Трудное искусство

В  Доме художника работает юбилейная выставка Людмилы Кравченко

Пермякам (может быть, и  всем уральцам, но  пермякам  — точно) хорошо удаётся то, что  трудно, то, что  требует физических усилий, крепкой и  ловкой руки, упорства, мужества, наконец: огонь укротить, с  камнем договориться... В  изобразительном искусстве на  эту  тему можно найти множество иллюстраций.

«Как молоды мы  были...» (автопортрет)
Фото:  Алексей Баталин

Пермяки, может быть, не  так  преуспели в  концептуальном искусстве, где  идея важнее воплощения, зато в  том, что  касается рукотворности, им  равных  нет. Причём рукотвор­ности мужской, суровой: не  вышивка или, там, бисероплетение, или  какая-нибудь лаковая миниатюра, а  — резьба по  камню, керамика, металл.

В  Перми удивительно мощное декоративно-прикладное искусство. Название жанра в  этом случае надо бы  поместить в  кавычки: это  искусство, как  правило, вовсе не  имеет прикладного аспекта  — каменные зверушки, керамические пластины и  картины из  эмали не  несут никаких хозяйственных функций. Да  и  не  такое уж  оно  декоративное: в  нём гораздо больше от  настоящего искусства, чем  от  украшения. Все  эти  мысли активно бродят в  голове во  время посещения персональной юбилейной выставки Людмилы Кравченко «Огненное письмо», представленной в  Доме художника.

Людмила Кравченко  — такой же  уникум, как  камнерезы Анатолий Васильевич и  Анатолий Моисеевич Овчинниковы, Сергей Нечаев, Степан Кривощёков; как  керамисты Наталья Корчёмкина, Инна Рогова и  Марина Еркович. В  своей сфере деятельности Кравченко  — не  единственный художник в  Перми. Её наставниками были Елена и  Степан Колюпановы  — эмальеры, которые стали настоящей пермской легендой.

У  Колюпановых Людмила Кравченко научилась не  только технологиям эмали, но  самому главному в  своём деле  — подходу. Колюпановы всегда искали  — новые технологии, новые краски, новые эстетические границы. Их  эмаль  — это, по  сути, живопись, только, в  отличие от  масляных и  прочих красок, живопись горячим стеклом по  металлу  — вечна. Те  же  поиски  — в  основе творчества Кравченко.

«Служение двум музам» (внучка Соня рисует в  балетном классе)
Фото:  Алексей Баталин

В  конце 1960-х годов пермские эмаль­еры создали уникальное производство  — Пермский экспериментальный ювелирно-гранильный завод (ПЭЮГЗ). Он  находился на  задворках Мотовилихи и  для  окрестных детей был  настоящим сказочным царством. По  выходным, когда завод не  работал, ребята тайком пролезали на  территорию и  собирали сокровища из  заводского брака  — красиво отшлифованные поделочные камни, из  которых постепенно формировались целые минералогические коллекции; витиеватые оправы для  колец, серёжек и  кулонов и  — главное!  — уже  разрисованные, но  не  обожжённые заготовки для  финифти.

Финифть тогда была писком моды. Пермские девушки хвастали друг другу оригинальным рисунком на  кулонах и  браслетах, а  туристы, приезжавшие в  Пермь  — увы, только из  других городов Советского Союза,  — активно скупали пермскую «ювелирку»: в  их  краях ничего подобного не  было.

Вся  продукция ПЭЮГЗ расписывалась вручную, поэтому не  было двух абсолютно одинаковых кулонов или  перстней. Да, были шаблоны, которые разрабатывали главные художники, в  числе которых была и  Людмила Кравченко, но  ручная работа исключала прямое копирование. Запасливые модницы, которые сохранили эти  уже  ставшие раритетными украшения, в  скором времени смогут продавать их  на  аукционах с  сумасшедшими прибылями.

«Метелица»
Фото:  Алексей Баталин

В  1990-е завода не  стало. Удивительно, но  предприятие с  уникальными технологиями, имевшее столько российских и  международных наград, перестройку не  пережило, и  сейчас уже  трудно судить, что  стало тому виной.

А  Людмила Кравченко продолжает творить. Выставка, посвящённая её  70-летию, доказывает, что  в  свои преклонные года она  всё так  же  не  боится тяжёлой и  трудоёмкой работы и  всё так  же  ищет  — новые образы, новые краски.

Краски  — это  её главная «фишка». Она  умудряется так  подобрать оттенки, что  даже после обжига остаются абсолютно живая игра света и  тени, полутона, оттенки птичьего оперения; видны шершавая поверхность брёвен, стволов деревьев, шерсть животных...

На  выставке представлены «эмалевые картины»  — это  настоящая живопись, сделанная стеклом по  металлу. Людмила Кравченко продолжает делать и  украшения, но  их  немного, и  ценятся они  очень высоко. На  табличках большинства экспонатов примечание: «Из частной коллекции».

Facebook Twitter Вконтакте Google+

Ещё новости о событии:

Смотреть В Доме художника работает выставка Людмилы Кравченко - пермского художника-эмальера.
15:17 24.04.2014 Т7-Информ - Пермь
В Доме художника работает юбилейная выставка Людмилы Кравченко Пермякам (может быть, и всем уральцам, но пермякам — точно) хорошо удаётся то, что трудно, то, что требует физических усилий, крепкой и ловкой руки, упорства,
09:17 24.04.2014 Новый Компаньон - Пермь
 
По теме
Машину Айраса Кучукбаева подрезала иномарка лихачей, которые затем разбили в его новом авто стекло   Архив ИД «Компаньон» На трассе Пермь-Краснокамск неизвестные на Toyota Camry «подрезали» автомобиль бывшего замес
Оперативная обстановка на территории Пермского края за сутки (28 марта 2024 года) - Министерство территориальной безопасности За истекшие сутки зарегистрированы следующие оперативные события: 1. По данным Главного управления МЧС России по Пермскому краю зарегистрировано 9 техногенных пожаров, на которых, к сожалению, травмирован 1 человек.
Министерство территориальной безопасности
Выставка эскизов «Рерих и театр» - Библиотека им. А.М. Горького С 1 апреля Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить выставку репродукций эскизов Н. К. Рериха «Рерих и театр»,
Библиотека им. А.М. Горького
Одна из улиц Мотовилихинского района будет носить имя Владимира Перепелицына - Министерство здравоохранения Общественный совет по топонимике г. Перми поддержал инициативу Городской клинической больницы №4 присвоить улице в одном из новых микрорайонов Мотовилихи имя хирурга Владимира Перепелицына (1946-2005).
Министерство здравоохранения
Экскурсия в ГБУЗ ПК «ПССМП» - Базовый медколледж 25 марта наших первокурсников специальности «Лечебное дело» открытыми дверями встретила Пермская станция скорой медицинской помощи.
Базовый медколледж