Вера Никольская: Я — влюблённый в музей человек

Никольская
Фото: www.newsko.ru

Вера Никольская была назначена на  должность директора Музея современного искусства PERMM в  начале декабря 2017 года, когда Министерство культуры Пермского края не  продлило контракт прежнего директора Елены Щербаковой. До  недавнего времени она  возглавляла языковую школу Duplex, и  вся  её прежняя карьера была связана с  образованием. В  PERMM Вера Никольская пришла на  фоне тяжёлого конфликта внутри коллектива, а  также многочисленных публичных выступлений активистов, протестующих против радикального искусства.

Фото:  Константин Долгановский

— Как  вы, будучи успешным менеджером образования, решились на  кардинальную смену сферы деятельности?

— История моего перехода в  музей началась ещё год  назад. Я  готовила к  конкурсу «Учитель года» преподавателя мировой художественной культуры, и  он  выступал с  темой «Использование современного искусства в  образовательном процессе». Тогда и  началось наше сотрудничество, хотя с  музеем я, разумеется, знакома давно и  всегда относилась к  современному искусству с  интересом, пониманием и  терпимостью. Мне  интересно разбираться в  смыслах, которые стараются донести до  нас  современные художники. Поэтому предложение о  новой работе не  вызвало у  меня страха или  отторжения, я  приняла его  легко и  охотно. Мне  показалось, что  это  знак судьбы.

— Насколько мне  известно, вы  начали заниматься взаимодействием школы и  музея задолго до  «Дуплекса», ещё работая в  школе №2, более 10  лет  назад…

— Это  было лучшее время в  моей жизни, время профессионального становления и  развития. Мы  проводили эксперимент по  музейной педагогике совместно с  Русским музеем и  Пермской художественной галереей. Директор школы Дальтон Матвеевич Цай  был  им  одержим. Я  была молодым специалистом, и  мой  профессиональный статус формировался в  этом контексте, в  этой активной питательной среде. Мы  видели, как  эксперимент даёт интересные результаты, как  у  детей формируются ценности и  смыслы, которые влияют на  их  взросление и  остаются на  дальнейшую жизнь.

Я  принесла этот опыт в  новую школу  — Duplex. Там  немного другие подходы  — более современные, технологичные, продуктоориентированные, но  контекст остаётся тот  же: знакомство с  культурными ценностями помогает сформировать собственные ценности.

— Вы  наверняка осознаёте, что  вам  досталось очень непростое наследство. За  музеем PERMM тянется шлейф скандалов, которые начались ещё при  Марате Гельмане. Как  вы  будете работать с  этим информационным фоном?

— Сегодня у  нас  был  научно-методический совет. Я  выступила перед коллегами и  сказала, что  я  — любимый посетитель этого музея и  неравнодушный наблюдатель его  истории. Я  — влюблённый в  музей человек. Поэтому я  не  воспринимаю историю становления и  развития музея, за  которой следила с  огромным интересом, как  историю скандалов, как  негатив. Мой  подход более философский: я  вижу это  как  период формирования и  роста культурной институции, которой есть что  сказать. Если бы  нечего было сказать городу, то  и  историй никаких не  было  бы.

В  нынешнем году мы  будем отмечать 10-летие выставки «Русское бедное», которая стала основой нашего музея, а  в  следующем, 2019 году  — 10-летие самого музея. Сейчас мы  анализируем всё, что  прошло за  это  время, и  готовимся к  новому этапу развития.

— Тем  не  менее выступления «православных активистов»  — это  не  выдумка бывшего министра Игоря Гладнева и  бывшего директора музея Елены Щербаковой, это, увы, реальность. Есть какие-то мысли о  том, как  противостоять нападкам?

— В  моей практике нет  опыта противостояния агрессии. Я  знаю твёрдо, что  агрессия деструктивна, нужно её избегать. Более продуктивен, мне  кажется, режим диалога, и  мы  будем всячески развивать и  поддерживать диалог с  местным сообществом, со  всеми его  слоями. У  музея есть проблемы с  коммуникациями, это  правда, мы  должны усилить работу в  этой сфере. Концепцию развития музея, которую мы  сейчас разрабатываем, мы  планируем предложить на  широкое обсуждение. Максимально широкое.

Мы  намерены развивать дискуссионные площадки и  обсуждать на  них  острые темы, связанные с  современным искусством, а  также создать клуб друзей музея. Музей должен постоянно присутствовать в  городском информационном пространстве, причём с  красивыми поводами, красивыми событиями.

— Как  вы  делите полномочия с  арт-директором Наилей Аллахвердиевой?

— У  нас  тандем. Наиля, безусловно, фигура не  только в  пермской, но  и  в  российской культурной сфере. Она  определяет идеологию и  политику музея, задаёт тренды. Моя  задача  — организационный процесс, менеджмент, стратегическая поддержка, экономическое обеспечение её проектов. Мы  в  постоянном контакте: я  должна знать все  детали, понимать идеологию события, иначе будет невозможно обеспечить его  поддержку. Наиля тоже должна вникать в  какие-то экономические процессы, чтобы понимать, на  какой организационный и  финансовый ресурс она  сможет рассчитывать.

— Главная стратегическая проблема этого музея, как  мне  кажется, проблема отсутствия собственного здания. Вы  уже  вникали в  ситуацию, продумывали пути решения?

— Договор аренды помещения, в  котором мы  находимся, действует ещё  год. Наш  учредитель  — Министерство культуры Пермского края  — поставил перед нами задачу создания концепции развития музея, и  в  зависимости от  этой концепции будет решаться проблема с  помещением.

— Что  планирует музей PERMM в  наступившем году?

— Выставочный план уже  сформирован. Всего у  нас  будет 13  выставок, больших и  маленьких, из  них  три  — очень большие, с  широким международным участием.

7  февраля откроется выставка с  рабочим названием «Пермская мода», она  будет посвящена авангардной фотографии. Большая летняя выставка будет связана с  водой, её рабочее название «Кама-вода». Большая зимняя выставка, которая откроется в  завершение года, будет в  модном формате Art&Science  — синтез искусства и  науки.

Готова и  программа публичных лекций, мы  будем расширять образовательные программы: к  «Чердаку» для  маленьких, «За партой» для  школьников и  «Третьему возрасту» для  пенсионеров мы  добавим «Студклуб»  — творческую программу для  студентов.

Мы  очень рады, что  получит долгожданное продолжение деятельность музея в  сфере паблик-арта: мы  будем работать с  городской администрацией по  программе «Скверы Перми», продолжатся и  «Долгие истории» на  городских заборах, летом запланирован ремонт некоторых старых арт-объектов.

На  вернисаже 7  февраля мы  представим посетителям новое пространство музея: сейчас у  нас  идёт реконструкция и  перепланировка. Сильнее прочих изменится первый этаж  — там  будет новая удобная входная группа, гардероб и  кафе. На  третьем этаже будет новое лекционное пространство и  зал, в  котором будут проходить концерты и  музыкальные вечера для  молодёжи.

Наша задача  — уйти от  авральной работы. Все  выставки должны быть готовы вовремя и  даже заранее. Накануне вернисажа мы  будем устраивать предпремьерные показы для  прессы и  блогеров.

— Ой, вот  этого нет  ни  в  одном музее. Всегда приходишь на  вернисаж, а  там  таблички к  стенам приклеивают…

— А  мы  сделаем! На  спор сделаем!

— Не  могу не  спросить о  том, что  ждёт школу Duplex. Родители очень волнуются…

— Школа Duplex  — мой  любимый проект, моё детище, и  я  уверена, что  с  ней  всё будет хорошо. Она  на  пути вверх, у  неё впереди ещё много достижений. Мы  продолжим сотрудничество с  музеем, и  именно на  этой школе будет «обкатываться» наш  пакет предложений для  образовательных учреждений.

Первые управленческие шаги нового директора комментирует арт-директор музея PERMM Наиля Аллахвердиева:

— У  нас  сейчас интересное время. Перестраивается вся  модель управления. Раньше у  нас  было административное ядро, от  которого всё зависело, и  поэтому часто возникали «тормоза»: если тормозит ядро, то  останавливается вся  работа. Сейчас у  нас  ядро  — проектное, а  вокруг него формируется сервисная оболочка. В  связи с  этим сейчас создаётся проектный отдел. Научно-образовательный отдел разделяется на  два  — научный и  образовательный, и  каждый из  них  будет усилен. Появится издательская группа: мы  хотим оптимизировать издательскую деятельность, к  каждой выставке будет создаваться специальный буклет.

В  этом году у  нас  впервые будет программа на  заднем дворе, который мы  давно хотим освоить. Там  будут проходить спектакли и  перформансы под  открытым небом. Это  очень красивое, тихое место. Мы  хотим изменить точку зрения на  Егошихинский лог, показать его  ландшафтный и  культурный потенциал.


Юлия Баталина редактор отдела культуры ИД «Компаньон»
 
По теме
Проект «Отражение мастерства» – это уникальная ретроспективная выставка педагогов-художников детской школы искусств им.
Оперативная обстановка на территории Пермского края за сутки (18 марта 2024 года) - Министерство территориальной безопасности За истекшие сутки зарегистрированы следующие оперативные события: 1. По данным Главного управления МЧС России по Пермскому краю зарегистрировано 10 техногенных пожаров, на которых, к сожалению, 1 человек погиб,
Министерство территориальной безопасности
«Комплексная безопасность – 2024» - ГУ МЧС России по Пермскому краю С 29 мая по 01 июня 2024 года пройдет XV Международный салон средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность – 2024».
ГУ МЧС России по Пермскому краю