«Так сложилось, что культурные коды пространства, где мы живем, очень во многом связаны вот с этой парадигмой смерти», — культуролог Анна Суворова о надписи «Смерть не за горами»

«Так сложилось, что культурные коды пространства, где мы живем, очень во многом связаны вот с этой парадигмой смерти», — культуролог Анна Суворова о надписи «Смерть не за горами»
Фото: echoperm.ru

Доцент кафедры истории философии ПГНИУ, культуролог Анна Суворова рассказала «Эху Перми», почему мотивы смерти так актуальны в пермском паблик-арте, почему современные художники должны быть готовы к переосмыслению своих работ и как трансформировалось восприятие людьми разных эпох категории смерти.


Фото: Пермь Активная

«По сути своей этот перевёртыш,который мы видим в надписи «Смерть не за горами», он отвечает традиционному религиозному сознанию»

На самом деле категория смерти является очень устойчивой в мировой истории искусства вообще. Она намного более устойчива, нежели категория счастья. И когда мы говорим о том, что в современном искусстве появилась эта тема смерти — это большое лукавство, потому что в истории мирового искусства, начиная с искусства Древнего Египта, раннехристианского искусства мотив смерти часто присутствует. Также часто он присутствует в искусстве XX века. Сегодня тема смерти ничуть не более превалирует, нежели в истории мирового искусства вообще.

Вообще тема смерти связана с традиционным религиозным сознанием. Для человека традиционной культуры, смерть не является чем-то ужасающим, пугающим, потому что это всего лишь некоторая точка в его длинном пути, и за смертью начнется какая-то новая история. Эти мотивы являются частыми и легитимными и в христианской вере, и в буддизме. Но как раз в период 19 века, с кризисом религиозного сознания, тема смерти становится пугающей для большей части людей, потому что атеистическая парадигма говорит, что смерть — это итог, смерть — это точка, далее ничего не будет. По сути своей этот перевёртыш,который мы видим в надписи «Смерть не за горами», он отвечает традиционному религиозному сознанию.

«По сути художник транслирует некое коллективное бессознательное в этом изменении надписи»

Как бы не стремилась пропаганда разного толка, будь то ленинский план монументальной пропаганды, или, например, многочисленные программы паблик-арта, транслировать некоторые оптимистичные идеалы в сознание массовое человека, человек живет в обыденной реальности и он видит бесконечную серую осень или однотипные стандартные девятиэтажки и идея какого-то социального оптимизма, такого радостного взгляда на реальность, она не является универсальной и повсеместной. Поэтому культурные коды, которые существуют в нашем сознании, они оказываются более устойчивыми, более сильными, и приводят к этому переозначиванию существующих объектов паблик-арта. По сути художник транслирует некое коллективное бессознательное в этом изменении надписи.

«В постмодернизме произведение искусства - это некоторое продолжение смыслов»

Современное искусство подразумевает вообще открытость смыслов и игру с этими смыслами. Если, например, для парадигмы классического искусства или искусства эпохи модернизма, такое радикальное изменение смыслов было бы, конечно, актом вандализма, то для постмодернистского, произведение искусства - это некоторое продолжение смыслов. То есть художник, создавая произведение эпохи постмодерна, подразумевает открытость для интерпретации.

«Так сложилось, что культурные коды пространства, где мы живем, очень во многом связаны вот с этой парадигмой смерти»

Мы все привыкли, что искусство, современное искусство, должно нас развлекать, веселить, внушать бесконечный оптимизм, радость. Но искусство вообще говорит о значимых, важных категориях нашей жизни. Оно заставляет нас задуматься — кто мы такие, куда мы идем, что нас ждет? И, конечно, это переозначивание, изменение смыслов надписи, оно, наверное, отвечает в большей степени нашему внутреннему запросу.

Так сложилось, что культурные коды пространства, где мы живем, очень во многом связаны вот с этой парадигмой смерти. И парадигма трагического наполняет и историю Прикамья 20 века, и более ранние этапы пермского пространства, и поэтому эти новые объекты стрит-арта и паблик-арта логично встраиваются в линейку культурных кодов Прикамья.

Напомним, ранее мы сообщали, что на набережной Камы изменили надпись «Счастье не за горами» . Позже, измнененное слово демонтировали по распоряжению администрации города. Вскоре после этого надпись пропала полностью . Как сообщили в администрации города, она отправлена на ремонт и вернется на набережную в течение двух месяцев.

Слушайте радио «Эхо Москвы — Пермь» на 91,2 FM или онлайн на нашем сайте .

 

 
По теме
Уважаемые посетители! Обратите внимание – к сожалению, в настоящее время оплата экскурсий и программ Пушкинской картой в музее-заповеднике “Сользавод” временно недоступна.
Оперативная обстановка на территории Пермского края за сутки (28 марта 2024 года) - Министерство территориальной безопасности За истекшие сутки зарегистрированы следующие оперативные события: 1. По данным Главного управления МЧС России по Пермскому краю зарегистрировано 9 техногенных пожаров, на которых, к сожалению, травмирован 1 человек.
Министерство территориальной безопасности
«Кардиомаяк» собрал специалистов всего Верхнекамья - Министерство здравоохранения В рамках регулярной выездной работы, проводимой внештатными специалистами Министерства здравоохранения Пермского края, в Березниках проведен контроль качества оказания медицинской помощи пациентам с болезнями системы кровообращения.
Министерство здравоохранения
Одна из улиц Мотовилихинского района будет носить имя Владимира Перепелицына - Министерство здравоохранения Общественный совет по топонимике г. Перми поддержал инициативу Городской клинической больницы №4 присвоить улице в одном из новых микрорайонов Мотовилихи имя хирурга Владимира Перепелицына (1946-2005).
Министерство здравоохранения
Выставка эскизов «Рерих и театр» - Библиотека им. А.М. Горького С 1 апреля Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить выставку репродукций эскизов Н. К. Рериха «Рерих и театр»,
Библиотека им. А.М. Горького
Художник, идущий своим Путём - NePerm.Ru Давид Габаташвили Это сочинение (внизу на фото) опубликовано в одной из газет, которая бережно хранится в музее школы  №2 им.
NePerm.Ru