Вечное движение

пьяные
пьяные
пьяные
пьяные
Фото: www.newsko.ru

Накануне премьеры «Пьяных» Ивана Вырыпаева в  постановке Марата Гацалова руководство театра приняло неоднозначное решение: спектакль длиной в  два  с  лишним часа идёт без  перерыва. Злые языки утверждают, что  решение было принято после того, как  во  время сдачи спектакля публика массово начала покидать театр. Радикальная мера помогла, но  не  вполне: бегство из  зала, пусть и  не  массовое, было замечено и  на  премьере. Не  то  чтобы спектакль был  плохой. Но  очень непростой и  неоднозначный, очень.

Ирина Максимкина и Анатолий Смоляков
Фото:  Юлия Трегуб

Известно, «что у  трезвого на  уме  — у  пьяного на  языке». Иван Вырыпаев идёт дальше народной мудрости: по  его  мнению, то, что  у  пьяного на  языке, вполне может ему  же  трезвому вообще никогда не  прийти в  голову! Ибо  то, что  изрекает сильно пьяный человек,  — это  не  просто истина, а  высшая истина, и  его  устами говорит сам  Господь. Насчёт Господа Вырыпаев точно в  курсе: он  ведь, по  слухам, после переезда в  Польшу заинтересовался католицизмом, и  по  спектаклю это  чувствуется. Как  чувствуется и  то, что  самого себя автор видит где-то рядом. Ну, не  совсем рядом, это  было бы  нескромно, но  где-то.

Ощущение своей высокой миссии, дидактичность, умозрительность, обилие прописных истин, удивительные для  прежде столь лёгкого (не  по  содержанию, но  по  стилистике) и  человечного драматурга, делают этот текст трудным для  постановки: герои ведь не  действуют, а  только правду-матку режут; причём «режут» сильно заплетающимися языками с  активным применением не  вполне цензурной лексики.

Режиссёр Марат Гацалов поступил с  этим материалом решительно: спектакль поставлен так, что  зритель тоже начинает чувствовать себя не  вполне трезвым. На  протяжении почти всего действия на  сцене кружатся в  разных направлениях три  концентрических поворотных круга, и  вместе с  ними кружатся, с  трудом удерживая равновесие, актёры  — то  пытаются преодолеть зыбкость уходящей из-под ног  почвы, изо  всех сил  сопротивляясь этому движению, то  отдаются ему  — падают и  замирают. Можно порадоваться за  состояние вестибулярного аппарата актёров, поскольку даже у  зрителей начинается головокружение, а  некоторые жалуются на  головную боль.

Альберт Макаров
Фото:  Юлия Трегуб

Для  актёров эта  работа стала, конечно, подвигом и  испытанием. В  театральном инстаграме есть фотографии синяков на  коленках занятых в  спектакле артистов: они  то  и  дело падают  — когда-то по  сценарию, а  когда-то, похоже, и  непроизвольно. И  немудрено: круги вертятся всё время, в  разные стороны, и  передвижение по  сцене становится аттракционом акробатической сложности.

Актёрский ансамбль большой и  состоит из  представителей трёх театральных поколений: и  те, что  работают с  «бобылёвских» времён, вроде Анатолия Смолякова, которого в  последнее время не  балуют премьерами, а  зря, как  показал этот спектакль (хотя завзятые театралы и  прежде это  знали); и  звёзды «мильграмовского» периода вроде Ирины Максимкиной, которая, как  всегда в  психологических ролях, очень точна и  тонка, не  кривляется, не  пережимает, не  утрирует и  радует, кроме прочего, виртуозным умением работать с  микрофоном  — эту  технологию не  все  освоили одинаково хорошо; и, наконец, вчерашние студенты  — юные представители стажёрской группы. И  все  работают на  одном уровне, в  единой стилистике, что  надо признать заслугой и  режиссёра, и  труппы.

Невозможно не  упомянуть особо Альберта Макарова, чья  уже  ставшая знаменитой экспрессия в  очередной раз  оказалась очень уместной и  вызвала аплодисменты даже у  перегруженной впечатлениями публики.

Фото:  Юлия Трегуб

Ощущение зыбкости, неверности, пьяной искажённости мира усиливает подвижная видеокамера, транслирующая действие на  большой экран и  всё время меняющая ракурс. Лица героев предстают на  экране порой под  совсем немыслимым углом, а  иногда  — в  начале спектакля и  в  финале  — камера становится оком того самого Бога, от  имени которого сильно пьяные герои говорят о  любви и  смерти. В  этот момент сцена видна на  экране с  большой высоты; три  круга, на  которых вертятся крошечные фигурки артистов, выглядят как  модель Вселенной, и  даже попадающие в  объектив штанги с  прожекторами верхней рампы смотрятся как-то космически, как  стапели стартующего шаттла.

По  замыслу режиссёра, герои оказались в  парке аттракционов  — карусельные олени, машинки с  автодрома,  — где  компании и  парочки перемешались и  незнакомые прежде мужчины и  женщины нашли друг друга. Вполне респектабельные люди  — банкиры, рекламщики, домохозяйки, даже один директор кинофестиваля  — выпили по  вполне законным поводам: кто-то на  годовщину смерти матери, кто-то на  мальчишник. Неудивительно, что  одеты персонажи причудливо и  неряшливо: белый смокинг со  спортивными трусами, чёрное вечернее платье из  гипюра и  мотоциклетный шлем, олимпийка поверх свадебного платья… Детали одежды не  простые, а  говорящие: так, больничная рубашка означает, что  герой смертельно болен, а  балетная пачка  — то, что  героиня мечтает о  балете и  даже немножко врёт, что  она  балерина.

Время от  времени действие перемещается в  зал: то  в  объектив камеры попадают зрители (на  премьере можно было увидеть на  экране множество знакомых  — и  уполномоченного по  правам человека в  Пермском крае Татьяну Марголину, и  директора по  развитию Театра оперы и  балета Аллу Платонову, и  многих других  — все  они  немножко поучаствовали в  «Пьяных»), то, напротив, актёры перемещаются в  зал.

Фото:  Юлия Трегуб

Словом, всё сделано для  того, чтобы зритель хотя бы  приблизительно на  себе испытал неудобства, выпавшие на  долю нетрезвых героев. Особенно «повезло» зрителям в  первых рядах партера: периодически прожекторы со  сцены бьют им  прямо в  глаза. Точнёхонько. В  эпизоде, когда компания, вышедшая с  мальчишника, катается на  детских машинках, весь партер сидит, закрывшись руками, и  не  смотрит на  сцену, дабы избежать этой изощрённой восточной пытки.

Всё это  весьма усложняет восприятие и  без  того непростого спектакля. Поэтому, дабы будущие зрители по  возможности избежали неудобств и  получили в  театре удовольствие, попробую, как  более опытный товарищ, поделиться лайфхаками.

Итак, что  нужно сделать, чтобы досмотреть «Пьяных» до  конца и  не  жалеть о  потраченном времени?

Нужно выбрать место в  первых рядах амфитеатра, лучше всего в  середине. Там  вам  не  грозит пронзительный свет в  глаза, а  когда герои будут бегать по  залу, не  придётся вертеть головой и  изгибать шею, чтобы их  увидеть. Наконец, именно с  этих мест гарантировано наилучшее восприятие музыки: музыканты расположены во  всех ложах, музыка как  бы  окружает зал, и  если вы  окажетесь слишком близко к  одной из  лож, то  качественного «стерео» не  получите  — «ваша» ложа будет звучать громче, чем  остальные. Проверено на  себе.


Юлия Баталина редактор отдела культуры ИД «Компаньон»
 
По теме
Оперативная обстановка на территории Пермского края за сутки (28 марта 2024 года) - Министерство территориальной безопасности За истекшие сутки зарегистрированы следующие оперативные события: 1. По данным Главного управления МЧС России по Пермскому краю зарегистрировано 9 техногенных пожаров, на которых, к сожалению, травмирован 1 человек.
Министерство территориальной безопасности
Выставка эскизов «Рерих и театр» - Библиотека им. А.М. Горького С 1 апреля Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить выставку репродукций эскизов Н. К. Рериха «Рерих и театр»,
Библиотека им. А.М. Горького
Одна из улиц Мотовилихинского района будет носить имя Владимира Перепелицына - Министерство здравоохранения Общественный совет по топонимике г. Перми поддержал инициативу Городской клинической больницы №4 присвоить улице в одном из новых микрорайонов Мотовилихи имя хирурга Владимира Перепелицына (1946-2005).
Министерство здравоохранения
Экскурсия в ГБУЗ ПК «ПССМП» - Базовый медколледж 25 марта наших первокурсников специальности «Лечебное дело» открытыми дверями встретила Пермская станция скорой медицинской помощи.
Базовый медколледж