В новом выпуске нашего проекта о городской архитектуре мы вспомнили о знаменитом здании Речного вокзала. Сейчас там заканчиваются ремонтные работы, и вскоре знаковое для пермяков место откроет свои двери первым посетителям. Подробнее — в материале 59.ru.
Мало кто знает, но на месте будущего речного вокзала в 1920-х годах находился общественный туалет. Убрали его только в начале 30-х годов, и в 1932 году на месте общественной уборной по заданию пароходства началось строительство Речного вокзала.
После открытия, в 1940 году, в здании вокзала открылась выставка изделий советского ширпотреба
На вокзале продавали мебель и другие предметы быта
Проект вокзала разработал архитектор Александр Гринберг. Талантливый инженер стал автором около 20 зданий в Москве, Дзержинске (сейчас Нижнем Новгороде), Ростове-на-Дону и других крупных советских городах. Его проект вокзала на Каме в Перми был выполнен в стиле «сталинского ампира». Это направление в архитектуре доминировало в 1930-х и 1940-х годах в СССР. Оно отличалось смешением стилей различных эпох: классицизма, барокко, неоготики. И сочетало в себе величественность и монументальность.
Строительство вокзала продолжалось восемь лет
Привычной бетонной набережной у вокзала в 1940-х годах еще не было. На фасаде было имя города — Молотов
Строительство Речного вокзала завершилось в 1940 году. Однако здание было сдано в эксплуатацию с недоделками. Например, отсутствовали лестницы, крыльцо и вход с западного фасада (со стороны реки). По своим размерам пермский вокзал стал вторым в СССР после Химкинского речного вокзала в Москве, а по уровню комфорта для пассажиров почти ничем не отличался от своего столичного собрата. Одновременно он мог обслуживать до 500 пассажиров водного транспорта.
Строительство современных причалов и набережной началось в 1960-х годах
Во время войны на втором этаже вокзала открылась гостиница для эвакуированных из западных областей.
После войны в помещениях вокзала проходили различные выставки и была открыта танцплощадка. Пожилые пермяки вспоминают, что в 1960-х годах в здании находился самый фешенебельный ресторан Перми — здесь назначались встречи и свидания. В это время около вокзала начиналось строительство причалов и бетонной набережной, которые до сих пор определяют современный облик города.
Как и сейчас, туристов провожали в речные круизы
К 1990 году вокзал обслужил 50 млн пассажиров. На стыке эпох рентабельность речного транспорта упала, и пассажирские перевозки по Каме постепенно прекратились. Вместе с упадком речного транспорта здание перестало использоваться по своему прямому назначению. В 1990-х годах в здании вокзала открылся универмаг Yes.
Многим молодым пермякам вокзал запомнится как место для музея современного искусства
С 2004 по 2007 года здание было закрыто. В левом крыле работал отдел пароходства, а в правом крыле (со стороны площади Европы) располагался пункт милиции. Новый этап в жизни Речного вокзала наступил в 2008 году, когда в нем прошла выставка современного искусства «Русское бедное», организованная приглашенным в Пермь галеристом Маратом Гельманом. На несколько лет вокзал стал одним из символов пермской культурной революции, но в 2014 году музею современного искусства Permm пришлось покинуть к тому времени уже аварийное здание.
26 апреля пермская художница Елена Рэмбо провела акцию в поддержку возврата музея современного искусства PERMM в здание Речного вокзала
Масштабная реконструкция вокзала стоимостью более 200 млн рублей началась в 2016 году. Подрядчик почти полностью разрушил старое здание, оставив от него часть фундамента и фасад. Но, так как вокзал является памятником местного значения, его вид восстановили полностью.
Реконструкция вокзала началась в 2016 году
Внутри помещения восстановили в первозданном виде
Во время реконструкции из современных материалов были заново сделаны стены, лестницы, перегородки, колонны, проведены инженерные коммуникации. Строители восстановили окна, отремонтировали лепнину на стенах и даже установили лифт, которого здесь никогда не было.
Во время реконструкции здание перестроили заново
Новые лестницы сделаны по старым фотографиям
— Наши мастера вручную изготавливали лепнину на колоннах. Это очень сложная работа, сделанная руками людей. Из-за того, что здание является памятником, работу принимала специальная комиссия. Она оценивала, чтобы все было в первозданном виде, — рассказал 59.ru представитель подрядчика.
Кроме лепнины на колоннах в изначальном стиле восстановили люстры и лестницы с бетонными перилами. Пол на вокзале, как и прежде, будет из гранита. Охлаждаться здание будет за счет естественной вентиляции — кондиционеров в восстановленном памятнике архитектуры не будет.
Люстры также выполнены в стиле 1940-х годов
В здании появился лифт
В министерстве строительства обещают завершить все работы к декабрю 2017 года. После этого в здании вокзала откроется интерактивная выставка «Россия — моя история».
Лепнину восстанавливали вручную
Двери с ручками также выбирались с учетом истории здания
Напомним, в предыдущих выпусках нашей рубрики про архитектуру мы рассказывали о здании благородного собрания , доме чекистов , доме художника Александра Родченко и доме-теремке в центре города.
Скоро в здании Речного вокзала откроется интерактивная выставка
Сейчас для выставки монтируют оборудование
Из окон здания хорошо виден популярный арт-объект