Тихо! Идет передача!

Тихо! Идет передача!
Фото: www.permoboz.ru
Автор: Екатерина ОБОРИНА | Фото автора

Герой нашей рубрики Эльвина КОРКУНОВА стояла у истоков зарождения пермского телевидения.

 

 

– Я родилась в семье служащих, – начала свой рассказ Эльвина Марковна. – Мама была учительницей начальных классов в пермской школе № 7, папа был сначала директором детдома, потом партийным работником – секретарем Кагановического райкома партии. 

Я тоже окончила седьмую школу. Участвовала активно в самодеятельности: плясала, пела, читала стихи со сцены. 

Затем поступила в университет. На первом курсе меня записали в кружок танцев, и все пять лет учебы я танцевала. Даже диплом защищать мне пришлось позднее – была «Студенческая весна», на защиту меня не отпустили, сказали: «Весна» закончится, тогда и защитишься».

 

 

КОРКУНОВА (Тимофеева) Эльвина Марковна. Род. в Перми 14.04.1931. Окончила филологический факультет Пермского госуниверситета (1953). По распределению работала учителем русского языка и литературы в школах Усолья и Перми.

С 1959 г. – ассистент режиссера на Пермском телевидении, с 1960 г. – режиссер редакции детских программ, позднее – режиссер редакции художественных программ.

С 1986 г. – на пенсии. Есть дети, внуки и правнук.

 

И в Усолье, куда я уехала по распределению преподавать русский, литературу и историю в восьмых и десятых классах Школы рабочей молодежи, я организовала самодеятельность.

 

– Какая самодеятельность может быть в Школе рабочей молодежи, если ученики днем работали, а вечером садились за парты?

– Да, было вот так. Мы устраивали концерты, у нас был прекрасный баянист. Успевали всё. Даже участвовали в городских смотрах, завоевывали призы. 

 

– А замуж вы где вышли? В Усолье?

– Замуж я вышла, когда вернулась в Пермь и стала преподавать в школе № 120 на Пролетарке. С мужем мы познакомились на концерте в университете, еще во время учебы. Однажды в актовом зале проходил концерт, посвященный Первомаю. Было это в 1951 году. Наш курс был очень творческий. Я очень дружила с ребятами из драматического кружка. Была там такая дружная пара Лемкиных – Яша и Эля. После того концерта мы вышли на улицу, и Яша меня познакомил с одним молодым человеком: «Это мой товарищ, зовут Гена. Мы с ним вместе учились в девятой школе». 

Через два дня Геннадий пригласил меня в кино. Фильм был трофейный, назывался «Девушка моей мечты», с Марикой Рокк в главной роли. Фильм шел в кинотеатре «Художественный» (сейчас – филармония «Триумф». – прим. ред.), на первом этаже там было «Кафе-мороженое», и мы туда частенько с Геннадием ходили.

Геннадий учился в «политехе», после окончания защитился. Так и отработал заведующим кафедрой 50 лет в этом институте. А я стала Коркуновой.

 

– Как вы пришли на телевидение?

– В 1958 году услышала, что идет набор работников в пермскую телестудию. А я тогда участвовала в программе «Пионерская зорька», помогала ее выпускать. Администрация студии находилась в здании на углу Пермской и Комсомольского проспекта. Пришла к директору Моисею Гуревичу, сказала, что окончила университет, занималась в самодеятельности, хочу попробовать себя в телевидении. Он сказал: «Я тебя, конечно, запишу, но у нас конкурс, можешь его не пройти». Я ответила, что согласна. 

Меня посмотрели: повернись налево, повернись направо, станцуй, спой. Конкурс прошла, и меня сразу определили в детскую редакцию ассистентом режиссера. При этом Гуревич сказал, что я на испытательном сроке и не буду получать зарплату два месяца. 

Так началась моя работа на телевидении.

 

– Что собой представляла тогда пермская телестудия?

– Она очень отличалась от современной. Отличалась всем. Прежде всего, техникой. Пермское телевидение вообще создавалось на пустом месте, по сути – из ничего, всё на энтузиазме. Например, в кадре идет поезд, за окном мелькает пейзаж. А снимали так: крутился огромный барабан с нарисованными по его окружности картинками-пейзажами, на него и направляли камеру. Все заставки – картинки из журналов «Огонек», «Смена», «Работница», сама вырезала их и наклеивала на картон. Допустим, в передаче наступает, как сейчас говорят, музыкальная пауза. За кадром ассистент ставит картинки, их снимают несколькими камерами, а режиссер за пультом микшером их меняет. Видеомагнитофонов тогда не было и в помине, а был только прямой эфир. Приходилось отвечать за каждое слово, за каждый кадр. 

У меня был прекрасный учитель Михаил Трунов, он приехал из Москвы, где окончил режиссерские курсы. Он взял меня в ассистенты. Снимали и готовили в эфир спектакли, концерты. 

Позднее появились ПТС – передвижные телевизионные станции. Допустим, выезжает группа – операторы и режиссеры. Камеры, обычно три-четыре, ставились в определенных точках. Режиссер в автобусе командовал. Таким методом снимали все первомайские и ноябрьские демонстрации, спектакли в оперном театре. Выезжали в другие города, например, на фестиваль Кабалевского в Чайковский. Сами ехали на автобусе, а ПТС отправляли паромом. Кстати, на одном из фестивалей побывал даже сам Мстислав Ростропович.

С той же ПТС выезжали и в колхозы. Каждая редакция, в том числе и детская, и художественная, должна была во время уборки снимать сюжеты.

 

– Никаких курьезов не было? Скажем, приехали на демонстрацию или в деревню, и вдруг аккумуляторы «сдохли»…

– Что вы! Нет, конечно. Такого не было, и быть не могло. На съемку демонстраций выезжали за четыре часа до начала. Всё проверялось: камеры, микрофоны, «тихая связь». Иначе нас всех бы сразу уволили! 

 

– Когда стала применяться на телевидении видеотехника?

– В году 1975 или 1976, на программе «Семь нот». Потом – на новостной программе «Прикамье вечернее». Но до введения видео сюжеты и репортажи снимали на 36-миллиметровую кинопленку. Это был кошмар! Мы выходили на Москву в прямом эфире. В Москве 9 часов вечера, а у нас уже 11. Вся бригада сидит и ждет, когда Москва даст сигнал, чтобы программа вышла в прямой эфир.

 

– В чем, кроме техники, разница между тем телевидением и теперешним?

– Лично мне кажется, что сейчас главное – новости. Мы создавали в то время такие детские передачи, как «Оляпкина почта», «Ателье «Сарафанчик», «Семь нот». Сейчас в Перми таких передач нет. Пермское телевидение находится под пятой Москвы, то есть полностью зависит от столичного руководства: как там скажут, так здесь и будут делать. Поэтому в Перми практически идет только новостное вещание, хотя встречаются и музыкальные передачи – на канале «Культура», какие-то детские передачи. Но их очень и очень мало. Мы в свое время детей воспитывали.

 

– А сейчас телевидение не воспитывает?

– Сейчас это всё ушло куда-то, к сожалению.

 

– Каково, на ваш взгляд, состояние нынешней культуры? 

– Происходит много нового, интересного, современного. Но раньше было больше общей культуры, больше внутреннего контроля. 

 

– И цензуры?

– Да, в наше время она была. Однажды мы поставили в эфир передачу про Барышникова, а он за три дня до этого уехал из СССР. Мы об этом, естественно, ничего не знали, но в результате нас лишили премии. 

Каждый человек должен понимать, что можно, а что – точно нельзя. 

 

 
По теме
Уважаемые посетители! Обратите внимание – к сожалению, в настоящее время оплата экскурсий и программ Пушкинской картой в музее-заповеднике “Сользавод” временно недоступна.
Оперативная обстановка на территории Пермского края за сутки (28 марта 2024 года) - Министерство территориальной безопасности За истекшие сутки зарегистрированы следующие оперативные события: 1. По данным Главного управления МЧС России по Пермскому краю зарегистрировано 9 техногенных пожаров, на которых, к сожалению, травмирован 1 человек.
Министерство территориальной безопасности
«Кардиомаяк» собрал специалистов всего Верхнекамья - Министерство здравоохранения В рамках регулярной выездной работы, проводимой внештатными специалистами Министерства здравоохранения Пермского края, в Березниках проведен контроль качества оказания медицинской помощи пациентам с болезнями системы кровообращения.
Министерство здравоохранения
Одна из улиц Мотовилихинского района будет носить имя Владимира Перепелицына - Министерство здравоохранения Общественный совет по топонимике г. Перми поддержал инициативу Городской клинической больницы №4 присвоить улице в одном из новых микрорайонов Мотовилихи имя хирурга Владимира Перепелицына (1946-2005).
Министерство здравоохранения
Выставка эскизов «Рерих и театр» - Библиотека им. А.М. Горького С 1 апреля Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить выставку репродукций эскизов Н. К. Рериха «Рерих и театр»,
Библиотека им. А.М. Горького
1 - Новый Компаньон Афиша уикенда 29-31 марта Выставка-продажа «Участие» — новый для Центра городской культуры формат мероприятия, способ под непривычным углом взглянуть на пермскую художественную сцену.
Новый Компаньон