully – хулиган, драчун, задира) завершится значительно раньше. Об этом с печалью говорит и Лариса Барыкина, известный театральный критик, член экспертного совета «Золотой маски»: «Хорошо рассуждать людям из Москвы: вот со стороны придёт человек и сделает всё совершенно другое. Прекрасно. Но я отлично понимаю, что при этом кто-то окажется на улице, что будут, нисколько не сомневаюсь, болезни, инфаркты… Полетят человеческие судьбы. Актёрам предстоят тяжёлые времена».

Однако тревогу не разделяет исполнительный директор театра Анатолий Пичкалев: «Откуда вы знаете, сколько контрактов было расторгнуто при Георгии Исаакяне? Это процесс рабочий, но перманентный: кто-то приходит в труппу, кому-то не продляют договор по времени истечения старого. Так будет и тут. Хотя моё дело – хозяйственное, чтобы у людей были зарплаты, жильёКвартиры для вновь прибывающих уже есть, деньги на заработную плату тоже дают. Это дело властей решать – нужно это городу или нет? И почему я должен отказываться от средств, которые выделяются театру на развитие и инфраструктуру?..»

Между тем, когда возмущённая происходящим труппа и оркестр решили организовать открытое собрание с приглашением прессы, им в жёсткой и категоричной форме было сказано, что это будет расценено как несанкционированный митинг, для разгона которого придётся вызывать ОМОН! А потом, по секрету, на ушко каждому: мол, уволят-то ведь не всех, так что, смотри, выбор за тобой, не делай глупостей…

А тем временем самое первое распоряжение Курентзиса уже характеризует его как абсолютного авторитария, не терпящего конкурентов: с 1 января Георгий Исаакян уже не является в театре главным режиссёром. О досрочном прекращении полномочий Исаакяну сообщил тот же Анатолий Пичкалёв, сославшись на мнение Курентзиса: новый худрук считает, что «должность главного режиссёра в музыкальном театре не является необходимой». Кроме того, «новая метла» намерена «вымести» и должность главного художника, поскольку все приглашённые режиссёры будут приезжать со своими «самоварами».

ЗЛЫЕ ВЫ, УЙДУ Я ОТ ВАС!..

Впрочем, будущую судьбу почти 140-летнего пермского театра нетрудно проследить, если внимательно проанализировать то, что случилось с Новосибирским театром оперы и балета, который Курентзис бросил с такой лёгкостью на произвол. Да, начиналось всё просто блестяще: амбициозный грек собирает под своё крыло единомышленников и покоряет мир нашумевшими «Аидой», «Макбетом», «Леди Макбет Мценского уезда» и «Свадьбой Фигаро», поставленными специально для здешнего театра. Приглашает барочных див Симону Кермес и Дебору Йорк и ведущих оперных солистов. Устраивает невиданные Сибирью академические open-air и камерные концерты для посвящённых. Из известного узкому кругу вундеркинда маэстро Курентзис превращается в гламурного персонажа. Он даёт одну за другой порядка двадцати мировых премьер, снимается в глянце, исполняет роль Льва Ландау в арт-хаусном кино, становится «Персоной года» и лауреатом главной театральной премии страны. Выступает со-организатором фестиваля современного искусства «Территория», получает персональный абонемент Московской филармонии. Получает из рук российского президента Орден Дружбы и выходит на ведущие музыкальные площадки мира. В его карьере с завидной регулярностью появляются выступления на самых престижных фестивалях и дирижёрские дебюты в Парижской опере и Большом театре России, где Теодор также закрепляет за собой место постоянного приглашённого дирижёра. Надо ли уточнять, что чем выше взбирался маэстро на музыкальный Олимп, тем меньше ему было дела до новосибирской оперы?

«Не знаю, много ли в наше время есть творцов, которые нацелены созидать и возводить. Под созиданием я подразумеваю последовательную художественную политику, – пишет новосибирский музыковед Марина Монахова. – В отношении нашего оперного театра у Курентзиса таких желаний, кажется, не было. Он уедет, и о том, что он здесь был и работал, нам будет напоминать лишь балет «Золушка». Кажется, это единственная постановка, над которой он работал и которая осталась в репертуаре. Остальные масштабные проекты – «Аида», «Макбет», «Свадьба Фигаро», «Леди Макбет Мценского уезда» – не остались в репертуаре».

 
По теме
Уважаемые посетители! Обратите внимание – к сожалению, в настоящее время оплата экскурсий и программ Пушкинской картой в музее-заповеднике “Сользавод” временно недоступна.
Оперативная обстановка на территории Пермского края за сутки (28 марта 2024 года) - Министерство территориальной безопасности За истекшие сутки зарегистрированы следующие оперативные события: 1. По данным Главного управления МЧС России по Пермскому краю зарегистрировано 9 техногенных пожаров, на которых, к сожалению, травмирован 1 человек.
Министерство территориальной безопасности
«Кардиомаяк» собрал специалистов всего Верхнекамья - Министерство здравоохранения В рамках регулярной выездной работы, проводимой внештатными специалистами Министерства здравоохранения Пермского края, в Березниках проведен контроль качества оказания медицинской помощи пациентам с болезнями системы кровообращения.
Министерство здравоохранения
Одна из улиц Мотовилихинского района будет носить имя Владимира Перепелицына - Министерство здравоохранения Общественный совет по топонимике г. Перми поддержал инициативу Городской клинической больницы №4 присвоить улице в одном из новых микрорайонов Мотовилихи имя хирурга Владимира Перепелицына (1946-2005).
Министерство здравоохранения
Выставка эскизов «Рерих и театр» - Библиотека им. А.М. Горького С 1 апреля Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить выставку репродукций эскизов Н. К. Рериха «Рерих и театр»,
Библиотека им. А.М. Горького
Художник, идущий своим Путём - NePerm.Ru Давид Габаташвили Это сочинение (внизу на фото) опубликовано в одной из газет, которая бережно хранится в музее школы  №2 им.
NePerm.Ru