Тайны «Золотой Орды»

Фото: t7-inform.ru

НЕНАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

                      «Золотую Орду» мы задумали совместно с «Первым каналом» около пяти лет назад, – рассказывает генеральный продюсер сериала Рубен Дишдинян. – Советовались, выбирали тему, которая может привлечь разную аудиторию не только в России, но и за ее пределами, будет интересна и на локальном, и на международном рынках. Период расцвета Золотой Орды показался нам ярким, кинематографичным, поэтому он и был взят за основу». Создатели сериала изучали исторические свидетельства, общались с консультантами-историками, но... «Выслушав третьего, я понял – хватит, – говорит режиссер Тимур Алпатов. – Каждый из них вел в свое русло, каждый говорил, что монголы были такими или, наоборот, такими. Не поймешь, что происходило на самом деле». В итоге, чтобы не расходиться с историческими реалиями, создатели сериала решили... вовсе от них отойти. «Хотя действие происходит на Руси в конце ХIII века, по жанру «Золотая Орда», скорее, фэнтези, чем реалистичная историческая драма. Все герои фильма вымышленные, – рассказывает креативный продюсер Елена Денисевич. – Мы не ставили своей целью наведение некоего своего порядка в истории, у нас нет каких-то новых и личных прочтений существующих фактов. Мы фантазируем по другому поводу: нас больше волнуют художественные предположения о том, какие люди жили в это время, чем они отличались и чем были похожи на нас».

 

КРЫМСКИЕ МОРОЗЫ

                      Несмотря на заявленную фантастичность, к костюмам и декорациям создатели подошли очень тщательно. «Поскольку «Золотая Орда» – проект большой, костюмов у нас тоже большое разнообразие, около двух тысяч, – говорит художник по костюмам Мария Юреско. – От пяти до десяти на каждого актера. При подготовке к «Золотой Орде» мы брали идеи с гравюр того времени, икон, музейных экспонатов, советовались с консультантами. Часть костюмов отшивали, что-то арендовали. Например, на «Мосфильме» взяли несколько костюмов, которые снимались еще в советских фильмах «Руслан и Людмила» и «Садко».

                      Для съемок Руси построили настоящий деревянный городок с бревенчатыми избами, церквями, баней и княжеским теремом. Ордынский город Сарай-Берке решено было снимать в Крыму. Но полуостров неожиданно повернулся к киношникам совсем не курортной стороной. «Мы постарались выбрать место, похожее на Монголию, и где до нас еще никто не снимал, хотя это оказалось непросто, ведь кинематографисты любят Крым, – рассказывает режиссер. – В результате наш выбор пал на Карадагский заподведник, где построили масштабную декорацию ханского дворца, юрт. Одного не просчитали, выбирая весной это место: что осенью там очень сильный ветер. И в тот октябрь, когда мы снимали, туда пришел мощный антициклон. Адские холодные ветра нас изматывали. Если группа еще могла утеплиться, то актерам было сложнее: мало того, что холод пробирал до костей, постоянно приходилось поправлять грим – от ветров с наших героев слетали парики, усы и бороды». Юлия Пересильд, которая сыграла княгиню Устинью, отданную ханскому послу, говорит, что работать в таких условиях было очень сложно: «Перед камерой я не могла даже открыть глаза – слезы лились в 10 ручьев!»

 

ЦИРК С КОНЯМИ

                      Естественно, в истории, где фигурируют кочевники, большую роль играют лошади. В сериале много конных сцен. Одну из битв с участием лошадей, к примеру, снимали целых три дня. Режиссер Тимур Алпатов так плотно с этими животными работал впервые в жизни. И понял, что это очень непросто. «Оказалось, что это очень пугливые животные: боятся хлопушки, фильтров для света, камеры. Поэтому у нас была разработана целая система для их съемок, – признается он. – А еще я не знал о сложных взаимоотношениях коней и верблюдов. Мы снимали караван монголов, которые возвращаются к хану. Для красоты кадра я решил поставить в него двух верблюдов. И на съемочной площадке с удивлением выяснил, что, оказывается, лошади так их боятся, что разбегаются в разные стороны! Поэтому верблюдов мы «спрятали», поставив в конце каравана, подальше от лошадиных взглядов. И всё же один конь, запряженный телегой, увидел верблюда и понесся на людей – еле остановили».

 

МУЖСКИЕ ТРУДНОСТИ

                      Лошади стали главным испытанием и для Сергея Пускепалиса, который сыграл воеводу Еремея. Актер ради этой роли впервые сел в седло. «Нам пришлось много скакать на конях, но не всегда это сразу удачно получалось, – признается Сергей. – Верхом в кадре я еще не ездил. И нашей каскадерской группе было дано задание – научить актеров уверенно держаться в седле. Пришлось немного подучиться». На этом мытарства актера не закончились. Поскольку герой Пускепалиса – воевода, во многих сценах он в доспехах. Костюмеры говорят, что Сергею достался практически самый тяжелый комплект: одна только кольчуга весила 20 кг. Меч актеру тоже выдали внушительный, восьмикилограммовый. И всё это вместе с весом самого актера должен был нести на себе конь. «С конем мне «повезло»: его «одели» в железо, в броню. Выглядело это очень эффектно, однако бедный конь еле передвигался, а мне еще требовалось на нем что-то изображать», – вспоминает Сергей.

                      А вот Александр Устюгов, который сыграл князя Ярослава, на батальные сцены, наоборот, не жалуется. «Битвы для меня были не очень сложны, – признается он. – По крайней мере пока позволяют физические силы и возраст. Скажу даже, что мне это легко и нравится. Труднее играть психологические сцены. Это очень непросто, когда на протяжении всего 12-часового рабочего ты должен поддерживать в себе мощное эмоциональное состояние. А ведь каждая сцена снимается не один раз, как это видит зритель на экране, – вместе с репетицией выходит и по двадцать…»

 

СЛЁЗЫ ФИНАЛИСТКИ "ГОЛОСА"

                      Еще один человек, которому пришлось преодолевать трудности на этих съемках, – финалистка проекта «Голос» Эльмира Калимуллина. Она сыграла татарскую девушку Зейнеб, служанку и подругу молодой ханши Айжан. Ранее певица получала уроки актерского мастерства в Казанской консерватории и набиралась актерского опыта в мюзикле Константина Хабенского «Поколение Маугли», но на киносъемки попала впервые. Так что Эльмира очень нервничала. «К своему первому съемочному дню я готовилась полгода: детально прорабатывала каждую сцену с прекрасным актером и педагогом Дмитрием Калязиным, – признается она. – И вот этот день наступил. Он был таким ужасным, что мне хотелось рыдать и напиться, простите, в зюзю. Потому что вся моя полугодовая подготовка сразу же «рассыпалась». У меня в этот день была такая задача: плакать на протяжении нескольких дублей. Но на съемочной площадке не оказалось никого из моих предполагаемых для этих слезливых сцен партнеров. И вот я набирала необходимые эмоции, звучала команда «Мотор!», я начинала плакать... И ровно через три секунды кто-то из операторов закричал: «У нас тут батарея села!..» Съемку прервали. Ну хорошо, я собралась плакать еще раз. Только заплакала, как потухла какая-то горелка. Снова перерыв! Потом процесс прервали гримеры, заметившие, что у меня вспотел лоб... Словом, одну эту сцену снимали раз десять. Это такой труд! Мне, конечно, могли капнуть на щеки глицериновые слезы, но я против неправды». Справиться с ситуацией девушке помогла поддержка коллег. Например, Юлия Пересильд, которая сыграла самую жесткую и коварную героиню сериала, в жизни оказалась добрейшим человеком. «Она разряжала обстановку, – говорит Эльмира. – Помню, было очень холодно, и она рассказывала нам анекдоты, мы смеялись, как-то друг друга подбадривали. Даже конфетку дала. Мне было очень приятно, что она поинтересовалась, как я себя чувствую, поведала о своем первом опыте. Сказала, что мне колоссально повезло: у нее всё было гораздо труднее, и общий язык с режиссером найти ей было непросто». В итоге финалистка «Голоса» настолько втянулась в работу над сериалом, что ради роли готова была даже пожертвовать длинными волосами! Дело в том, что, по сюжету, ее героиня серьезно заболевает. «Помню, я сказала маме: «Предупреждаю: возможно, у меня будет кардинальная смена прически». Она была в ужасе. Брат – тоже. А папе я не успела ничего сказать и правильно сделала: для папы мои волосы – это святое, он с детства не разрешал мне их стричь, – рассказывает Эльмира. – В итоге стричь волосы не пришлось, потому что больную Зейнеб решили снимать в платке. Но даже если бы и пришлось, это был бы мой осознанный вклад в киноискусство».

 
По теме
В Березниковском драматическом театре 13 и 14 октября открылся новый театральный сезон премьерой спектакля «Второе нашествие марсиан» по повести Аркадия и Бориса Стругацких – об этом сообщает газета «Неделя.RU» (Березники).
17.10.2018
Книжная графика из фондов Пермской художественной галереи экспонируется на выставке «Книга на все времена», которая 16 октября открылась в Кунгурском музее-заповеднике.
17.10.2018
 
17 октября в 19.00 Пермская филармония приглашает в Органный зал на концерты ансамбля солистов «Квартет Каравай» и титулярного органиста церкви Святой Марии в Мюльхгаузене (Тюрингия) Денни Вильке.
17.10.2018
ОТЧЕТ о деятельности учреждений сферы культуры, искусства и молодежной политики администрации Чайковского городского поселения с 4 по 14 октября 2018 г. - Администрация Чайковского МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЧАЙКОВСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА   4-10 октября 2018 года Библиотека Количество посещений Количество документовыдач Количество мероприятий
17.10.2018
 
В Перми пройдут мероприятия, посвященные Дню памяти жертв политических репрессий 30 октября в России является Днем памяти жертв политических репрессий.
17.10.2018
Пермские таможенники совместно с сотрудниками полиции и транспортной прокуратуры провели осмотры помещений и территорий в магазинах розничной торговли города Перми.
15.10.2018 Газета Новости Кунгурского края
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ "ЛАМПА" - ПГСХА 25 октября 2018 года в рамках Пермского международного форума добровольцев состоится Ночной показ лучших работ Международного кинофестиваля социально ориентированных короткометражных фильмов,
16.10.2018 ПГСХА
На один день наш город стал центром регионального музееведения: 3 октября при поддержке краевого министерства культуры и ГКБУК «Пермский краеведческий музей» в Нытве прошел семинар «Музей как ресурс развития территории»,
12.10.2018 Газета Новый день
Ярким праздничным концертом под названием «Теплая осень жизни» открылся месячник пожилых людей в пос.
12.10.2018 Газета Новый день
В выпуске: - Ремонт Ергачинского Дома культуры; - Освещение Поклонного креста в с. Мазунино; - Игры Юниорской баскетбольной лиги в п. Шадейка; - "Папа, мама, я - спортивная семья" в п. Комсомольский;
15.10.2018 Газета Новости Кунгурского края
Александр Башминов, генеральный директор баскетбольного клуба «Парма», – о полезном межсезонье, ирландском тренере молодежки и причинах смены всех легионеров Автор: Вадим Сковородин Александр Васильевич,
11.10.2018 Business Class
Жительница города Березники обвиняется в применение насилия в отношении сотрудника полиции - Следственный комитет Следственным отделом по г. Березники следственного управления Следственного комитета РФ по Пермскому краю закончено расследование уголовного дела в отношении 31-летней жительницы города Березники,
17.10.2018 Следственный комитет
​Краевые власти представили эскиз культурного пространства территории завода им. Шпагина - Business Class 17 октября власти Пермского края и Сергей Чобан, руководитель архитектурного бюро SPEECH, которое занималось разработкой проекта, представили мастер-план преобразования территории завода им.
17.10.2018 Business Class
По данным Пермского гидрометцентра  (Пермского ЦГМС - филиал ФГБУ «Уральское УГМС»): 17-18 октября на территории Пермского края ожидается переменная облачность, местами кратковременные осадки (мокрый снег, дождь).
17.10.2018 Администрация г.Лысьва
фото Виталий Кокшаров Глава Перми Дмитрий Самойлов вызвал представителей Пермской сетевой компании для разбора ситуации с пониженными параметрами подачи тепла в жилые дома и незавершенными раскопками в городе.
17.10.2018 Глава города Перми