Доцент кафедры истории философии ПГНИУ, культуролог Анна Суворова рассказала «Эху Перми», почему мотивы смерти так актуальны в пермском паблик-арте, почему современные художники должны быть готовы к переосмыслению своих работ и как трансформировалось восприятие людьми разных эпох категории смерти.
Фото: Пермь Активная
На самом деле категория смерти является очень устойчивой в мировой истории искусства вообще. Она намного более устойчива, нежели категория счастья. И когда мы говорим о том, что в современном искусстве появилась эта тема смерти — это большое лукавство, потому что в истории мирового искусства, начиная с искусства Древнего Египта, раннехристианского искусства мотив смерти часто присутствует. Также часто он присутствует в искусстве XX века. Сегодня тема смерти ничуть не более превалирует, нежели в истории мирового искусства вообще.
Вообще тема смерти связана с традиционным религиозным сознанием. Для человека традиционной культуры, смерть не является чем-то ужасающим, пугающим, потому что это всего лишь некоторая точка в его длинном пути, и за смертью начнется какая-то новая история. Эти мотивы являются частыми и легитимными и в христианской вере, и в буддизме. Но как раз в период 19 века, с кризисом религиозного сознания, тема смерти становится пугающей для большей части людей, потому что атеистическая парадигма говорит, что смерть — это итог, смерть — это точка, далее ничего не будет. По сути своей этот перевёртыш,который мы видим в надписи «Смерть не за горами», он отвечает традиционному религиозному сознанию.
«По сути художник транслирует некое коллективное бессознательное в этом изменении надписи»Как бы не стремилась пропаганда разного толка, будь то ленинский план монументальной пропаганды, или, например, многочисленные программы паблик-арта, транслировать некоторые оптимистичные идеалы в сознание массовое человека, человек живет в обыденной реальности и он видит бесконечную серую осень или однотипные стандартные девятиэтажки и идея какого-то социального оптимизма, такого радостного взгляда на реальность, она не является универсальной и повсеместной. Поэтому культурные коды, которые существуют в нашем сознании, они оказываются более устойчивыми, более сильными, и приводят к этому переозначиванию существующих объектов паблик-арта. По сути художник транслирует некое коллективное бессознательное в этом изменении надписи.
Современное искусство подразумевает вообще открытость смыслов и игру с этими смыслами. Если, например, для парадигмы классического искусства или искусства эпохи модернизма, такое радикальное изменение смыслов было бы, конечно, актом вандализма, то для постмодернистского, произведение искусства - это некоторое продолжение смыслов. То есть художник, создавая произведение эпохи постмодерна, подразумевает открытость для интерпретации.
«Так сложилось, что культурные коды пространства, где мы живем, очень во многом связаны вот с этой парадигмой смерти»Мы все привыкли, что искусство, современное искусство, должно нас развлекать, веселить, внушать бесконечный оптимизм, радость. Но искусство вообще говорит о значимых, важных категориях нашей жизни. Оно заставляет нас задуматься — кто мы такие, куда мы идем, что нас ждет? И, конечно, это переозначивание, изменение смыслов надписи, оно, наверное, отвечает в большей степени нашему внутреннему запросу.
Так сложилось, что культурные коды пространства, где мы живем, очень во многом связаны вот с этой парадигмой смерти. И парадигма трагического наполняет и историю Прикамья 20 века, и более ранние этапы пермского пространства, и поэтому эти новые объекты стрит-арта и паблик-арта логично встраиваются в линейку культурных кодов Прикамья.
Напомним, ранее мы сообщали, что на набережной Камы изменили надпись «Счастье не за горами» . Позже, измнененное слово демонтировали по распоряжению администрации города. Вскоре после этого надпись пропала полностью . Как сообщили в администрации города, она отправлена на ремонт и вернется на набережную в течение двух месяцев.
Слушайте радио «Эхо Москвы — Пермь» на 91,2 FM или онлайн на нашем сайте .