«Здесь не выбирают, кто сильнее, а кто слабее»: как в Перми работает лучшая инклюзивная школа России

Фото: z57.d.sdska.ru
Стены лучшей инклюзивной школы России выкрашены в лавандовый цвет

В конце июня министр образования Ольга Васильевна назвала пермскую СОШ №114 лучшей инклюзивной школой России . Победа в конкурсе дала учреждению лишь статус и звание, но для самой школы и ее руководителей это возможность доказать городу необходимость того, чтобы как можно больше образовательных учреждений в городе должны по их примеру становиться инклюзивными.

В материале 59.ru – репортаж из лучшей инклюзивной школы России, где ребята с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью учатся в одних классах с обычными детьми.

Мимо школы №114 нельзя просто пройти и не заметить ее. Трехэтажное здание на улице Крупской, 92 покрашено в яркий и не типичный для образовательных учреждений лавандовый цвет.

– Здания могут быть желтого, голубого, зеленого цветов. Но все это очень банально. Рассматривая палитру, мы увидели лавандовый – цвет богатства. И решили – почему бы нет? Выделимся, зададим тенденцию. Были по этому случаю недовольные, но многим наш выбор понравился. Благодаря такому цвету школу узнают всегда и запоминают надолго, – говорит Валентина Федотова.

Школе №114 подарили за победу в конкурсе такой кубок

Капитальный ремонт начался в школе №114 в 2012 году. Спустя два года учебное заведение открыли в новом статусе. С 2014 года здесь вместе с обычными детьми учатся ребята с ограниченными возможностями здоровья – сейчас их 78 из 687 учеников. Они занимаются по той же программе, наравне со всеми сдают ЕГЭ и ГИА, получают аттестат об общем образовании. Выпускница девятого класса Настя Трутнева, например, в этом году сдавала русский, математику, общество и географию. Теперь она будет поступать на технолога общественного питания.

– Мой дедушка был технологом, и мама сказала, чтобы я шла по его стопам. Но вообще с детства я мечтаю поступить на хореографа, потому что очень люблю танцевать. Хочу открыть свою школу, – говорит Настя. – 114-я очень много сделала для того, чтобы мне было комфортно учиться. Раньше я ходила в коррекционное учебное заведение и не могла найти общий язык с одноклассниками. Мама предложила перевестись. Я согласилась, и все изменилось. Появилось много друзей, знакомых. Например, Варя – вместе мы ходим на курсы прикладного искусства.

Настя окончила девять классов и теперь будет поступать на технолога.

Варя Бронская окончила восьмой класс, ей только предстоит сдавать экзамены. Мама настаивает, чтобы дочь в следующем году поступала на программиста, а сама Варя хочет окончить одиннадцать классов и выучиться на психолога.

– Мне нравится помогать людям, – говорит школьница.

Варя уже несколько лет занимается плаванием (в копилке у нее 14 медалей районных, городских, федеральных соревнований). Недавно увлеклась занятиями в тренажерном зале – теперь она регулярно ходит к тренеру и «качается» минут по 40-60.

– Только с тренером, без него никуда. Когда я впервые пришла, он удивлялся, волновался. А на первой тренировке был в шоке, увидев, что я могу. Сейчас в жиме лежа одной ногой поднимаю 170 килограммов (начинала Варя с 80 килограммов. – Прим. ред. ). Двумя работать не могу – нарушается техника. Еще люблю качать пресс.

Варя мечтает стать психологом

Девочки говорят, что с переводом в 114-ю очень изменились, стали смелее. По словам Валентины Федотовой, главная цель ее и педагогов – показать, как дети с ОВЗ и инвалидностью, приходящие в обычную школу из коррекционной и занимающиеся вместе с нормальными учениками, развиваются и раскрывают свой потенциал.

– Мы просто работаем и показываем результат. Мы не коррекционная школа. Дети с ограниченными возможностями здесь учатся наравне с обычными ребятами, но для них создана комфортная среда. У нас есть случаи, когда ученикам с аутизмом не хотели давать инвалидность, потому что никто не верил, что у них именно тот случай, – говорит директор СОШ №114. – Выбрав нас в качестве победителей среди очень сильных участников, министр образования России задала всей стране направление в работе с инклюзией.

Дети с ограниченными возможностями учатся в обычных классах с обычными учениками

В школе 20 инклюзивных классов, в которых в первую смену вместе с нормальными детьми учатся по 2-3 ребенка с ОВЗ или инвалидностью – слабослышащие, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, слабовидящие, с расстройством аутистического спектра. Они, кроме обычных уроков, ходят на внеклассные мероприятия и факультативы, работают с психологом, дефектологом и логопедом. Но есть и те, кому требуется индивидуальный режим обучения – тогда педагоги меняют задания и тесты, назначают другие сроки сдачи «домашки».

– Сама учебная программа никак не меняется, для большинства уроки – такие же, как и в других школах. Просто педагоги некоторые свои занятия строят по особой структуре, чтобы ученики с ОВЗ и инвалидностью могли воспринимать информацию так, как и все остальные. Например, увеличивают время выполнения задания, заменяют устный ответ письменным и наоборот, в зависимости от возможностей ребенка, – поясняет Валентина Федотова.

В школе во время капитального ремонта оборудовали туалеты для инвалидов

Для того чтобы ребятам было комфортно, в школе во время капитального ремонта сделали пандусы и подъемники, убрали пороги, оборудовали сенсорную комнату, специальный зал для адаптивной физкультуры и туалеты для инвалидов, расширили дверные проемы.

В сенсорной комнате педагог-психолог проводит 40-минутные уроки. Но ученики могут приходить сюда в любое время, если нужно успокоиться, поговорить с учителем, отдохнуть. Здесь есть несколько зон с тренажерами для развития мелкой моторики, релаксации. На групповых занятиях ребята смотрят фильмы и слушают музыку.

– В этой школе я работаю всего год. И когда устраивалась сюда, не знала, чего ждать. Главный вопрос был – как обычные школьники относятся к детям с инвалидностью? – говорит педагог-психолог Светлана Каменских. – Но вопреки всем стереотипам ребята друг другу помогают. Здесь не выбирают, кто сильнее, а кто слабее. И в этом большая заслуга учителей.

Специальная сенсорная комната создана в школе для того, чтобы дети в ней расслаблялись и успокаивались

С такими фигурками играют ученики начальной школы, когда приходят в сенсорную комнату

– Когда мы решили стать инклюзивным образовательным учреждением, родителей не пришлось уговаривать – они были только за и говорили, что таким образом дети их станут добрее, толерантнее. Сами школьники все изменения приняли очень быстро и, готовясь к приему новых учеников, с удовольствием ходили на «Уроки доброты», где им рассказывали и показывали, с какими трудностями в повседневной жизни сталкиваются ребята с ОВЗ. Сложнее всего пришлось учителям. Несмотря на то что они проходили курсы, многие долго не могли измениться и построить свои уроки нетрадиционно, ориентируясь на «особенных» детей, – вспоминает Валентина Федотова.

В сенсорной комнате есть несколько зон с тренажерами для развития мелкой моторики, релаксации

Ноу-хау школы №114 – специальный физкультурный зал. Когда нормальные дети уходят бегать, прыгать, играть в баскетбол или кататься на лыжах, дети с ограниченными возможностями занимаются адаптивной физкультурой – дыхательной гимнастикой, различными упражнениями по коррекции осанки, развитию моторики или укреплению мышц.

Ноу-хау школы №114 – специальный физкультурный зал.

В этом кабинете проходят уроки технологии

Кабинеты в инклюзивном учебном заведении ничем не отличаются от кабинетов в любой другой школе. Здесь, правда, дверные проемы шире – чтобы детям на колясках было удобно. И сами двери – с большим стеклом.

– Сделаны они так для того, чтобы дети на колясках, которые хотят попасть в класс, могли видеть, что происходит в кабинете. Стекло бронированное, его не пробьешь, – говорит Валентина Федотова.

Все двери в кабинеты сделали широкими и со стеклянными вставками

В двух классах специально для слабослышащих детей установили инфракрасные усилители звука.

– Они позволяют ученикам с проблемами слуха сосредоточиться на том, что говорит учитель. У педагога на груди висит медальон, который транслирует звук в аудиторию. И дети воспринимают именно голос, а не посторонние звуки, – рассказывает директор школы.

Черный монитор на стене – это инфракрасный усилитель звука. Такие есть в двух кабинетах школы

За победу в конкурсе «Лучшая инклюзивная школа» администрация города выделила 114-й автобус для перевозки маломобильных учеников – благодаря этому ребят смогут отправлять на праздничные мероприятия, забирать на занятия и развозить по домам. Валентина Федотова говорит, что школе еще не хватает лифта, который бы поднимал детей на колясках на третий этаж, тактильных табличек, новых ступенькоходов и, конечно, квалифицированных кадров.

– Специалистов, работающих в инклюзии, очень мало, каждый – на вес золото. Работать в этой теме сложно. Но я всегда знала, что дети не должны становиться изгоями. Поэтому согласилась на присвоение школе статуса инклюзивной. Это важное направление, без него никуда. И я мечтаю, чтобы в нашей школе было все для учебы детей с ОВЗ и инвалидностью, – говорит директор школы.

Валентина Федотова мечтает, чтобы в школе было все для учебы детей с ОВЗ и инвалидностью

Еще одна маленькая мечта Валентины Федотовой – открыть в учебном заведении музей авиации и назвать школу в честь Юрия Гагарина. Она надеется, что с новым именем для школы откроются новые горизонты.

В школе планируют установить несколько новых ступенькоходов

В Еще одна мечта директора – оборудовать в школе музей авиации

В сенсорной комнате есть все для расслабления

На территории школы есть баскетбольная площадка и футбольное поле

Главный вход в школу оборудован большим пандусом

 
По теме
Коррекционная школа, ветхое здание которой решено больше не эксплуатировать, обрела временное пристанище в НОЦе.
26.07.2017
Краевой совет по реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Лучшие учителя» утвердил 20 победителей — лучших учителей региона.
20.07.2017
 
"День МЧС" в санатории «Родник» - МЧС России по Пермскому краю К администратору санатория «Родник» обратились три сотрудницы в форме:  «В помещении фойе санатория произошел пожар.
20.07.2018
 
В 2019 году университет планирует реализовать первый в России образовательный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава медицинских вузов России и других стран по психолого-педагогическим а
20.07.2018
Творческая встреча загородных ДОЛ - Управление образования г. Кунгура Гостеприимный загородный лагерь «Ермак» стал местом творческой встречи двух муниципальных загородных лагерей «Вместе мы можем все».
20.07.2018 Управление образования г. Кунгура
"День МЧС" в санатории «Родник» - МЧС России по Пермскому краю К администратору санатория «Родник» обратились три сотрудницы в форме:  «В помещении фойе санатория произошел пожар.
20.07.2018 МЧС России по Пермскому краю
В этом учебном году одиннадцатиклассники сдавали экзамены по 12 предметам.
13.07.2018 Газета Новый день
Президент России Владимир Путин на днях подписал федеральный закон № 188-ФЗ «О внесении изменения в статью 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части выплаты компенсации педагогическим работни
11.07.2018 Business Class
Сотрудники полиции настоятельно рекомендуют жителям Кунгура и Кунгурского района не отпускать детей одних без сопровождения взрослых на водоемы Самих несовершеннолетних просят быть максимально бдительными,
19.07.2018 Газета Новости Кунгурского края
Краснокамская районная библиотека рассказывает - Администрация г.Краснокамск Читаем о городе нашем родном … Замечательный подарок к 80-летию родного города сделал Совет ветеранов войны и труда Краснокамского района, организовав  конкурс юных чтецов «Краснокамск отмечает юбилей».
20.07.2018 Администрация г.Краснокамск
​«Пермглавснаб» закончил обследование здания бывшего пивзавода на улице Сибирской.
19.07.2018 Business Class
Полевой сезон раскопок трогонтериевого слона достиг своей кульминации – был найден крупный бивень трогонтериевого слона, также палеонтологи продолжают находить останки других древних животных.
17.07.2018 Газета Новости Кунгурского края
Прикамская дзюдоистка Ксения Чибисова стала призёром первого чемпионата Европы среди смешанных команд.
21.07.2018 Агентство по спорту и физкультуре
Уральские мальчишки, как и их сверстники с других территорий, любят погонять на стадионе мяч.
20.07.2018 Газета Новый день
 — Теперь можно с ветерком на велосипеде по этой дороге ехать, — с удовольствием говорит Вячеслав Каледин, депутат Земского Собрания Пермского района от Сылвы.
20.07.2018 Пермский муниципальный район