«Ариадна на Наксосе» — жемчужина оперного репертуара первой половины ХХ столетия. Первоначально, в 1912 году, «Ариадна» была написана как интермедия для постановки комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», но действо оказалось слишком длинным — около шести часов! 100 лет назад, в октябре 1916 года, публике представили окончательную редакцию оперы, ее и услышат зрители в Пермском театре оперы и балета 1 ноября.
Сочетание несочетаемого: классической мифологии и сатиры, высокой драмы и commedia dell'arte, драматизма и буффонады — такова опера, созданная Рихардом Штраусом и Гуго фон Гофмансталем. Блестящее либретто Гофмансталя, в котором есть и искрометный юмор, и тонкий психологический анализ образов, и жизненная философия и мудрость, гениально положено Штраусом на музыку.
Артем Абашев, дирижер:
— Лично для меня эта партитура как хрестоматия музыкальных стилей. Здесь есть итальянский колорит — в эпизодах с участием персонажей commedia dell’arte. Есть французский след, напоминающий о том, что Франция многое переняла у Италии и послужила перепутьем для распространения оперы дальше по странам Европы. И конечно, большая роль в этом произведении отведена Рихарду Вагнеру, крупнейшему оперному композитору Германии XIX века, который оказал значительное влияние на творчество Рихарда Штрауса.
Сюжет повествует о подготовке к домашним спектаклям в имении богача, ничего не смыслящего в искусстве, прототипом которого стал мольеровский Журден. К показу предполагается сначала трагическая опера «Ариадна на Наксосе», а вслед за ней — комедия масок. Однако, чтобы кульминация праздника — запланированный фейерверк — состоялся вовремя, хозяин усадьбы приказывает показать оба спектакля одновременно, что приводит в смятение композитора и певцов.
Артем Абашев, дирижер:
— «Ариадна на Наксосе» структурно устроена таким образом, что можно говорить о трех слоях смыслов: низкий, водевильный — слой человеческих отношений; высокий, драматический — слой театральный, на котором герои рассуждают о смысле искусства; и есть еще метаслой — это уровень космического, на который нас поднимает музыка ближе к финалу. Получается что-то вроде «оперы роста»: ты заходишь в зал в одном состоянии, а выходишь уже изменившимся. В музыке нет пауз, мы, как по волнам, плавно движемся вперед.
В «Ариадне на Наксосе» Рихард Штраус смог удивительным образом соединить, казалось бы, несоединимое. Прием «театра в театре» позволил рассказать одновременно три истории и создать необычную, но совершенную по красоте эстетическую конструкцию. Восхитительная музыка Штрауса сделала эту оперу любимицей европейского репертуара.
«Ариадна на Наксосе» знаменита виртуозными вокальными партиями: роль Цербинетты, например, считается одной из труднейших в сопрановом репертуаре. В Перми эту партию исполнит блестящая певица Надежда Павлова, которую критики уже сейчас величают «новой дивой российского оперного театра». Заглавную партию исполнит Лариса Келль, а Наталья Буклага, одна из немногих солисток Пермской оперы, которая с легкостью примеряет брючную роль, на этот раз выступит как Композитор. Есть и приглашенный певец — Захар Ковалев из Московского камерного музыкального театра им. Б. А. Покровского, который исполнит партии Вакха и Тенора. Всего же на сцену выйдут 17 солистов (и это, напомним, сокращенная версия оперы!).
Чтобы зрители Пермской оперы могли поближе познакомиться с богатым контекстом произведения, театр подготовил для всех желающих образовательный проект «Лаборатория современного зрителя»: помимо посещения открытых репетиций, в цикле, посвященном опере Штрауса, предполагается мастер-класс по современной хореографии от Лауры Хасаншиной, мастер-класс Надежды Павловой по вокалу и публичная лекция «Мифология в архитектуре».