Странствующие картины

Странствующие картины
Странствующие картины
Странствующие картины
Странствующие картины
Странствующие картины
Странствующие картины
Странствующие картины
Фото: www.newsko.ru

Передвигаясь по  главному хранилищу Пермской художественной галереи, как  будто путешествуешь во  времени. Странствие становится тем  более удивительным, когда узнаёшь подробности биографии той  или  иной картины. Едва ли  не  каждое полотно хранит огромное количество тайн, часть которых до  сих  пор  не  раскрыта. Те  же  загадки, что  разгаданы, поражают воображение.

Не  сразу опознанный Франкар

Портрет «сидящей в  кресле и  сильно декольтированной женщины», имеющий на  обороте надпись «24  1738», поступил в  коллекцию Художественного музея в  год  его  основания  — в  1922-м (в  Пермскую художественную галерею музей был  переименован в  1936-м). О  картине было известно лишь то, что  в  начале 1900-х годов она  была приобретена Пермским научно-промышленным музеем на  рынке. Местное предание гласило, что  ранее она  принадлежала Демидовым и  была похищена из  их  фамильного собрания в  Нижнем Тагиле.

Истинную художественную и  историческую ценность этого произведения установил Алексей Савинов, заведующий отделом русского искусства Русского музея Ленинграда, эвакуированный в  1941 году вместе с  наиболее ценными картинами в  Молотов. Он  заинтересовался стилем, близким к  барокко, и  временем написания портрета, к  которому может быть отнесено лишь небольшое число живописных полотен в  России. «Вопрос об  имени его  автора был  решён с  неожиданной лёгкостью: на  фоне, правее плеча, имеется чёткая и  без  труда читаемая подпись «Francar F(ecit) 1738»,  — отметил Савинов в  инвентарной карточке после обследования портрета.

Родившийся около 1710 года в  Гамбурге и  умерший от  чахотки во  время морского путешествия в  1743-м, последние шесть лет  своей жизни Франкар провёл в  Петербурге. Он  сыскал славу как  мастер в  передаче женской красоты. Первое упоминание его  имени в  литературе было сделано в  1876 году во  вступительной статье сенатора, председателя Русского исторического общества Александра Половцева к  публикации переписки Екатерины II и  Этьена Фальконе. Российская императрица привлекала французского скульптора и  знатока искусства к  поиску и  покупкам шедевров для  своей коллекции, которую она  страстно собирала. По  всей видимости, Франкар также интересовал её. Хранящийся в  Пермской художественной галерее женский портрет признан эталонной работой немецкого мастера, с  которой теперь сверяют другие произведения. Таких в  России всего пять штук.

Ложный след Куапеля

С  увлечением её императорского величества неразрывно связана история ещё одного полотна из  собрания галереи. В  1779 году Екатерина II приобрела полную коллекцию сэра Роберта Уолпола, первого премьер-министра правительства Англии. Однако в  России она  была разрознена, причём неоднократно. В  1940 году одна из  204  уолполовских картин  — «Аполлон и  Дафна»  — из  Эрмитажа, где  она  на  тот  момент находилась, была передана в  Пермь и  поставлена на  учёт как  работа французского художника Антуана Куапеля (1661—1722).

Ошибка в  биографии полотна обнаружилась в  2013 году, когда по  инициативе потомков лорда Уолпола в  его  дворце Хоутон-холл была организована выставка произведений из  принадлежавшей ему  коллекции. Сотрудники Эрмитажа, также приглашённого к  участию в  экспозиции, выяснили, что  «Аполлон и  Дафна» имеют к  ней  прямое отношение. Правильность их  догадки была подтверждена инвентарными номерами, написанными на  оборотной стороне пермской картины. А  каталог, составленный в  своё время сыном британского премьер-министра Горацием Уолполом, указал имя  автора и  дал  точное описание интерьера дворца, где  она  экспонировалась. Сомнений не  осталось: «Аполлон и  Дафна» принадлежат кисти итальянского мастера Джузеппе Бартоломео Кьяри (1654—1727) и  украшали родовое гнездо Уолпола.

Реконструируя историю жизни картины, искусствоведы также выяснили, что  она  относилась к  серии из  четырёх работ Кьяри. На  двух из  них  был  изображён религиозный сюжет: «Купание Вирсавии» и  «Нагорная проповедь Христа», на  двух других  — «Метаморфозы» Овидия («Аполлон и  Дафна» и  «Вакх и  Ариадна»). Но  и  это  ещё не  всё. Благодаря исключительной тщательности, с  которой Гораций Уолпол составил каталог отцовского собрания, стало известно, что  аналогичную серию картин Кьяри написал по  заказу кардинала Фабрицио Спада. Другие «Аполлон и  Дафна» теперь выставлены в  галерее Спада и  имеют более целомудренный  вид. На  «пермской» версии картины девушка изображена обнажённой, на  «кардинальской»  — одета в  платье.

Серия картин Кьяри, купленная российской императрицей у  наследников Уолпола, в  XIX веке была разделена на  две  части и  экспонировалась в  разных залах Эрмитажа. В  1911 году полотна на  библейскую тематику были отправлены в  Крым для  декорирования новой царской резиденции Ливадийского дворца. Две  оставшиеся картины сначала были перенесены в  Екатерининский дворец в  Царское Село, затем попали в  музейный фонд, в  1933 году вернулись в  Эрмитаж, а  в  1940-м тоже были разделены и  переданы в  разные музеи.

Свет на  «Лунную ночь»

В  1947 году пермячка Вера Бажанова продала галерее две  картины Валентина Серова «Конный двор. Домотканово» и  «Пейзаж». Тогда то  и  пролился свет на  историю их  бытования с  момента создания в  1904 году до  середины XX века.

Обе  эти  работы, а  также рисунок «Новобранец» были написаны художником в  усадьбе Домотканово и  приобретены его  ученицей Лидией Николаевной Ильиной. Барышня приходилась родственницей Строгановым, потом она  вышла замуж за  Ивана Григорьевича Каменского, пермского промышленника из  бывших крепостных крестьян.

В  1904 году «Лунная ночь» (так  изначально называлась картина, известная сейчас как  «Пейзаж»  — ред.) экспонировалась на  второй выставке русских художников в  Санкт-Петербурге. «Уголок провинциального города, видный сверху. На  первом плане деревья, на  втором плане справа каменный двухэтажный дом, на  третьем  — освещённая луной белокаменная церковь»,  — так  она  была описана в  каталоге.

После этого работы были перевезены в  дом  Каменских в  Суксуне, который, по  описанию очевидцев, имел богатое убранство: в  нём была большая библиотека, оружейная комната, картины русских и  зарубежных мастеров.

В  апреле 1918 года большевики национализировали всё имущество семьи и  в  октябре решили вывезти их  вещи из  Суксуна, поскольку к  этим местам подходили войска адмирала Александра Колчака. Перед вывозом они  произвели опись, которая хранится в  Красноуфимском архиве, однако картин Валентина Серова, а  также Николая Рериха и  Михаила Нестерова в  ней  не  значилось.

«Видимо, после прихода большевиков к  власти Каменские раздали наиболее ценные вещи родственникам,  — полагает хранитель коллекции живописи и  скульптуры Пермской художественной галереи Татьяна Суворова.  — Таким образом могли попасть картины Серова к  Анне Михайловне Бажановой, которая была двоюродной сестрой Ивана Григорьевича, а  от  неё уже  к  её дочери Вере Михайловне Бажановой».

О  дальнейшей судьбе имущества Каменских сложено много легенд. Согласно одной из  них  по  распоряжению большевиков всё отобранное повезли в  Кунгур, но  не  довезли. Следы обоза потерялись где-то у  станции Усть-Кишерть. На  этом направлении вела наступление на  Кунгур 2-я Чехословацкая дивизия армии Колчака. Чехи и  могли захватить обоз с  картинами. В  таком случае картины нужно искать в  Чехии или  Словакии, говорит Суворова. Но, по  её словам, возможен и  другой вариант. В  1918 году чехи могли отправить обоз в  Красноуфимск. Тогда картины могут находиться в  Иркутске. По  другой версии, упакованные вещи Каменских были сложены в  здании волостного управления, которое было взорвано. Это  самый драматичный сценарий.

Разграбили большевики и  дом  Ивана Каменского на  ул. Екатерининской, 212  в  Перми, заранее прогнав оттуда его  самого вместе с  женой. После непродолжительного пребывания в  притоне он  попал в  психиатрическую лечебницу, где  и  умер 14  марта 1919 года. Похоронен Каменский был  в  своей родовой усыпальнице в  церкви иконы Казанской Божией Матери (ныне  — на  ул. Плеханова, 39/5), вскоре после того ликвидированной. Два  майоликовых панно на  внешних стенах, по  легенде исполненных по  эскизам Рериха, творчеством которого Каменский увлёкся в  начале XX века, были скрыты от  людских глаз. Одно  — повреждено, другое  — частично замазано, частично загорожено сараями. В  1967 году здание вообще хотели снести, и  сохранилось оно  самым чудесным образом. Советские власти прислушались к  голосу разума двух журналистов «Молодой гвардии»  — Леонида Юзефовича и  Анатолия Королёва, призвавших в  своей статье «Ты и  Рерих» спасти церковь. В  2000-х годах она  была восстановлена, в  том  числе миру были явлены панно.

Нестеровское «Распятие», бывшее частью внутреннего убранства храма, в  1920 году было передано в  Пермский научно-промышленный музей, а  в  1922-м  — в  Художественный музей.

В  дар  «Поклонение волхвов»

Тогда же  поступили два  портрета Владимира Боровиковского. На  одном из  них  изображена пожилая дама в  белом платке с  малиновой накидкой на  плечах, на  другом  — молодой человек в  тёмно-зелёном военном мундире с  эполетами, сидящий за  столом и  обращённый к  зрителю левым боком. Вероятнее всего, художнику позировали представители старинного армянского рода Абамелек-Лазаревых, которые впоследствии и  подарили эти  работы музею.

История этого рода в  России началась в  первой половине XVIII века, когда купец Лазарь Назарович Лазарян вместе со  своей семьёй переехал сюда из  Персии. Его  сын  Иван (Ованес) Лазаревич Лазарев купил имение барона Строганова с  Чёрмозским заводом, а  позднее у  баронессы Строгановой  — Хохловский завод с  соляными промыслами и  село Полазненское. Обширную горнопромышленную вотчину в  1801 году унаследовал брат  — Еким Лазаревич, а  затем его  сыновья Иван и  Христофор. Накануне ликвидации крепостного права пермское имение оказалось в  единоличном владении Христофора Екимовича, а  в  1873 году перешло к  его  дочери Елизавете, бывшей замужем за  князем Семёном Давидовичем Абамелик, которому из-за пресечения мужской линии Лазаревых царь дал  право именоваться Абамелек-Лазаревым. Последним владельцем этого состояния был  князь Семён Семёнович Абамелек-Лазарев, видный учёный-востоковед, умерший в  1916 году.

В  1918-м имение было национализировано, и  часть имущества передана в  музей. В  результате в  1929 году в  галерею поступили две  работы Семёна Давыдовича Абамелек-Лазарева: изображения маслом на  холсте Стефана Великопермского и  митрополита Алексея, датированные 1865-м и  1870 годом соответственно. Обе  картины находятся в  отличном состоянии благодаря проведённым восстановительным работам.

Длительное время в  итальянском зале галереи экспонировалось отреставрированное полотно «Поклонение волхвов» из  ликвидированной Чёрмозской церкви. Неизвестный автор, предположительно, в  XVII веке изобразил мужчину и  женщину в  красной одежде с  ребёнком на  коленях, сидящих около руин. Перед младенцем стоят трое коленопреклонённых мужчин, один из  которых  — старец  — подносит младенцу Христу дары. Справа, позади этой группы, изображены ещё пять человек, из  них  трое чернокожих около коня и  верблюдов. Посередине, у  верхнего края картины,  — сияние и  херувимы. На  оборотной стороне этого холста отчётливо видна надпись: «Отъ  действительныхъ статскихъ советниковъ камергеровъ и  кавалеровъ Ивана и  Христофора Лазаревых принесена сiя картина в  дар  Чермозской во  имя  Рождества Богородицы церкви июня 10го 1849  г.».

Второе полотно, украшавшее когда-то церковь в  их  вотчине, представляет собой копию работы Корреджо «Обручение Христа и  святой Екатерины». На  нём содержится такая отметка: «№65  —  С.В Пожертвована отъ  действительного статского советника камергера и  кавалера Христофора Екимовича Лазарева Чермоскому храму 1  майя 1848 года».

Эта  работа и  ещё порядка 20, вывезенных из  Чёрмоза, нуждаются в  изучении и  реставрации. «Среди них  могут быть настоящие шедевры»,  — считает Татьяна Суворова. Под  «дублировочным холстом», наклеенным на  оборотную сторону итальянских картин, предположительно, в  XIX веке, могут находиться авторские подписи, добавляет реставратор живописи Константин Суслов.

Татьяна Суворова закончила географический факультет  ПГУ. В  2003 году устроилась лаборантом в  отдел учёта и  хранения Пермской художественной галереи. В  2010 году приняла на  ответственное хранение коллекцию скульптуры (светской), а  в  2012 -м - коллекцию живописи. В  главном хранении находятся 3  616  картин и  этюдов в  технике масляной, темперной и  акриловой живописи, выполненные на  холсте, дереве, оргалите, фанере, картоне, металле. В  экспозиции галереи размещаются 168  — 170  экспонатов. На  выставках в  2016 году побывало 205  произведений (в  галерее и  за  её пределами).


Ольга Дерягина редактор журнала «Компаньон magazine»
 
По теме
Обращаем ваше внимание, что, согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", к категории "социальнно незащищенные граждане" относятся следующие лица:
Учитель года-2024 20 февраля состоялось торжественное закрытие муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года — 2024».
Литературная программа "Великий мастер языка и слова", посвященная 205-летнему юбилею великого русского прозаика, поэта, драматурга и переводчика Ивана Сергеевича Тургенева,
21 марта в Модельной библиотеке №21 состоялась игровая программа в честь 100-летия детского журнала "Мурзилка" Юные читатели-дошкольники из детского сада №393 г.
В детской библиотеке №15 состоялся краеведческий квест по Пушкинской карте Участники квеста - учащиеся 8го класса школы №44 объединились в три команды и отправились в путешествие по станциям квеста: «Туристическая», «Историческая»,
25 марта в детской библиотеке №3 им. И.А. Крылова открылась персональная выставка творческих работ читателя детской библиотеки Софи Худяковой На выставке представлены работы, выполненные в технике аппликации, оригами,
Одна из улиц Мотовилихинского района будет носить имя Владимира Перепелицына - Министерство здравоохранения Общественный совет по топонимике г. Перми поддержал инициативу Городской клинической больницы №4 присвоить улице в одном из новых микрорайонов Мотовилихи имя хирурга Владимира Перепелицына (1946-2005).
Министерство здравоохранения
Экскурсия в ГБУЗ ПК «ПССМП» - Базовый медколледж 25 марта наших первокурсников специальности «Лечебное дело» открытыми дверями встретила Пермская станция скорой медицинской помощи.
Базовый медколледж
Театр-Театр - Новый Компаньон Спектакли покажут театры из Новоуральского, Красноярска, Чебоксар и Санкт-Петербурга   Театр-Театр В Перми начались гастроли Новоуральского театра музыки.
Новый Компаньон