УФСБ по Пермскому краю официально заявило, что министр транспорта Пермского края Алмаз Закиев подозревается в лоббировании интересов коммерческой структуры. По версии следствия, он «помог» тюменскому ООО «Мостострой-12» выиграть аукцион на выполнение работ по строительству автомобильного обхода Чусового. По итогам этих торгов победитель был оштрафован Пермским УФАС за участие в сговоре. История проблемного аукциона и подробности расследования — в материале «МВ».
Сегодня сотрудники УФСБ по Пермскому краю провели обыски в доме и кабинете главы краевого минтранса Алмаза Закиева. Сейчас, по данным источников «МВ», его допрашивают следователи. Интересно, что силовики пригласили его проследовать с ними сразу после заседания парламентского комитета, на котором Закиев как раз рассказывал о ситуации со строительством обхода Чусового. По итогам следственных действий будет принято решение о том, будет ли чиновник задержан, либо останется на время следствия на свободе.
Уголовное дело по ч. 2 ст. 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями лицом, занимающим государственную должность субъекта РФ) было возбуждено накануне, 24 октября. Как говорится в официальном сообщении краевого управления ФСБ, чиновник подозревается в лоббировании интересов коммерческой структуры при проведении аукциона на выполнение работ по строительству автомобильной дороги обход г. Чусового Пермского края.
Первый раз аукцион провели в конце сентября 2015 года. На участие в торгах заявились три компании: ООО «Мостострой-12», ООО «Уренгойдорстрой» и Мостоотряд №123. Заявку последнего отклонили, что стало поводом для обращения в пермское УФАС. В отношении двух допущенных к участию в аукционе компаний антимонопольщики возбудили дело по подозрению в сговоре. Участники фактически отказались от торгов: тюменская компания снизила максимальную сумму контракта на 0,5%, а «Уренгойдорстрой» — на одну копейку. Кроме того, как заявлял тогда и.о. руководителя УФАС Антон Удальев, их заявки были составлены одинаково и даже с идентичными ошибками. Победителем признали «Мостострой-12». Результаты аукциона отменили, в ноябре торги провели заново, и они снова прошли по тому же сценарию: заявку Мостоотряда №123 отклонили, «Мостострой-12» победил с минимальным понижением начальной цены. По иску ЗАО «Уралмостострой» (в него входит «Мостоотряд №123») результаты торгов были отменены в конце декабря.
В начале апреля комиссия УФАС признала наличие факта сговора участников этого аукциона. В октябре ведомство сообщило , что «Мостострой-12» был оштрафован на 11,7 млн руб., а его руководитель — на 20 тыс. руб.
В июле торги прошли снова. Контракт по их итогам все-таки достался тюменскому ООО «Мостострой-12», а заявка пермского «Мостоотряда №123» снова была признана не соответствующей требованиям аукционной документации, хотя компания предложила наименьшую цену контракта. Предложение тюменцев составило 2,106 млрд руб.
Алмаз Закиев возглавил краевой минтранс в 2014 году. До этого назначения он много лет руководил управлением автомобильных дорог Тюменской области. Местные власти не продлили с ним контракт после того, как город покинул, заняв пост мэра Москвы, бывший губернатор Тюменской области Сергей Собянин.
«Эпоха Закиева» в Тюмени запомнилась не только реконструкцией всех крупнейших магистралей города, но и беспрецедентной дороговизной работ. Подрядчики, как пишут местные СМИ, шли на всяческие ухищрения для удорожания строительства. Например, завозили гравий из Казахстана. Строились также пешеходные переходы из гранита. Два таких — на улицах Пермякова и Максима Горького — считаются самыми дорогими в РФ. Так, за время строительства одного из них, стоимость работ с 280 млн руб., предусмотренных проектом, выросла до 970 млн руб.