Кино на выходные: «Первая реформатская церковь» и «Опасная игра Слоун»

Business Class рассказывает о двух актуальных фильмах, которые заслуживают внимания. Сегодня в поле зрения – Итан Хоук в обличье священника сходит с ума, размышляя о судьбе планеты, Джессика Честейн играет очередную лучшую роль в одном из самых скучных фильмов года. Автор: Владислав Гордеев

Фильм: «Первая реформатская церковь»

Режиссер: Пол Шредер

18+

Пол Шредер снимает фильмы аж с 1979 года (среди них, например – ремейк французского триллера «Люди-кошки» и биография Юкио Мисимы), но так и остается известен прежде всего как сценарист лучших фильмов Мартина Скорсезе: «Таксист», «Бешеный бык» и «Последнее искушение Христа». Уже из них очевиден основный мотив, волнующий Шредера, – одинокий человек, одержимый страстью, желанием и обреченный на непонимание общества. Таким был и Трэвис Бикл, и Иисус Христос, таким же оказался и преподобный Толлер в новом фильме Шредера.

Толлер, священник в реформатской церкви маленького городка, должен помогать прихожанам бороться с дьяволом, но сам страшно страдает, каждый вечер прикладывается к бутылке и пишет дневник – как исповедь самому себе. В его биографии черная дыра, засосавшая всю его жизнь, – малолетний ребенок Толлера погиб, а брак распался.

Однажды к Толлеру обращается беременная прихожанка с просьбой поговорить с ее мужем. Супруг, эколог-активист, борется с депрессией и чувствует вину перед еще не рожденным ребенком, который будет вынужден жить на погибающей планете. Спустя пару дней после разговора мужчина стреляет в себя из ружья, а потрясенный священник загорается мыслью самостоятельно изменить этот мир.

Первым делом бросается в глаза благородная старомодность фильма – «Первая реформатская церковь» снималась с явной оглядкой на лучшие фильмы об экзистенциальном кризисе священника: бергмановское «Причастие» и «Дневник сельского священника» Брессона. К последнему здесь уж слишком прозрачная отсылка – главный герой является тем самым сельским священником, который пишет дневник.

К счастью, Шредер не вступает в борьбу с мастерами, уводя кино с темы кризиса веры в социально-политический контекст. «Простит ли нас Бог за то, что мы сделали с его творением?» – задается он вопросом. В мире, где властвуют глобальные корпорации, геополитические игры и гигантские деньги, даже церковь должна обратить взгляд с неба на землю и выступить против уничтожения планеты. Но противостоять злу в одиночку невозможно, поэтому Толлер, вероятнее всего – умирающий от рака, хочет совершить громкий политический акт.

«Первая реформатская церковь» не претендует на философские высоты предшественников, да и «зеленая» критика здесь в целом беззубая. В отдельные моменты – вроде до нелепости метафорического полета героев над полями – Шредеру не хватает вкуса, но в целом фильм подкупает цельностью и красотой. Молчаливая эстетика и церковная строгость – редкость для американского кино, которую приходится ценить.

Фильм: «Опасная игра Слоун»

Режиссер: Джон Мэдден

18+

Элизабет Слоун – успешный, расчетливый и талантливый лоббист, ее работа – проталкивать необходимые заказчикам законопроекты и дискредитировать неугодные. Впервые в своей карьере беспринципный профессионал сталкивается с внутренним противоречием – Слоун поручают задавить проект об усилении контроля за продажей и ношением оружия. Поругавшись с боссом, она переходит на противоположную сторону, забрав половину команды. Но в схватке с богатейшими оружейными баронами Америки даже ее упорства и сил может не хватить.

В Голливудских киностудиях снимают разные фильмы – очень хорошие, просто хорошие, средние, плохие… Но есть среди них особая условная категория – «качественное» кино. Эти фильмы сняты с мастерством и тщательностью, в них сложно найти технический изъян: актерская игра, монтаж, работа оператора – все здесь на стабильно высоком уровне, проколов индустрия не прощает. Проблема этих фильмов в отсутствии оригинальности и фантазии – ощущение, что каждый кадр уже где-то видел.


«Слоун» – типичный пример такого кино. Сценарий про архетипичную сильную женщину, вступившую в схватку со злом в виде оружейных магнатов, – видели в фильмах Аарона Соркина. Сдержанную политическую критику – в «Мартовских Идах». Двойственную природу лоббизма – в фильме «Здесь не курят». «Опасная игра Слоун» сгребает в кучу темы и мотивы, снятые предшественниками гораздо лучше, и не может предложить зрителю ничего лучше пресноватого триллера и занудного детектива с «богом из машины» в финале.

Единственный луч света в этом мраке – Джессика Честейн, к которой давно приклеился образ самоуверенной и стервозной женщины-босса в черной юбке-карандаше и на высоких каблуках. В образе Элизабет Слоун ей удалось в полной мере применить накопленный годами инструментарий – здесь и уничижительные монологи, и пронзительный взгляд, железная походка в сочетании с женственностью и красотой. К сожалению, сценарист не добавил ее героине человечности – кроме куцей истории отношений с мужчиной по вызову мы ничего не узнаем ни о мотивах Элизабет, ни о ее внутреннем мире, ни о противоречиях. Даже отправная точка сюжета – переход к конкурентам – слабо мотивирован, в моральные качества этой женщины-вамп поверить непросто.

Кроме игры Честейн смотреть в фильме по большей части не на что – это занудный двухчасовой моноспектакль, и тот редкий случай, когда переливы рыжих волос главной героини привлекают больше внимания, чем основной сюжет фильма.

 
По теме
Очень доверительной и содержательной получилась встреча с известным российским книгоиздателем и путешественником Ильдаром Маматовым, которая прошла в Добрянке в Центральной городской библиотеке 18 марта.
В рамках ежегодной всероссийской акции "Неделя детской книги" сотрудники отдела детского обслуживания приглашают в Семейную гостиную.