Спасение и гибель

фаэтон
Фото: www.newsko.ru

Опера Жан-Батиста Люлли «Фаэтон» создана Пермским театром оперы и  балета в  сотрудничестве с  Королевской оперой Версаля и  ансамблем Le Poème Harmonique. Исторически информированное исполнительство здесь блистательно сочетается с  модными течениями современного театра. Знатоки не  могли не  отметить своеобразие «барочного» звука и  сценического движения, равно как  и  свежие эстетические течения, привнесённые французскими режиссёром и  художниками. В  который уже  раз  пермская публика может дружно сказать: «Такого мы  ещё не  видели».

Фото:  Никита Чунтомов

Трёхчасовая барочная опера  — развлечение для  любителей и  знатоков, для  фанатов этого стиля; для  широкой же  публики это  настоящее испытание на  безупречность. В  отличие от  других любимых пермяками опер этого периода, таких как  «Дидона и  Эней» и  «Королева индейцев» Генри Пёрселла, здесь нет  яркой мелодической основы, музыка вся  состоит из  колоратур. Недаром на  пресс-конференции постановщики спектакля говорили о  том, что  музыка французского барокко отличается орнаментальностью, словно это  звуковое воплощение барочной архитектуры, причудливой и  игривой.

Подобный материал требует от  постановщиков особого подхода. Может быть, поэтому оперы Люлли и  французского барокко вообще в  России до  сих  пор  не  ставились, пермская постановка  — российский прецедент.

Прецедент ещё и  в  том, что  из  двух оркестров  — пермского MusicAeterna и  французского Le Poème Harmonique  — был  составлен один. Дирижёр и  музыкальный руководитель постановки Венсан Дюместр утверждает, что  это  не  механическое сложение двух групп музыкантов, а  нечто новое, и  премьера доказала его  правоту: даже слушатели, привыкшие к  исключительному звуку оркестра Теодора Курентзиса, отметили особую изысканность инструментальной составляющей музыки. Жаль, что  оркестр находился в  яме, а  не  на  сцене, и  можно было лишь позавидовать зрителям первых рядов, которые имели возможность наблюдать за  игрой на  диковинных инструментах и  за  «танцем» дирижёра.

Ещё более причудливыми были движения артистов на  сцене. Задолго до  премьеры пермские СМИ  заговорили о  «барочном жесте» как  особой «фишке» этой постановки. Жестикуляция солистов и  хора не  только добавляла постановке своеобразия, но  и  практически заменяла танец: в  придворных операх Версаля важной деталью был  балет.

Солисты дали настоящий мастер-класс барочного пения с  его  особой, отличной от  большого оперного стиля красотой. Как  и  сводный оркестр, ансамбль певцов, состоящий из  солистов Le Poème Harmonique и  хора MusicAeterna, отличался слаженностью и  гармоничностью. Слушая «Фаэтона», отчётливо понимаешь, почему Теодор Курентзис так  уважает творчество Венсана Дюместра: они  оба  — перфекционисты, добивающиеся в  звуке, будь то  вокал или  инструментальное исполнительство, не  просто красоты, но  абсолюта.

Понятно и  обратное: чем  работа Теодора Курентзиса впечатлила французского коллегу  — где  ещё он  найдёт такой хор, хор, который поёт как  дышит  — свободно, легко и  естественно, наполняя своим пением окружающий воздух?

Для  Перми этот сложносочинённый русско-французский ансамбль  — предмет гордости: первый голос, который слышат зрители,  — это  голос Елизаветы Свешниковой, исполнительницы роли Астреи. На  протяжении всей постановки пермские певцы достойно исполняют пусть не  главные, но  весьма заметные партии; колоритный Виктор Шаповалов незабываемый в  роли пророка Протея, а  Александр Егоров в  роли царя Меропа просто безупречен.

Исполнитель заглавной партии Матиас Видаль обладает специфическим голосом  — этаким барочным тенором, близким к  лирическому баритону, экспрессивной пластикой и  особой, подёрнутой безумием харизмой. 

Постановщики спектакля  — Венсан Дюместр и  режиссёр Бенжамен Лазар  — признавались, что  выбор оперы отчасти был  продиктован возможностью использовать удивительно подходящего для  партии Фаэтона актёра.

Если в  том, что  касается музыки и  пластики, постановщики стремились к  аутентичности, то  режиссёрское решение отличается стремлением к  актуальности, даже злободневности. В  этой трактовке Фаэтон  — это  тёмный, почти хтонический персонаж, несущий разрушение всему, включая себя самого. Бенжамен Лазар не  стесняется прямых аллегорий: падение Фаэтона сопровождается видео, в  котором малыш, играющий со  спичками, доводит Землю до  ядерного взрыва. Что  ж, это  вполне соответствует эстетике и  идеологии барочного театра, где  главным видом иносказания была аллегория с  её прозрачностью и  прямолинейностью.

В  визуальном отношении пермско-версальский «Фаэтон» представляет собой эстетическое крещендо: блеск и  роскошь идут по  нарастающей, достигая в  финале ослепительного сияния. В  прологе хор  и  солисты  — это  пёстрая толпа прихиппованной молодёжи, но  постепенно все  персонажи преображаются: на  современные костюмы надеваются «древнеегипетские» юбочки и  «версальские» накидки. Художник по  костюмам Ален Бланшо ловко совместил разные страны и  эпохи, не  боясь эклектичности, а, напротив, стремясь к  ней. Бог  Земли (одна из  трёх партий блистательного Сирила Овати) появляется перед зрителями в  лохмотьях, в  шахтёрской каске, весь перемазанный угольной пылью.

Художник-постановщик Матье ЛорриДюпон использовал, кажется, все  возможности современного театра: здесь и  причудливое, почти по-барочному игривое видео (режиссёр видео  — Ян  Шапотель), и  театр теней, и  лаконичные, но  многозначительные декорации, которые временами удивительно напоминают циклопические стены Карнака или  Абу-Симбела, и  ослепительно броские детали, которые особенно впечатляют в  финале, когда сцена буквально купается в  золоте. Художник не  боится упрёков в  избыточности: Версаль так  Версаль, золото так  золото, Солнце так  Солнце!

Если финал истории Фаэтона горький и  мрачный, то  финал спектакля о  нём  — блистательно триумфальный. Сценическое великолепие ещё раз  подчёркивает ту  изысканность, с  которой не  самая выдающаяся опера XVII века возродилась на  сцене в  веке XXI.


Юлия Баталина редактор отдела культуры ИД «Компаньон»
 
По теме
14 марта 2018 года на сцене Пермского академического театра оперы и балета состоится премьера совместного проекта пермского театра и театрального департамента Версальского дворца – барочная опера «Фаэтон».