Вечное движение

Фото: www.newsko.ru

Накануне премьеры «Пьяных» Ивана Вырыпаева в  постановке Марата Гацалова руководство театра приняло неоднозначное решение: спектакль длиной в  два  с  лишним часа идёт без  перерыва. Злые языки утверждают, что  решение было принято после того, как  во  время сдачи спектакля публика массово начала покидать театр. Радикальная мера помогла, но  не  вполне: бегство из  зала, пусть и  не  массовое, было замечено и  на  премьере. Не  то  чтобы спектакль был  плохой. Но  очень непростой и  неоднозначный, очень.

Ирина Максимкина и Анатолий Смоляков
Фото:  Юлия Трегуб

Известно, «что у  трезвого на  уме  — у  пьяного на  языке». Иван Вырыпаев идёт дальше народной мудрости: по  его  мнению, то, что  у  пьяного на  языке, вполне может ему  же  трезвому вообще никогда не  прийти в  голову! Ибо  то, что  изрекает сильно пьяный человек,  — это  не  просто истина, а  высшая истина, и  его  устами говорит сам  Господь. Насчёт Господа Вырыпаев точно в  курсе: он  ведь, по  слухам, после переезда в  Польшу заинтересовался католицизмом, и  по  спектаклю это  чувствуется. Как  чувствуется и  то, что  самого себя автор видит где-то рядом. Ну, не  совсем рядом, это  было бы  нескромно, но  где-то.

Ощущение своей высокой миссии, дидактичность, умозрительность, обилие прописных истин, удивительные для  прежде столь лёгкого (не  по  содержанию, но  по  стилистике) и  человечного драматурга, делают этот текст трудным для  постановки: герои ведь не  действуют, а  только правду-матку режут; причём «режут» сильно заплетающимися языками с  активным применением не  вполне цензурной лексики.

Режиссёр Марат Гацалов поступил с  этим материалом решительно: спектакль поставлен так, что  зритель тоже начинает чувствовать себя не  вполне трезвым. На  протяжении почти всего действия на  сцене кружатся в  разных направлениях три  концентрических поворотных круга, и  вместе с  ними кружатся, с  трудом удерживая равновесие, актёры  — то  пытаются преодолеть зыбкость уходящей из-под ног  почвы, изо  всех сил  сопротивляясь этому движению, то  отдаются ему  — падают и  замирают. Можно порадоваться за  состояние вестибулярного аппарата актёров, поскольку даже у  зрителей начинается головокружение, а  некоторые жалуются на  головную боль.

Альберт Макаров
Фото:  Юлия Трегуб

Для  актёров эта  работа стала, конечно, подвигом и  испытанием. В  театральном инстаграме есть фотографии синяков на  коленках занятых в  спектакле артистов: они  то  и  дело падают  — когда-то по  сценарию, а  когда-то, похоже, и  непроизвольно. И  немудрено: круги вертятся всё время, в  разные стороны, и  передвижение по  сцене становится аттракционом акробатической сложности.

Актёрский ансамбль большой и  состоит из  представителей трёх театральных поколений: и  те, что  работают с  «бобылёвских» времён, вроде Анатолия Смолякова, которого в  последнее время не  балуют премьерами, а  зря, как  показал этот спектакль (хотя завзятые театралы и  прежде это  знали); и  звёзды «мильграмовского» периода вроде Ирины Максимкиной, которая, как  всегда в  психологических ролях, очень точна и  тонка, не  кривляется, не  пережимает, не  утрирует и  радует, кроме прочего, виртуозным умением работать с  микрофоном  — эту  технологию не  все  освоили одинаково хорошо; и, наконец, вчерашние студенты  — юные представители стажёрской группы. И  все  работают на  одном уровне, в  единой стилистике, что  надо признать заслугой и  режиссёра, и  труппы.

Невозможно не  упомянуть особо Альберта Макарова, чья  уже  ставшая знаменитой экспрессия в  очередной раз  оказалась очень уместной и  вызвала аплодисменты даже у  перегруженной впечатлениями публики.

Фото:  Юлия Трегуб

Ощущение зыбкости, неверности, пьяной искажённости мира усиливает подвижная видеокамера, транслирующая действие на  большой экран и  всё время меняющая ракурс. Лица героев предстают на  экране порой под  совсем немыслимым углом, а  иногда  — в  начале спектакля и  в  финале  — камера становится оком того самого Бога, от  имени которого сильно пьяные герои говорят о  любви и  смерти. В  этот момент сцена видна на  экране с  большой высоты; три  круга, на  которых вертятся крошечные фигурки артистов, выглядят как  модель Вселенной, и  даже попадающие в  объектив штанги с  прожекторами верхней рампы смотрятся как-то космически, как  стапели стартующего шаттла.

По  замыслу режиссёра, герои оказались в  парке аттракционов  — карусельные олени, машинки с  автодрома,  — где  компании и  парочки перемешались и  незнакомые прежде мужчины и  женщины нашли друг друга. Вполне респектабельные люди  — банкиры, рекламщики, домохозяйки, даже один директор кинофестиваля  — выпили по  вполне законным поводам: кто-то на  годовщину смерти матери, кто-то на  мальчишник. Неудивительно, что  одеты персонажи причудливо и  неряшливо: белый смокинг со  спортивными трусами, чёрное вечернее платье из  гипюра и  мотоциклетный шлем, олимпийка поверх свадебного платья… Детали одежды не  простые, а  говорящие: так, больничная рубашка означает, что  герой смертельно болен, а  балетная пачка  — то, что  героиня мечтает о  балете и  даже немножко врёт, что  она  балерина.

Время от  времени действие перемещается в  зал: то  в  объектив камеры попадают зрители (на  премьере можно было увидеть на  экране множество знакомых  — и  уполномоченного по  правам человека в  Пермском крае Татьяну Марголину, и  директора по  развитию Театра оперы и  балета Аллу Платонову, и  многих других  — все  они  немножко поучаствовали в  «Пьяных»), то, напротив, актёры перемещаются в  зал.

Фото:  Юлия Трегуб

Словом, всё сделано для  того, чтобы зритель хотя бы  приблизительно на  себе испытал неудобства, выпавшие на  долю нетрезвых героев. Особенно «повезло» зрителям в  первых рядах партера: периодически прожекторы со  сцены бьют им  прямо в  глаза. Точнёхонько. В  эпизоде, когда компания, вышедшая с  мальчишника, катается на  детских машинках, весь партер сидит, закрывшись руками, и  не  смотрит на  сцену, дабы избежать этой изощрённой восточной пытки.

Всё это  весьма усложняет восприятие и  без  того непростого спектакля. Поэтому, дабы будущие зрители по  возможности избежали неудобств и  получили в  театре удовольствие, попробую, как  более опытный товарищ, поделиться лайфхаками.

Итак, что  нужно сделать, чтобы досмотреть «Пьяных» до  конца и  не  жалеть о  потраченном времени?

Нужно выбрать место в  первых рядах амфитеатра, лучше всего в  середине. Там  вам  не  грозит пронзительный свет в  глаза, а  когда герои будут бегать по  залу, не  придётся вертеть головой и  изгибать шею, чтобы их  увидеть. Наконец, именно с  этих мест гарантировано наилучшее восприятие музыки: музыканты расположены во  всех ложах, музыка как  бы  окружает зал, и  если вы  окажетесь слишком близко к  одной из  лож, то  качественного «стерео» не  получите  — «ваша» ложа будет звучать громче, чем  остальные. Проверено на  себе.


Юлия Баталина редактор отдела культуры ИД «Компаньон»
 
По теме
Со зрителем о счастье - VisitPerm.Ru 12 ноября в 19:00 театр–лаборатория «ПТАХ» запускает новый проект «Моменты счастья».
01.11.2017
Женитесь, господа! - Частный Интерес В минувшие выходные Чайковский театр драмы и комедии открыл восемьдесят седьмой театральный сезон премьерой спектакля «Это не мы такие весёлые, это жизнь такая смешная».
19.10.2017
 
Театральный сезон с новыми актерами - Администрация Чайковского В Чайковском театре драмы и комедии открылся 87-й театральный сезон. Шестого октября здесь прошла премьера спектакля «Это не мы такие веселые, это жизнь такая смешная».
17.10.2017
фарс - Новый Компаньон Уже как-то неловко повторять, что жанр моноспектакля для Перми — особенный и по-особенному любимый, и всё же для тех, кто не читал аналогичные обзоры за три последних года, повторим.
10.10.2017
 
Подростки из Осинского района осуждены за грабеж - Следственный комитет Собранные Осинским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета РФ по Пермскому краю доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора троим несовершеннолетним жителям
25.06.2018 Следственный комитет
Сообщи о нарушениях миграционного законодательства 28 июня 2018 года с 9.00 до 18.00 часов Кунгурская городская прокуратура проводит «горячую линию» по выявлению нарушений законодательства в сфере миграции.
22.06.2018 Газета Новости Кунгурского края
В цехе завода имени Шпагина в Перми состоялся симфонический концерт - Business Class В выходные на заводе имени Шпагина (Пермский мотовозоремонтный завод «Ремпутьмаш») Фестивальный оркестр под руководством художественного руководителя Пермского оперного театра Теодора Курентзиса представил Четвертую симф
25.06.2018 Business Class
Социальные участковые, главная задача которых индивидуальное сопровождение семей с детьми и пожилых людей, теперь есть в каждом муниципальном районе Пермского края.
22.06.2018 Газета Новости Кунгурского края
Фото: Виталий Кокшаров - Администрация города Перми Фото: Виталий Кокшаров В открытии фестиваля приняла участие прославленная спортсменка – трёхкратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию Ирина Роднина.
25.06.2018 Администрация города Перми
В субботу, 16 июня, на футбольном и волейбольном полях м/р Солнечный состоялся спортивный конкурс среди ТОСов и советов микрорайонов.
22.06.2018 Газета Новый день
16 июня на межшкольном стадионе СОШ № 1 г. Верещагино прошел отборочный тур краевой спартакиады «Волшебный мяч» среди несовершеннолетних,
22.06.2018 Газета Новый день
Фото: Виталий Кокшаров - Администрация города Перми Фото: Виталий Кокшаров В Пермском военном институте войск национальной гвардии Российской Федерации состоялось торжественное мероприятие, посвященное выпуску офицеров.
25.06.2018 Администрация города Перми
Фото: Дмитрий Трепезаев - Администрация города Перми Фото: Дмитрий Трепезаев В рамках общегородского движения «Добровольцы природы» завод «Машиностроитель» очистил устье реки Язовой, где она впадает в реку Кама.
25.06.2018 Администрация города Перми