Спасение и гибель

Фото: www.newsko.ru

Опера Жан-Батиста Люлли «Фаэтон» создана Пермским театром оперы и  балета в  сотрудничестве с  Королевской оперой Версаля и  ансамблем Le Poème Harmonique. Исторически информированное исполнительство здесь блистательно сочетается с  модными течениями современного театра. Знатоки не  могли не  отметить своеобразие «барочного» звука и  сценического движения, равно как  и  свежие эстетические течения, привнесённые французскими режиссёром и  художниками. В  который уже  раз  пермская публика может дружно сказать: «Такого мы  ещё не  видели».

Фото:  Никита Чунтомов

Трёхчасовая барочная опера  — развлечение для  любителей и  знатоков, для  фанатов этого стиля; для  широкой же  публики это  настоящее испытание на  безупречность. В  отличие от  других любимых пермяками опер этого периода, таких как  «Дидона и  Эней» и  «Королева индейцев» Генри Пёрселла, здесь нет  яркой мелодической основы, музыка вся  состоит из  колоратур. Недаром на  пресс-конференции постановщики спектакля говорили о  том, что  музыка французского барокко отличается орнаментальностью, словно это  звуковое воплощение барочной архитектуры, причудливой и  игривой.

Подобный материал требует от  постановщиков особого подхода. Может быть, поэтому оперы Люлли и  французского барокко вообще в  России до  сих  пор  не  ставились, пермская постановка  — российский прецедент.

Прецедент ещё и  в  том, что  из  двух оркестров  — пермского MusicAeterna и  французского Le Poème Harmonique  — был  составлен один. Дирижёр и  музыкальный руководитель постановки Венсан Дюместр утверждает, что  это  не  механическое сложение двух групп музыкантов, а  нечто новое, и  премьера доказала его  правоту: даже слушатели, привыкшие к  исключительному звуку оркестра Теодора Курентзиса, отметили особую изысканность инструментальной составляющей музыки. Жаль, что  оркестр находился в  яме, а  не  на  сцене, и  можно было лишь позавидовать зрителям первых рядов, которые имели возможность наблюдать за  игрой на  диковинных инструментах и  за  «танцем» дирижёра.

Ещё более причудливыми были движения артистов на  сцене. Задолго до  премьеры пермские СМИ  заговорили о  «барочном жесте» как  особой «фишке» этой постановки. Жестикуляция солистов и  хора не  только добавляла постановке своеобразия, но  и  практически заменяла танец: в  придворных операх Версаля важной деталью был  балет.

Солисты дали настоящий мастер-класс барочного пения с  его  особой, отличной от  большого оперного стиля красотой. Как  и  сводный оркестр, ансамбль певцов, состоящий из  солистов Le Poème Harmonique и  хора MusicAeterna, отличался слаженностью и  гармоничностью. Слушая «Фаэтона», отчётливо понимаешь, почему Теодор Курентзис так  уважает творчество Венсана Дюместра: они  оба  — перфекционисты, добивающиеся в  звуке, будь то  вокал или  инструментальное исполнительство, не  просто красоты, но  абсолюта.

Понятно и  обратное: чем  работа Теодора Курентзиса впечатлила французского коллегу  — где  ещё он  найдёт такой хор, хор, который поёт как  дышит  — свободно, легко и  естественно, наполняя своим пением окружающий воздух?

Для  Перми этот сложносочинённый русско-французский ансамбль  — предмет гордости: первый голос, который слышат зрители,  — это  голос Елизаветы Свешниковой, исполнительницы роли Астреи. На  протяжении всей постановки пермские певцы достойно исполняют пусть не  главные, но  весьма заметные партии; колоритный Виктор Шаповалов незабываемый в  роли пророка Протея, а  Александр Егоров в  роли царя Меропа просто безупречен.

Исполнитель заглавной партии Матиас Видаль обладает специфическим голосом  — этаким барочным тенором, близким к  лирическому баритону, экспрессивной пластикой и  особой, подёрнутой безумием харизмой. 

Постановщики спектакля  — Венсан Дюместр и  режиссёр Бенжамен Лазар  — признавались, что  выбор оперы отчасти был  продиктован возможностью использовать удивительно подходящего для  партии Фаэтона актёра.

Если в  том, что  касается музыки и  пластики, постановщики стремились к  аутентичности, то  режиссёрское решение отличается стремлением к  актуальности, даже злободневности. В  этой трактовке Фаэтон  — это  тёмный, почти хтонический персонаж, несущий разрушение всему, включая себя самого. Бенжамен Лазар не  стесняется прямых аллегорий: падение Фаэтона сопровождается видео, в  котором малыш, играющий со  спичками, доводит Землю до  ядерного взрыва. Что  ж, это  вполне соответствует эстетике и  идеологии барочного театра, где  главным видом иносказания была аллегория с  её прозрачностью и  прямолинейностью.

В  визуальном отношении пермско-версальский «Фаэтон» представляет собой эстетическое крещендо: блеск и  роскошь идут по  нарастающей, достигая в  финале ослепительного сияния. В  прологе хор  и  солисты  — это  пёстрая толпа прихиппованной молодёжи, но  постепенно все  персонажи преображаются: на  современные костюмы надеваются «древнеегипетские» юбочки и  «версальские» накидки. Художник по  костюмам Ален Бланшо ловко совместил разные страны и  эпохи, не  боясь эклектичности, а, напротив, стремясь к  ней. Бог  Земли (одна из  трёх партий блистательного Сирила Овати) появляется перед зрителями в  лохмотьях, в  шахтёрской каске, весь перемазанный угольной пылью.

Художник-постановщик Матье ЛорриДюпон использовал, кажется, все  возможности современного театра: здесь и  причудливое, почти по-барочному игривое видео (режиссёр видео  — Ян  Шапотель), и  театр теней, и  лаконичные, но  многозначительные декорации, которые временами удивительно напоминают циклопические стены Карнака или  Абу-Симбела, и  ослепительно броские детали, которые особенно впечатляют в  финале, когда сцена буквально купается в  золоте. Художник не  боится упрёков в  избыточности: Версаль так  Версаль, золото так  золото, Солнце так  Солнце!

Если финал истории Фаэтона горький и  мрачный, то  финал спектакля о  нём  — блистательно триумфальный. Сценическое великолепие ещё раз  подчёркивает ту  изысканность, с  которой не  самая выдающаяся опера XVII века возродилась на  сцене в  веке XXI.


Юлия Баталина редактор отдела культуры ИД «Компаньон»
 
По теме
театр сцена - Новый Компаньон Как стало известно «Новому компаньону», в ближайшее время планируется встреча губернатора Пермского края Максима Решетникова и художественного руководителя Пермского театра оперы и балета Теодора Курентзиса.
13.03.2018
 
ТЕОДОР КУРЕНТЗИС И MUSICAETERNA ДАДУТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ В ПОЛЬЗУ ФОНДА «GIFT OF LIFE».jpg - Министерство культуры Вчера, 11 марта, на Исторической сцене Большого театра прошла торжественная церемония вручения наград I Международной профессиональной музыкальной премии BraVo в области классической музыки.
12.03.2018
Житель Кунгура, похитивший многотонные металлические контейнеры, понесёт наказание В Кунгуре огласили приговор неработающему 25-летнему местному жителю.
19.10.2018 Газета Новости Кунгурского края
В целях предотвращения ДТП с участием пешеходов, профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, на территории города Кунгура и Кунгурского района проводилось профилактическое мероприятие «Внимание, пешеход».
18.10.2018 Газета Новости Кунгурского края
Кунгуру 355 лет [Фото] - Газета Новости Кунгурского края На фото в одном кадре изображён Кунгур во всём многообразии: знаменитый кунгурский кораблик, здание центра детского творчества - памятник архитектуры и церковь Успения Божией матери - православные традиции горожан.
19.10.2018 Газета Новости Кунгурского края
Сразу два важных мероприятия включала в себя программа ретро-фестиваля «Песни молодости нашей», состоявшегося 13 октября в городском Доме культуры:
19.10.2018 Газета Новый день
На площадку планируется перенести три пермских музея, а территорию объединить с Разгуляем и долиной Егошихи Автор: Яна Купрацевич Власти Пермского края представили эскиз культурного кластера,
18.10.2018 Business Class
В выпуске: - Ремонт Ергачинского Дома культуры; - Освещение Поклонного креста в с. Мазунино; - Игры Юниорской баскетбольной лиги в п. Шадейка; - "Папа, мама, я - спортивная семья" в п. Комсомольский;
15.10.2018 Газета Новости Кунгурского края
Новый российский высокотехнологичный и конкурентоспособный авиационный двигатель ПД-14, разработанный пермскими моторостроителями, получил Сертификат.
19.10.2018 Nesekretno.Ru
Сотрудники прокуратуры вместе со специалистом МКУ «Управление капитального строительства Чусовского муниципального района» проверили исполнение жилищного законодательства при проведении капремонта дома по ул.
20.10.2018 Business Class