Возродится ли святыня?

Возродится ли святыня?
Фото: zwezda.perm.ru

Основано оно было в 1579 году коми-пермяками. За свою длинную историю не раз меняло свое название: Вильгорт, Косьвинский погост, Никольское. И вот – Перемское.

Несмотря на принятие христианства, основная масса коми-пермяков сохраняла приверженность языческим культам. И тогда церковь вынуждена была пойти на компромисс – ставить часовни и храмы в священных рощах и на языческих святилищах.

Однако в дремучих лесах добрянского края даже такие постройки встречались крайне редко. А в этом селе на высоком берегу реки Косьвы уже в двадцатых годах XVIII века была возведена деревянная часовня, которая простояла более 100 лет.

Однако время шло, увеличивалась численность населения, появлялись новые деревни по речкам Пожве и Косьве. Встал вопрос о строительстве в селе новой церкви: не деревянной, а кирпичной.

 

Храм был заложен 9 августа 1822 года и строился непрерывно, кроме зимних месяцев, восемь лет «иждивением господ владельцев его сиятельства князя Михаила Александровича Голицина, тайного советника Христофора Екимовича Лазырева, княгини Варвары Петровны Бутеро и графини Софьи Владимировны Строгановой».

В те времена в селе работали два кирпичных завода – на реках Волим и Косьве. Кирпич был крепкий и качественный, поэтому материал для стройки завозить издалека не пришлось.

На постройку церкви в селе Перемском было израсходовано 17 тысяч 828 рублей. Само здание получилось красивым: оно имело два круглых купола, символизирующих небо.

На одном куполе была оборудована колокольня с шестью колоколами. Самый большой колокол весил 129 пудов 5 фунтов (более 2 тонн), самый маленький – 3 пуда 2 фунта.

В 1830 году, 20 декабря, храм был освящен и назван в честь святителя Николая Чудотворца, который особо почитался на Руси. Сюда ходили на службы крестьяне села и Останинской волости.

Первые иконы в храм были приобретены господами-владельцами, а затем покупались уже самими прихожанами и попечителями. Так, в 1894 году в честь бракосочетания их императорских величеств была приобретена икона Николая Чудотворца и царицы Александры, на что было выделено 40 рублей.

Другая икона Божией Матери, именуемая «Споручница грешных», стоимостью 100 рублей была куплена с благословения священника отца Какорина женщинами-крестьянками. Последняя была изготовлена трудами сестер Бахаревской обители.

Вскоре и этот храм не смог вместить всех желающих: места для прихожан не хватало. Тогда от волостей Перемской и Останинской, входящих в состав Перемского прихода, было собрано по 15 копеек с души.

На эти деньги в 1911 году к церкви был пристроен придел с северной стороны, который был освящен в честь Богоявления. Храм стал называться Богоявленским.

В 1918 году волна Октябрьской революции докатилась и до этих глухих мест. Части белых, не встречая серьезного сопротивления, вошли в Добрянку.

Но за две недели до появления колчаковцев в селе крестьяне подняли восстание, штаб которого разместился здесь же. А на колокольне Перемской церкви поставили пулемет (уж очень место было удобное), из которого стреляли по отходившим красным.

В тридцатые годы храмы стали закрывать. Не обошла эта участь и Никольскую церковь. Она прекратила свою работу в 1930 году, прослужив верующим ровно сто лет.

Чего только потом в ней не было: производственные цеха, ремонтные мастерские, пекарня. Да и священнослужителям этой церкви (священникам Тронину А. М., Коняеву Г. Т., дьякону Поздину Н. С. и старосте Перемской церкви Марковой А. А.) не повезло: в 1937 году их обвинили в контрреволюционной деятельности и дали по 10 лет сталинских лагерей.

О дальнейшей судьбе их ничего не известно.

В 1933 году храм подвергся разграблению. Трое местных жителей – Антон Швецов, Павел Конюхов, Сергей Поздин – с помощью веревок скинули колокола и кресты, несмотря на протесты верующих.

Утварь погрузили на машину и увезли на переплавку. Судьба иконостаса также печальна. Часть икон передали в другие церкви Добрянского района, а часть была увезена или спрятана местными жителями. За что некоторые из них и поплатились.

Так, Федор Михалев, проживавший в соседней деревне Городище, хранил церковную икону у себя в конюшне. Ее случайно увидел и донес властям Петр Некрасов. Федор Матвеевич был причислен к контрреволюционной группе церковников и приговорен к 10 годам лагерей.

Икона «Неопалимая Богоматерь» была спрятана Александрой Зеровой у себя дома. Вот что рассказала ее родственница Валентина Зерова:

– В августе 1958 года в селе был сильный пожар. Погода стояла жаркая. Пожар начался с чайной, которая находилась в большом двухэтажном здании около реки Пожвы. Дома горели как свечки, один за другим. Кто-то из жителей вспомнил о хранившейся у нас иконе. «Икону тащи!» – кричали мне сбежавшиеся на пожар люди. Я побежала в дом, отыскала спрятанную икону, схватила ее и с трудом вытащила на улицу. Она была деревянная и выше моего роста. Собравшиеся люди помогли мне направить ее в сторону огня. В результате мы спасли свою улицу от пожара.

Жаль, что дальнейшая судьба всех этих икон неизвестна.

В годы Великой Отечественной войны в бывшей церкви работала столярная мастерская, где изготавливали деревянные лыжи и палки, заготовки для прикладов к автоматам, обозные телеги и сани. Красивая ограда церкви была разрушена, а на ее месте возвели деревянный сплошной забор высотой два метра.

Эти мастерские проработали до 1956 года, а затем столярные и производственные станки были вывезены в Добрянку. Вместо них завезли другое оборудование: тестомешалку, мукопросеиватель, формы для выпечки хлеба. В здании храма были сложены печи, которые работали на дровах. Пекарня в бывшем храме села Перемского работала до 1996 года, выпекая до 50 тонн хлеба.

Несколько лет здание церкви пустовало. В 2001 году его безвозмездно передали на баланс администрации Перемского. В этот же год все, кому была небезразлична судьба храма, организовали субботник по очистке территории.

В 2002 году с приездом в село группы верующих женщин из Белгородской области начались кое-какие восстановительные работы: почистили пол, разобрали печи, навесили новые двери. В праздник Святой Троицы около церкви был вкопан и освящен деревянный крест – символ будущего возрождения.

Затем в связи с финансовыми трудностями восстановительные работы прекратились. На куполах растут молодые деревца и кустарник, ветер рвет железные листы, и лишь массивное старое здание напоминает нам о былом великолепии…

Вера Лаврова ,
руководитель кружка краеведения Перемской школы, Добрянский район

Самым старым населённым пунктом на территории Добрянского района является село Перемское

 
По теме
14 марта в России отмечают День православной книги. Праздник был учреждён в 2009 году и приурочен к памятной исторической дате – появлению первой в России печатной книги «Апостол»,
  Архив ИД «Компаньон» В день траура, 24 марта, в храмах и монастырях Пермского края священники вознесли молитвы о погибших и пострадавших в теракте в Красногорске.
В Перми отметили 120-летие кончины протоиерея Стефана Луканина, основателя Белогорской обители - Вечерние ведомости pravperm.ru По благословению главы Пермской митрополии Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского, 24 и 25 марта в Перми прошли мероприятия, посвященные 120-летию со дня кончины епархиального миссионера,
Вечерние ведомости
Смертельный обгон - Газета Огни Камы Летом прошлого года 29-летний мужчина, управляя автомобилем, стал виновником дорожно-транспортного происшествия, повлекшего по неосторожности смерть женщины-водителя и её пассажира.
Газета Огни Камы
Экскурсия в ГБУЗ ПК «ПССМП» - Базовый медколледж 25 марта наших первокурсников специальности «Лечебное дело» открытыми дверями встретила Пермская станция скорой медицинской помощи.
Базовый медколледж
Экскурсия в ГБУЗ ПК «ГКБ №1» - Базовый медколледж 14 марта студенты разных курсов Пермского базового медицинского колледжа посетили ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница № 1».
Базовый медколледж
Театр-Театр - Новый Компаньон Спектакли покажут театры из Новоуральского, Красноярска, Чебоксар и Санкт-Петербурга   Театр-Театр В Перми начались гастроли Новоуральского театра музыки.
Новый Компаньон