Сегодня, возлюбленные во Христе братья и сестры, святая Православная церковь празднует дивное событие – чудесное воскрешение четверодневно умершего Лазаря, друга Божия. Из воскрешения праведного Лазаря известно, что Господь наш Иисус Христос прежде своих страданий крестных явил Себя победителем смерти и уверил нас в действительности общего нашего Воскресения.
Из сегодняшнего Евангельского чтения узнали, что Лазарь заболел для того, чтобы прославился Сын Божий. Чтобы смерть с последующим воскрешением Лазаря укрепила веру в Него как в Сына Божия прежде всего среди апостолов, и тем подготовила их к предстоящим страданиям и смерти Спасителя.
Телу Лазаря должно было пролежать во гробе четыре дня, чтобы фактом тления (слово «смердит») показать подлинность смерти и полноту ее власти над умершим. А также полноту власти над ней самой Того, Кто воскресил Лазаря. Казалось, легче было в данном случае сотворить Господу заново человека, чем возвратить к жизни подвергнувшийся тлению или разложению смердящийся труп умершего.
Как бы чувствуя это, Марфа, сестра Лазаря, говорит Христу: «Уже смердит». Обратите на это свое внимание. То есть уже поздно. Уже ничего нельзя сделать умершему, а потому стоит ли отваливать камень от пещеры? Так услышали сегодня в Евангельском чтении. Это говорит та самая Марфа, сестра Лазаря, которая только что исповедовала веру во Христа как в Сына Божия. Как начальника жизни и смерти. Очевидно, Марфа могла окончательно увериться во Христа как в Сына Божия и в возможность возвращения к жизни ее брата только фактом самого воскрешения его Христом.
И, смотрите, совершением этого чуда такую уверенность в своем всемогуществе показывает нарочито людям Сын Божий. Заранее, если вы только были внимательны при чтении слова Евангельского, заранее благодаря за него. То есть за воскрешение друга своего Лазаря, благодаря за него Отца Небесного. То есть благодаря за еще несовершенное, еще не бывшее, как уже за бывшее, совершившееся. Это ли не было для иудеев доказательством, что Христос воистину Сын Божий, для которого все возможно?
Прошли века со дня этого чуда, а мы еще и сейчас, братья и сестры, слушая Евангельское повествование об этом чуде, слышим в своих сердцах царственно и властно звучащий голос Божественного Чудотворца: «Лазарь, гряди вон!». Мы и сейчас также хорошо представляем и как бы сами переживаем потрясение умов и сердец у окружающих гроб Лазаря людей, когда увитый белыми пеленами мертвец вдруг ожил и появился среди них.
Для чего все это было так наглядно совершено? Такой поставим вопрос сами перед собой. Для того, други мои, чтобы промыслительно показать, что такое чудо может совершить только Сын Божий. И что, совершив его над одним из умерших, Он может совершить такое же чудо в день оно и над всеми остальными людьми, в том числе и над нами с вами.
В тропаре Лазаревой субботы святая церковь ясно выражает это: «Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже». «Как Лазаря Сын Божий воззвал из гроба, – говорит Преподобный Ефрем Сирин, – так и тебя воззовет и возвестит, чтобы поставить одесную Себя».
Чудо воскрешения Лазаря явилось также подготовкой апостолов к их вере в грядущее Воскресение самого Спасителя. В стихирном самогласии Лазаревой субботы святая церковь указывает и на это, если вы были внимательны при пении стихир: «Господи, уверити хотя учеником Твоим из мертвых Твое Воскресение, на гроб Лазарев пришел еси». Таковы слова, заимствованные из одной из стихир Лазаревой субботы.
Для еврейского народа воскрешение Лазаря было подготовкой ко всенародной торжественной встрече Его при входе в Иерусалим. Для врагов Христа послужило последним толчком к окончательному решению убить Его. И этим поставим сами перед собой вопрос: какое же значение, братья и сестры имеет для нас с вами Лазарево воскресение? Кроме общего значения, как залога нашего Воскресения, это событие имеет и особое назидательное значение для каждого из нас.
Святая Церковь в течение Великого поста призывала нас к подвигам добрым подвизаться, пробуждаться от тяжкого сна греховного. Она призывала нас взывать к своей душе: «Душе моя, душе моя восстани, что спиши? Смерть приближается». На исходе поста, а вчера уже закончилась Святая Четыредесятница, сейчас остается только два этих праздничных дня – сегодняшний и завтрашний – и начнутся дни Страстной седмицы. И каждый день ее будет именоваться днем Великим – от Понедельника до Святой Преблагословенной Субботы.
На исходе поста, пред лицом приблизившихся Страстей Господних она взывает каждого из нас глубже взглянуть в свою душу. Мы ее будили, а теперь – называется одним словом «интроспекция», «смотрение внутрь» – теперь в пробудившуюся душу надо заглянуть поглубже, в ее жертвенность и смардность, и громким голосом воззвать к ней: «Гряди вон! Удались, душа моя, от смертных и смрадных дел своих. Проникнись очистительным и животворным переживанием Страстей Господних. Будь в эти дни с Господом, не оставляй Его своим состраданием и молитвенным общением. Это так спасительно для тебя самой».
Никогда так близко не подходит к нашему сердцу своей живительной любовью Христос, как в эти уже наступающие дни. Сколько нежности, сострадательности, любви и прямого участия проявил он к Лазарю и его сестрам перед тем, как воскресил его. Насколько же больше, ибо всех нас не трое – не Лазарь и не двое его сестер родных, а неизмеримо больше проявит Он этой жертвенной любви к нам грешным, если мы пойдем по следам Его и на любовь Его ответим любовью. На Господние страдания за нас – своей сострадательной и очистительной скорбью. За Его крестную смерть за грехи наши подлинной борьбой со своими грехами и страстями, подлинной смертью для греха.
Други наши, чтобы Христос был в нас, мы сами должны быть с Ним. И когда Он пребывал на земле и восходил на Голгофский крест, то Он сам в Себе переживал Свои страдания за нас. За каждого из нас. Теперь Он живет в нас. Пережить эти страдания душам и сердцам нашим, зовет сораспинаться Ему и спогребаться. Откликнемся же, други наши, на этот зов нашего Спасителя.
Завтра святая Церковь чтит и прославляет Вход Господень в Иерусалим перед Его страданиями. Приготовимся и мы встретить Его, сидящего на осляти в полноте духовной радости и приветствовать восклицанием ликующим: «Осанна! Благословен Грядый во имя Господне». Такая встреча с Господом, торжественно грядущим к месту вольного Своего страдания в Иерусалим, послужит для нас началом духовного соучастия в этих последних днях Его земной жизни, которые должны будут воспоминаться и переживаться нами в наступающие дни Страстной Седмицы.
Господи, не лиши нас этих спасительных воспоминаний и переживаний и помоги нам очиститься от смрадности духовной и мертвенности духовной силой животворящей любви Твоей к нам многогрешным.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)