«Здесь не выбирают, кто сильнее, а кто слабее»: как в Перми работает лучшая инклюзивная школа России

«Здесь не выбирают, кто сильнее, а кто слабее»: как в Перми работает лучшая инклюзивная школа России
«Здесь не выбирают, кто сильнее, а кто слабее»: как в Перми работает лучшая инклюзивная школа России
«Здесь не выбирают, кто сильнее, а кто слабее»: как в Перми работает лучшая инклюзивная школа России
«Здесь не выбирают, кто сильнее, а кто слабее»: как в Перми работает лучшая инклюзивная школа России
«Здесь не выбирают, кто сильнее, а кто слабее»: как в Перми работает лучшая инклюзивная школа России
«Здесь не выбирают, кто сильнее, а кто слабее»: как в Перми работает лучшая инклюзивная школа России
«Здесь не выбирают, кто сильнее, а кто слабее»: как в Перми работает лучшая инклюзивная школа России
«Здесь не выбирают, кто сильнее, а кто слабее»: как в Перми работает лучшая инклюзивная школа России
«Здесь не выбирают, кто сильнее, а кто слабее»: как в Перми работает лучшая инклюзивная школа России
«Здесь не выбирают, кто сильнее, а кто слабее»: как в Перми работает лучшая инклюзивная школа России
«Здесь не выбирают, кто сильнее, а кто слабее»: как в Перми работает лучшая инклюзивная школа России
«Здесь не выбирают, кто сильнее, а кто слабее»: как в Перми работает лучшая инклюзивная школа России
«Здесь не выбирают, кто сильнее, а кто слабее»: как в Перми работает лучшая инклюзивная школа России
«Здесь не выбирают, кто сильнее, а кто слабее»: как в Перми работает лучшая инклюзивная школа России
«Здесь не выбирают, кто сильнее, а кто слабее»: как в Перми работает лучшая инклюзивная школа России
«Здесь не выбирают, кто сильнее, а кто слабее»: как в Перми работает лучшая инклюзивная школа России
«Здесь не выбирают, кто сильнее, а кто слабее»: как в Перми работает лучшая инклюзивная школа России
«Здесь не выбирают, кто сильнее, а кто слабее»: как в Перми работает лучшая инклюзивная школа России
«Здесь не выбирают, кто сильнее, а кто слабее»: как в Перми работает лучшая инклюзивная школа России
Фото: z57.d.sdska.ru
Стены лучшей инклюзивной школы России выкрашены в лавандовый цвет

В конце июня министр образования Ольга Васильевна назвала пермскую СОШ №114 лучшей инклюзивной школой России . Победа в конкурсе дала учреждению лишь статус и звание, но для самой школы и ее руководителей это возможность доказать городу необходимость того, чтобы как можно больше образовательных учреждений в городе должны по их примеру становиться инклюзивными.

В материале 59.ru – репортаж из лучшей инклюзивной школы России, где ребята с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью учатся в одних классах с обычными детьми.

Мимо школы №114 нельзя просто пройти и не заметить ее. Трехэтажное здание на улице Крупской, 92 покрашено в яркий и не типичный для образовательных учреждений лавандовый цвет.

– Здания могут быть желтого, голубого, зеленого цветов. Но все это очень банально. Рассматривая палитру, мы увидели лавандовый – цвет богатства. И решили – почему бы нет? Выделимся, зададим тенденцию. Были по этому случаю недовольные, но многим наш выбор понравился. Благодаря такому цвету школу узнают всегда и запоминают надолго, – говорит Валентина Федотова.

Школе №114 подарили за победу в конкурсе такой кубок

Капитальный ремонт начался в школе №114 в 2012 году. Спустя два года учебное заведение открыли в новом статусе. С 2014 года здесь вместе с обычными детьми учатся ребята с ограниченными возможностями здоровья – сейчас их 78 из 687 учеников. Они занимаются по той же программе, наравне со всеми сдают ЕГЭ и ГИА, получают аттестат об общем образовании. Выпускница девятого класса Настя Трутнева, например, в этом году сдавала русский, математику, общество и географию. Теперь она будет поступать на технолога общественного питания.

– Мой дедушка был технологом, и мама сказала, чтобы я шла по его стопам. Но вообще с детства я мечтаю поступить на хореографа, потому что очень люблю танцевать. Хочу открыть свою школу, – говорит Настя. – 114-я очень много сделала для того, чтобы мне было комфортно учиться. Раньше я ходила в коррекционное учебное заведение и не могла найти общий язык с одноклассниками. Мама предложила перевестись. Я согласилась, и все изменилось. Появилось много друзей, знакомых. Например, Варя – вместе мы ходим на курсы прикладного искусства.

Настя окончила девять классов и теперь будет поступать на технолога.

Варя Бронская окончила восьмой класс, ей только предстоит сдавать экзамены. Мама настаивает, чтобы дочь в следующем году поступала на программиста, а сама Варя хочет окончить одиннадцать классов и выучиться на психолога.

– Мне нравится помогать людям, – говорит школьница.

Варя уже несколько лет занимается плаванием (в копилке у нее 14 медалей районных, городских, федеральных соревнований). Недавно увлеклась занятиями в тренажерном зале – теперь она регулярно ходит к тренеру и «качается» минут по 40-60.

– Только с тренером, без него никуда. Когда я впервые пришла, он удивлялся, волновался. А на первой тренировке был в шоке, увидев, что я могу. Сейчас в жиме лежа одной ногой поднимаю 170 килограммов (начинала Варя с 80 килограммов. – Прим. ред. ). Двумя работать не могу – нарушается техника. Еще люблю качать пресс.

Варя мечтает стать психологом

Девочки говорят, что с переводом в 114-ю очень изменились, стали смелее. По словам Валентины Федотовой, главная цель ее и педагогов – показать, как дети с ОВЗ и инвалидностью, приходящие в обычную школу из коррекционной и занимающиеся вместе с нормальными учениками, развиваются и раскрывают свой потенциал.

– Мы просто работаем и показываем результат. Мы не коррекционная школа. Дети с ограниченными возможностями здесь учатся наравне с обычными ребятами, но для них создана комфортная среда. У нас есть случаи, когда ученикам с аутизмом не хотели давать инвалидность, потому что никто не верил, что у них именно тот случай, – говорит директор СОШ №114. – Выбрав нас в качестве победителей среди очень сильных участников, министр образования России задала всей стране направление в работе с инклюзией.

Дети с ограниченными возможностями учатся в обычных классах с обычными учениками

В школе 20 инклюзивных классов, в которых в первую смену вместе с нормальными детьми учатся по 2-3 ребенка с ОВЗ или инвалидностью – слабослышащие, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, слабовидящие, с расстройством аутистического спектра. Они, кроме обычных уроков, ходят на внеклассные мероприятия и факультативы, работают с психологом, дефектологом и логопедом. Но есть и те, кому требуется индивидуальный режим обучения – тогда педагоги меняют задания и тесты, назначают другие сроки сдачи «домашки».

– Сама учебная программа никак не меняется, для большинства уроки – такие же, как и в других школах. Просто педагоги некоторые свои занятия строят по особой структуре, чтобы ученики с ОВЗ и инвалидностью могли воспринимать информацию так, как и все остальные. Например, увеличивают время выполнения задания, заменяют устный ответ письменным и наоборот, в зависимости от возможностей ребенка, – поясняет Валентина Федотова.

В школе во время капитального ремонта оборудовали туалеты для инвалидов

Для того чтобы ребятам было комфортно, в школе во время капитального ремонта сделали пандусы и подъемники, убрали пороги, оборудовали сенсорную комнату, специальный зал для адаптивной физкультуры и туалеты для инвалидов, расширили дверные проемы.

В сенсорной комнате педагог-психолог проводит 40-минутные уроки. Но ученики могут приходить сюда в любое время, если нужно успокоиться, поговорить с учителем, отдохнуть. Здесь есть несколько зон с тренажерами для развития мелкой моторики, релаксации. На групповых занятиях ребята смотрят фильмы и слушают музыку.

– В этой школе я работаю всего год. И когда устраивалась сюда, не знала, чего ждать. Главный вопрос был – как обычные школьники относятся к детям с инвалидностью? – говорит педагог-психолог Светлана Каменских. – Но вопреки всем стереотипам ребята друг другу помогают. Здесь не выбирают, кто сильнее, а кто слабее. И в этом большая заслуга учителей.

Специальная сенсорная комната создана в школе для того, чтобы дети в ней расслаблялись и успокаивались

С такими фигурками играют ученики начальной школы, когда приходят в сенсорную комнату

– Когда мы решили стать инклюзивным образовательным учреждением, родителей не пришлось уговаривать – они были только за и говорили, что таким образом дети их станут добрее, толерантнее. Сами школьники все изменения приняли очень быстро и, готовясь к приему новых учеников, с удовольствием ходили на «Уроки доброты», где им рассказывали и показывали, с какими трудностями в повседневной жизни сталкиваются ребята с ОВЗ. Сложнее всего пришлось учителям. Несмотря на то что они проходили курсы, многие долго не могли измениться и построить свои уроки нетрадиционно, ориентируясь на «особенных» детей, – вспоминает Валентина Федотова.

В сенсорной комнате есть несколько зон с тренажерами для развития мелкой моторики, релаксации

Ноу-хау школы №114 – специальный физкультурный зал. Когда нормальные дети уходят бегать, прыгать, играть в баскетбол или кататься на лыжах, дети с ограниченными возможностями занимаются адаптивной физкультурой – дыхательной гимнастикой, различными упражнениями по коррекции осанки, развитию моторики или укреплению мышц.

Ноу-хау школы №114 – специальный физкультурный зал.

В этом кабинете проходят уроки технологии

Кабинеты в инклюзивном учебном заведении ничем не отличаются от кабинетов в любой другой школе. Здесь, правда, дверные проемы шире – чтобы детям на колясках было удобно. И сами двери – с большим стеклом.

– Сделаны они так для того, чтобы дети на колясках, которые хотят попасть в класс, могли видеть, что происходит в кабинете. Стекло бронированное, его не пробьешь, – говорит Валентина Федотова.

Все двери в кабинеты сделали широкими и со стеклянными вставками

В двух классах специально для слабослышащих детей установили инфракрасные усилители звука.

– Они позволяют ученикам с проблемами слуха сосредоточиться на том, что говорит учитель. У педагога на груди висит медальон, который транслирует звук в аудиторию. И дети воспринимают именно голос, а не посторонние звуки, – рассказывает директор школы.

Черный монитор на стене – это инфракрасный усилитель звука. Такие есть в двух кабинетах школы

За победу в конкурсе «Лучшая инклюзивная школа» администрация города выделила 114-й автобус для перевозки маломобильных учеников – благодаря этому ребят смогут отправлять на праздничные мероприятия, забирать на занятия и развозить по домам. Валентина Федотова говорит, что школе еще не хватает лифта, который бы поднимал детей на колясках на третий этаж, тактильных табличек, новых ступенькоходов и, конечно, квалифицированных кадров.

– Специалистов, работающих в инклюзии, очень мало, каждый – на вес золото. Работать в этой теме сложно. Но я всегда знала, что дети не должны становиться изгоями. Поэтому согласилась на присвоение школе статуса инклюзивной. Это важное направление, без него никуда. И я мечтаю, чтобы в нашей школе было все для учебы детей с ОВЗ и инвалидностью, – говорит директор школы.

Валентина Федотова мечтает, чтобы в школе было все для учебы детей с ОВЗ и инвалидностью

Еще одна маленькая мечта Валентины Федотовой – открыть в учебном заведении музей авиации и назвать школу в честь Юрия Гагарина. Она надеется, что с новым именем для школы откроются новые горизонты.

В школе планируют установить несколько новых ступенькоходов

В Еще одна мечта директора – оборудовать в школе музей авиации

В сенсорной комнате есть все для расслабления

На территории школы есть баскетбольная площадка и футбольное поле

Главный вход в школу оборудован большим пандусом

 
По теме
Коррекционная школа, ветхое здание которой решено больше не эксплуатировать, обрела временное пристанище в НОЦе.
Краевой совет по реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Лучшие учителя» утвердил 20 победителей — лучших учителей региона.
     28 марта на базе «Центра детского творчества» п. Уральский состоялся зональный этап X краевой олимпиады по истории, теории и практике дополнительного образования.
28 марта состоялось плановое заседание совета Пермского института (филиала) РЭУ им.
В итоге из-за мошенников у неё теперь кредит на 3,5 млн рублей.  Сотрудник одного из высших учебных заведений Прикамья заимела кредит на 3,5 миллионов рублей из-за хитрой схемы, по которой ее обманули телефонные мошенники.
V-Kurse.Ru
Фотография к материалу: Увлекли кунгурских школьников точной наукой - Газета Искра Нина Леонидовна Лобанова и Александра Александровна Погорелова «Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но и более тяжёлый и ответственный», - эти слова профессора,
Газета Искра
Нажмите, чтобы увеличить изображение brainsbattle10.jpg - Березниковский филиал ПНИПУ На прошлой неделе команды учащихся десятых и одиннадцатых классов из школ города приняли участие в интеллектуально-профориентационной игре «Мозгобитва», организованной Березниковским филиалом ПНИПУ.
Березниковский филиал ПНИПУ
Оперативная обстановка на территории Пермского края за сутки (28 марта 2024 года) - Министерство территориальной безопасности За истекшие сутки зарегистрированы следующие оперативные события: 1. По данным Главного управления МЧС России по Пермскому краю зарегистрировано 9 техногенных пожаров, на которых, к сожалению, травмирован 1 человек.
Министерство территориальной безопасности
«Кардиомаяк» собрал специалистов всего Верхнекамья - Министерство здравоохранения В рамках регулярной выездной работы, проводимой внештатными специалистами Министерства здравоохранения Пермского края, в Березниках проведен контроль качества оказания медицинской помощи пациентам с болезнями системы кровообращения.
Министерство здравоохранения
Частные медучреждения Прикамья готовы к организации доабортного консультирования - Министерство здравоохранения Вчера на базе Краевого перинатального центра Пермской краевой клинической больницы прошло совещание «Новые аспекты доабортного консультирования и репродуктивного здоровья населения Пермского края».
Министерство здравоохранения
Одна из улиц Мотовилихинского района будет носить имя Владимира Перепелицына - Министерство здравоохранения Общественный совет по топонимике г. Перми поддержал инициативу Городской клинической больницы №4 присвоить улице в одном из новых микрорайонов Мотовилихи имя хирурга Владимира Перепелицына (1946-2005).
Министерство здравоохранения
Выставка эскизов «Рерих и театр» - Библиотека им. А.М. Горького С 1 апреля Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить выставку репродукций эскизов Н. К. Рериха «Рерих и театр»,
Библиотека им. А.М. Горького
1 - Новый Компаньон Афиша уикенда 29-31 марта Выставка-продажа «Участие» — новый для Центра городской культуры формат мероприятия, способ под непривычным углом взглянуть на пермскую художественную сцену.
Новый Компаньон
Художник, идущий своим Путём - NePerm.Ru Давид Габаташвили Это сочинение (внизу на фото) опубликовано в одной из газет, которая бережно хранится в музее школы  №2 им.
NePerm.Ru